Программы кружков декоративно-прикладного творчества. "Матрёшка".
Кружок "Матрёшка".
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Работа в кружке мягкой игрушки должна быть направлена на трудовое, эстетическое
воспитание учащихся, способствовать развитию творческой активности и художественных
способностей кружковцев. Школьники приобретают навыки художественного творчества
.получают представления о пропорциях, выразительности формы, отделки, декоративных
свойствах материалов. Очень важно, чтобы в игрушках проявлялись фантазии детей,
выдумка, чувство юмора.
В кружке могут заниматься школьники с 4 по 10 класс. Программа кружка содержит
теоретическую и практическую части н рассчитана на 144 часа, при условии организации
занятий по 2 часа два раза в неделю.
На занятиях кружка учащиеся знакомятся с историей русской народной игрушки
, с художественными промыслами , с. народными традициями отдельных областей,
а так же с образцами современной производственной игрушки и творчеством художников,
работающих в этой области.
Для изложения теоретических вопросов используются такие методы работы, как
рассказ, сопровождающийся показом диафильмов и репродукций, беседа с просмотром
и анализом образцов игрушек. Практическая работа включает зарисовку моделей
игрушек, разработку конструкций модели, составление н выполнение чертежа, заготовку
лекал, раскрой меха или ткани, пошнв и оформление игрушки.
Итоги работы кружка подводятся на отчетной выставке, где представляются .лучшие
работы, а также в виде рефератов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ:
| Тема
| Количество часов
|
общее
| теория
| практика
|
1.
|
Вводное занятие
|
4
|
2
|
2
|
|
Сувениры из ткани
|
|
|
|
|
Матрёшка
|
12
|
2
|
10
|
|
Лошадка
|
8
|
1
|
7
|
|
Козлик
|
12
|
2
|
10
|
|
Клоун
|
16
|
2
|
14
|
|
Львёнок
|
8
|
1
|
7
|
Итого
|
60
|
10
|
50
|
2.
|
Плоские комбинированные игрушки
|
|
|
|
|
Кукла "ЧУКЧОНОК"
|
12
|
2
|
10
|
|
Котенок
|
12
|
1
|
11
|
|
Зайчик, Собака, Медвежонок
|
12
|
2
|
10
|
Итого
|
36
|
5
|
31
|
3.
|
Объемные игрушки из меха
|
|
|
|
|
Зайчик
|
12
|
2
|
10
|
|
Оленёнок
|
12
|
1
|
11
|
|
Щенок
|
12
|
1
|
11
|
Итого
|
36
|
5
|
31
|
Экскурсия и общественно полезный труд
|
36
|
5
|
31
|
ИТОГО
|
36
|
5
|
31
|
ПРОГРАММА:
Вводное занятие
- План и задачи кружка.
- Просмотр игрушек выполненных кружковцами
- Правила повеления в кружке.
- Оборудование кабинета
- Организация рабочего места,
- Инструменты и материалы, необходимые для работы
- Правила безопасности труда.
Практические занятия
- Оформление альбома.
- Запись правил безопасности труда.
Матрешка
- История народной игрушки.
- Характерные особенности национальных костюмов различных республик,
- Элементы народной одежды в оформлении игрушки.
- Правила раскроя ткани
Практические занятия
- Зарисовка народного костюма;
- Выполнение эскизов оформления игрушки с использованием элементов народной
одежды;
- Выполнение выкроек-лекал н чертежа;
- Выбор ткани;
- Раскрой деталей;
- Пошив и оформление игрушки;
- Просмотр и оценка выполненной работы.
Лошадка
- Традиция расписной деревянной игрушки Городецких мастеров.
- Сравнительный анапнз декоративного решения сувенира-лошадки н Городецких
игрушек.
Практические занятия
- Зарисовка мотивов Городецкой росписи;
- Зарисовка и оформление сувениров лошадки в нескольких вариантах выполнение
выкроек-лекал;
- Чертеж;
- Заготовка прокладки из поролона;
- Сметывание и пошив игрушки;
- Оформление модели;
- Просмотр н оценка выполненной работы.
Козлик
- История сувенира и его назначение
- Производство современных сувениров.
Практические занятия
- Зарисовка модели в альбоме;
- Выполнение выкроек -лекал;
- Заготовка прокладок нэ поролона и картона;
- Сшивание деталей;
- Соединение частей игрушки;
- Оформление модели;
- Просмотр и оценка работы.
Клоун
- Художественные традиции старинного крестьянского творчества - лоскутные
покрывала..
- Особенности выполнения лоскутной мозаики.
- Подбор ткани по цвету и рисунку.
