Конструирование и моделирование швейных изделий. Сценарии уроков. Рубаха от сглаза. Русский костюм Восточной Сибири. Косник как часть костюма.

Тема: "Рубаха от сглаза. Русский костюм Восточной Сибири. Косник как часть костюма".

Цели: Познакомить учащихся с историей развития информирования русского костюма Восточной Сибири, его собирательного образа.

Ход урока:

Изучение нового материала (сообщение учителя).

У русской национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.

Русская народная одежда различалась по назначению: будничная, праздничная, траурная, свадебная или венчальная, по возрасту и семейному положению.

Основными тканями, используемыми для одежды, были домотканый холст и шерсть, а с середины XIX века - фабричные: шелк, атлас, парча. Сибирь была подвержена миграции. Люди приезжали из разных мест, с севера и юга. Костюм формировался под этим влиянием.

В женской одежде широко распространен сарафан (дольник, кумачник), понева (распашная юбка).
Показ кукол в костюмах.

Термин "сарафан" впервые появился в русских письменных источниках в XIV веке. Упоминание о его существовании встречается на страницах Никоновской летописи в 1376 году.
Происхождение самого названия ведется от персидского слова "сарапа", что означает одетый "с ног до головы".

Существует предположение, что он появился в женском гардеробе как церемониальная одежда при царском дворе Ивана IV. С его пирамидальным конусообразным силуэтом связывалось представление о единстве Руси. Кроме русского Севера и центральных областей, сарафан распространился на Урале и в Сибири, часто встречался в костюме казачек.

Вопрос: Как вы считаете, что ценится главным элементом в женском костюме, сарафан или рубаха?

Ответ:

  1. Главная в одежде сибирской, как и любой русской, женщины рубаха - холщовая, белая, туникообразная с поликами, вышивкой. Рубаха выступает в роли оберега от сглаза, от воздействия злых сил. Закрытый ворот, длинные рукава, длина ниже колена, фартук, передник, в Сибири - запонок.
  2. Головные уборы. Большое значение в женском костюме принадлежало головным уборам и декоративной косметике. Девушки носили распущенные волосы или одну косу, низко заплетенные решеткой на затылке с вплетенными лентами, бахромой или кистью на конце.

Практическая часть урока.

Изучение технологической последовательности изготовления косника:

Крой по шаблону:

Технологическая карта изучается на уроке (прилагается).Вышитые узоры выполнялись льняными, конопляными, шелковыми, шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями.

Вопрос: Что такое орнамент?

Ответ: От латинского слова, означающего украшение, узор, построенный на ритмичном чередовании в организованном расположении элементов (ромбы, звезды, кустики, елочки и т.д.).

Рассматривая узоры орнамента на примерах народных промыслов: Хохломы, Жостова, Палеха, Гжели, Городца.

Вопрос: Что изображали мастера-художники на своих изделиях? (Беседу с учащимися подводили к сибирской росписи).

Ответ: Сибирский орнамент яркий, без пестроты и крикливости, с растительным орнаментом, с использованием красного, зеленого, черного, синего цветов, реже - желтого.

Рассмотреть элементы сибирской росписи на изделиях местного художника С.Болотова.

  1. Составление эскиза косника в рабочей тетради, используя сибирский орнамент.
  2. Подготовка рабочего места к работе.
  3. Инструктаж по технике безопасности.
  4. Повторение технологии выполнения тамбурного шва и шва рококо.
  5. Выполнение работы по технологической карте.

Заключительная часть урока.

  1. Подведение итогов работы детей.
  2. Проведение выставки работ учеников.

Каждая рукотворная вещь - ваше произведение или мастера, очень хочется, чтобы ваши работы донесли как бы из глубины веков народный дух, уклад, свое понимание.

После оформления пришить по краю по 1-2 бисеринки по своему замыслу.

БОЙКО Надежда Александровна Школа - интернат №4