Цели: Познакомить учащихся с историей развития информирования русского костюма Восточной Сибири, его собирательного образа.
Ход урока:
Изучение нового материала (сообщение учителя).
У русской национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.
Русская народная одежда различалась по назначению: будничная, праздничная, траурная, свадебная или венчальная, по возрасту и семейному положению.
Основными тканями, используемыми для одежды, были домотканый холст и шерсть, а с середины XIX века - фабричные: шелк, атлас, парча. Сибирь была подвержена миграции. Люди приезжали из разных мест, с севера и юга. Костюм формировался под этим влиянием.
В женской одежде широко распространен сарафан (дольник, кумачник), понева (распашная юбка).
Показ кукол в костюмах.
Термин "сарафан" впервые появился в русских письменных источниках в XIV веке. Упоминание о его существовании встречается на страницах Никоновской летописи в 1376 году.
Происхождение самого названия ведется от персидского слова "сарапа", что означает одетый "с ног до головы".
Существует предположение, что он появился в женском гардеробе как церемониальная одежда при царском дворе Ивана IV. С его пирамидальным конусообразным силуэтом связывалось представление о единстве Руси. Кроме русского Севера и центральных областей, сарафан распространился на Урале и в Сибири, часто встречался в костюме казачек.
Вопрос: Как вы считаете, что ценится главным элементом в женском костюме, сарафан или рубаха?
Ответ:
Практическая часть урока.
Изучение технологической последовательности изготовления косника:
Крой по шаблону:
Технологическая карта изучается на уроке (прилагается).Вышитые узоры выполнялись льняными, конопляными, шелковыми, шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями.
Вопрос: Что такое орнамент?
Ответ: От латинского слова, означающего украшение, узор, построенный на ритмичном чередовании в организованном расположении элементов (ромбы, звезды, кустики, елочки и т.д.).
Рассматривая узоры орнамента на примерах народных промыслов: Хохломы, Жостова, Палеха, Гжели, Городца.
Вопрос: Что изображали мастера-художники на своих изделиях? (Беседу с учащимися подводили к сибирской росписи).
Ответ: Сибирский орнамент яркий, без пестроты и крикливости, с растительным орнаментом, с использованием красного, зеленого, черного, синего цветов, реже - желтого.
Рассмотреть элементы сибирской росписи на изделиях местного художника С.Болотова.
Заключительная часть урока.
Каждая рукотворная вещь - ваше произведение или мастера, очень хочется, чтобы ваши работы донесли как бы из глубины веков народный дух, уклад, свое понимание.
После оформления пришить по краю по 1-2 бисеринки по своему замыслу.