Практические занятия
- Заготовка основы игрушки;
- Зарисовка модели и запись последовательности выполнения игрушки;
- Раскрой деталей модели из ткани;
- Работа с клеем;
- Сшивание деталей;
- Соединение сторон игрушки при помощи тесьмы;
- Оформление модели;
- Просмотр и оценка работы.
Львёнок
- История создания Государственного музея игрушки в Загорске.
- Игрушки первых лет Советской власти,
- Современная производственная игрушка ее связь с народной.
- Анализ модели.
- Самостоятельное выполнение модели.
- Вводный инструктаж.
Практические занятия
- Запись последовательности выполнения игрушки;
- Зарисовка модели;
- Выполнение выкроек - лекал;
- Чертеж;
- Выбор ткани;
- Раскрой н сметывание деталей;
- Пошив и оформление игрушки;
- Просмотр и оценка выполненной работы
Кукла "ЧУКЧОНОК"
- Декоративно - прикладное искусство народов Сибири и Дальнего Востока.
- Одежда народов Сибири.
- Условность образа куклы.
- Анализ конструкции модели.
- Применение меха в оформлении.
Практические занятия
- Зарисовка элементов народной одежды и орнамента;
- Выполнение эскиза игрушки с использованием зарисовок;
- Заготовка выкроек - лекал;
- Чертеж;
- Раскрой тканн н прокладки нз поролона;
- Пошнв н оформление игрушки;
- Просмотр и оценка работы.
Зайчонок, Собака, Медвежонок
- Применение декоративных игрушек в современном интерьере.
- Закрепление навыков в пошиве плоских комбинированных игрушек нэ ткани меха.
- Самостоятельное выполнение задания.
- Сравнительный анализ моделей.
- Вводный инструктаж.
Практические занятия
- Зарисовка игрушки;
- Выполнение выкроек - лекал;
- Чертеж;
- Запись, последовательного выполнения задания;
- Заготовка прокладки из поролона;
- Раскрой ткани и меха;
- Пошив и оформление игрушки;
- Просмотр и оценка выполненной работы.
Котенок
- История народной деревянной игрушки.
- Художественный образ резной и расписной деревянной игрушки Загорска, Богородской,
Архангельской и горьковской областей.
Практические занятия
- Заготовка прокладки щ поролона:
- Раскрой ткани и меха:
- Сметывание и пошив игрушки:
- Оформление и просмотр.
Зайчик
- Навыки в изготовлении объемных игрушек из меха,
- Краткие сведения о современной анималистической игрушке.
- Использование ковровых сннтети-теских материалов в фабричной игрушке (меховой).
- Ра-знавидноста синтетического меха .
- Правила раскроя меха.
Практические занятия
- Зарисовка игрушки;
- Выполнение выкроек - лекал;
- Чертеж;
- Раскрой меха;
- Сметывание и сшивания деталей;
- Вывертывание и набивка деталей;
- Соединение деталей;
- Оформление игрушки;
- Просмотр н оценка работ.
Оленёнок
- История народной глиняной игрушки.
- Традиционная глиняная игрушка Каргополя, Дымкова, Филимонова,
- Повторение правил раскроя меха.
- Анализ конструкции модели.
- Особенности изготовления каркасных игрушек.
Практические занятия
- Зарисовка игрушки;
- Выполнение выкроек - лекал;
- Чертеж;
- Раскрой меха;
- Сметывание н сшивание деталей;
- Заготовка и укрепление каркаса;
- Набивка игрушки;
- Соединение деталей;
- Оформление игрушки;
- Просмотр и оценка работ.
Щенок
- Закрепление навыков в пошиве объемных игрушек.
- Самостоятельная работа над заданием.
- Различные варианты оформления.
Практические занятия
- Зарисовка игрушки;
- Выполнение выкроек -лекал;
- Чертеж;
- Запись последовательности работ при изготовление игрушки;
- Подбор н раскрой меха;
- Сметывание и сшивание деталей;
- Заготовка и укрепление каркаса;
- Набивка формы;
- Соединение деталей;
- Оформление игрушки;
- Оценка выполненной работы;
- Подведение итогов работы за год,
ЛИТЕРАТУРА
- Белобородова JLTI. "Приамурские узоры", Л.,1975-
- Блннов Г.М. "Чудо - кони, чудо - птицы".М.,1977.
- Богуславская И.Я. "Русская глиняная игрушка",М.,1975.
- Жегалова С.К. "Прянник, прялка н птица Сирин". М.,1983.
- Максимов Ю.В, " У истоков мастерства" М.,1983.
- Молотобарава О.С. "Кружок изготовления игрушек - сувениров. М., 1983.