Технология изготовления швейных изделий. Дидактический материал.

Обслуживающеий труд для 5-6-х классов

В процессе учебы ученикам необходимо не только вникать в смысл получаемой информации, но и запоминать много новых понятий и терминов. Как облегчить им эту работу?

Психологи отмечают, что человеку легче что-то запомнить, если он научится мыслить образами. Зрительная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности.

Чтобы научить школьников запоминать, выделяя самое важное, я использую на уроках технологии простой по содержанию и техническому оформлению дидактический материал, предназначенный как для демонстрации перед всеми учащимися, так и в качестве раздаточного. Это карточки с графическими изображениями (рисунками, словами, их частями и т.д.), передающими информацию в закодированном виде. При этом главная деталь изображения может быть выделена красным цветом. Одни карточки включают в себя слова и рисунки, другие - только рисунки. Последние предназначены для проверки знаний.

В 5-6-х классах школьницы знакомятся с терминологией машинных, ручных и утюжильных работ. Чтобы запомнить и правильно применять термины, многие ученицы пытаются выучить их наизусть. Облегчить запоминание помогают подготовленные мной карточки.

Терминология машинных работ включает следующие понятия: ."стачать", "притачать", "обтачать", "настрочить", "застрочить". Их легче запомнить, если в термине выделена приставка и дано графическое изображение, отражающее действие. Приведу несколько примеров.

Термин "стачать" означает "соединить две или несколько приблизительно равных по величине деталей машинной строчкой" (рис. 1). Приставка с-, выделенная крупным шрифтом, может напомнить начало других слов, близких по значению термину "стачать": "соединить", "составить". Равные по величине детали, соединенные машинной строчкой, изображены графически. Пунктирной линией показано, что соединены могут быть не две, а несколько деталей.

Термин "притачать" означает "соединить части деталей или мелкие детали с основной деталью" (рис. 2). Как и в предыдущем примере, приставка при- вносит в слово присущее ей значение приближения, присоединения, прибавления. На рисунке выделена приставка при- и графически изображены маленькая и большая детали, соединенные машинной строчкой. Пунктирная линия означает, что могут быть соединены несколько деталей.

Термины "сметать", "приметать" изображаются аналогично (рис. 3, 4). Строчка временного крепления обозначается символом -I-. Его легко запомнить, так как графическое изображение напоминает булавку. А она, как известно, используется лишь для временного крепления деталей.

Терминология утюжильных работ также быстрее запомнится, если на карточке используется условное изображение утюга. Например, термин "отутюжить" означает "удалить замины на тканях и деталях изделия" (рис. 5). Графически это изображено волнистой линией, спрямляющейся под подошвой утюга, и буквой "О".

Термин "приутюжить" означает "уменьшить толщину шва, сгиба или края детали" (рис. 6). Изображены утюг с буквой "П" и несколько слоев ткани под его подошвой. Термины "заутюжить" и "разутюжить" легче запомнятся учащимся, если они увидят заложенные на одну сторону (рис. 7) или разложенные на противоположные стороны припуски шва (рис. 8).

В 5-м классе учащиеся начинают работать на швейной машине. Я считаю, что они должны иметь представление о том, как образуется машинная строчка, хотя этот материал изучается лишь в 6-7-х классах. Я подготовила карточку, на которой условно изображено образование двухниточной строчки (рис. 9). Подчеркиваю, что при переплетении ниток верхняя нитка, находящаяся на катушечном стержне, окажется с нижней стороны ткани, а нижняя (со шпульки), наоборот, с верхней стороны ткани.

Объяснить неполадки в работе швейной машины, связанные с регулировкой натяжения ниток, можно с помощью карточки, показанной на рис. 10. Буква "Н" обозначает слово "неполадки". Условное изображение дефектов "петляние сверху" и "петляние снизу", дополненное стрелками, обозначает способ устранения дефектов.

Конечно, пятиклассникам трудно запомнить, что петляние сверху возникнет, если ослаблено натяжение нижней нити, а петляние снизу получится, если ослаблено натяжение верхней нити. К тому же эти неполадки возникают еще из-за сильного натяжения верхней или нижней нити. Но если учащиеся поймут и запомнят рисунок, изображенный на карточке, этого будет пока достаточно.

Карточки можно также использовать при описаниг последовательности выполнения какого-либо машин ного шва. На рис. 11 показана последовательность вы полнения шва стачного вразутюжку.


М.И.Махмутова
учитель школы № 470 Москвы