Учебная программа
Пояснительная записка
Предлагаемая программа включает основные виды художественной обработки волокнистых материалов.
Программа рассчитана на три года. За это время школьники должны овладеть технологией и практическими навыками в выполнении вышивки, аппликации, кружева, мягкой игрушки и т, д., познакомиться с основами текстильной композиции.
Предлагаемые в данной программе виды художественной обработки волокнистых материалов являются традиционными для народного творчества, а, следовательно, имеют свои технические и художественные особенности.
Ребята с самого начала должны проникнуться важностью своей работы, даже если это простейшие подготовительные операции. Желательно, чтобы с самых первых уроков изучение художественных ремесел проходило на том материале, в котором выполнены изделия художественного промысла.
В народном творчестве нет мелочей. Поэтому необходимо обращать внимание на выбор и подготовку материала. Несмотря на кажущуюся обычность используемого сырья, у каждого народа, в каждом про-мысЛе есть свои тонкости подготовки нитей и тканей, своя излюбленная цветовая гамма, свои способы отделки. Все это в комплексе и дает неповторимый декоративный эффект.
Должное внимание нужно также уделять умению обращаться со специальными инструментами и оборудованием, знанию и соблюдению технологических режимов обработки материалов. Без этого немыслим процесс создания художественного изделия.
В процессе занятий нужно постараться раскрыть школьникам удивительный мир красоты и гармонии народного искусства, вобравший в себя многовековые традиции художественного творчества. Важно умело сочетать наглядный показ приемов художественной обработки текстильных материалов с интересным, содержательным рассказом об искусстве, с демонстрацией изделий народных мастеров.
Полученные теоретические знания необходимо тут же закреплять, выполняя в материале собственные варианты изделий и украшая их творчески переработанными композициями. Такие предметы сразу займут место в жилом или общественном интерьере, станут частью или дополнением современного костюма. Такое обучение дает школьникам возможность почувствовать значимость и практическую необходимость их творчества.
Следует приветствовать и творческий, нестандартный подход учащихся к выполнению задания (к выбору композиции, цветовой гамме, материалов и т, п.). Необходимо привлекать учеников к коллективному творчеству, что способствует развитию коммуникативных качеств личности.
Время, необходимое для выполнения конкретных учебных заданий, их объем, сложность и последовательность, могут быть различны. Педагог сам решает эти вопросы в зависимости от местных условий и возможностей, национальных традиций и характера изделий, от учебных и воспитательных задач, от уровня художественной подготовки школьников, их индивидуальных интересов и склонностей.
В кружках начального периода обучения первые навыки дети получают в процессе выполнения определенного задания, где освоение простейших технических приемов связано с художественной деятельностью. Для занятий с детьми первого года обучения необходимы различные по степени сложности задания для индивидуального и коллективного исполнения.
Кружковцы второго и третьего года обучения расширяют и углубляют свои знания, совершенствуют умения и навыки, выполняют творческие работы, получая большую самостоятельность в выборе и решении темы, учатся отбирать и систематизировать информацию. Предоставляя им как можно больше самостоятельности, руководитель должен активизировать и направлять творческую деятельность учащихся, помогать в выполнении поставленной задачи.
Своеобразным отчетом о достижении кружковцев являются художественные выставки (годовые или полугодовые) работ учащихся. Можно организовать постоянно действующую экспозицию лучших детских работ, периодически заменяя экспонаты.
Структура занятий включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает проведение бесед по изучению народного творчества и декоративно-прикладного искусства, по истории развития основных художественных центров вышивки, кружевоплетения, ткачества и т. п., о народных мастерах и творчестве художников, работающих в области декоративно-прикладного искусства.
Практическая часть предполагает работу в нескольких направлениях:
Изучение основ построения композиции знакомит учащихся с особенностями заполнения пространства изделия, дает понятие о пропорциях, соразмерности частей, ритме, симметрии, асимметрии, композиционном центре, колористических особенностях, гармонии формы и цвета.
Разработка творческих эскизов-вариантов изделий способствует развитию творческих способностей школьников, их активности, самостоятельности. Кружковцы учатся находить средства выражения художественного образа, использовать полученные знания в своей творческой работе, видеть связь способов деко-рировки изделий с их функциональным назначением.
Выполнение изделий в материале способствует формированию и развитию практических умений и навыков в художественной обработке волокнистых материалов, дает общее представление о значении и месте каждого вида декоративного искусства среди других областей народного творчества, знакомит учащихся с вопросами материаловедения и технологии обработки материалов в предлагаемых видах декоративного искусства.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
| |||
Тема
|
Примерное количество часов по годам обучения
| ||
I
|
II
|
III
| |
Вышивка
|
30/15
|
30/15
|
30/15
|
Аппликация
|
30/15
|
30/15
|
30/15
|
Кружево-плетение
|
30/15
|
30/15
|
30/15
|
Мягкая игрушка
|
30/15
|
30/15
|
30/15
|
Художественное оформление одежды
|
20/10
|
20/10
|
20/10
|
Всего
|
140/70
|
140/70
|
140/70
|
Первый уровень
(первый год обучения)
ПРОГРАММА
Вышивка
История развития вышивки в России. Вышивка -один из древнейших видов декоративного искусства, традиционный для народов России способ художественной обработки текстильных материалов. Знакомство с характерными узорами, цветовыми сочетаниями и приемами вышивки Севера, Юга и Центра России.
Освоение в процессе знакомства с основными орнаментальными композициями мотивов геометрического орнамента:
Освоение поэтического мира образов древней славянской символики, где сказочные представления народа сплелись с реальными наблюдениями окружающей их природы. Стилизованные изображения цветов, кустов и деревьев, фигур птиц, зверей, человека, а также архитектурных мотивов. Основные символы:
Варианты заданий:
В процессе знакомства с образами русской народной вышивки возможно выполнение эскизов:
Для выполнения ручной вышивки необходимы ткань и нитки, выбор которых зависит от назначения изделия, характера орнамента и способа его вышивания.
Учащиеся должны ознакомиться с инструментами и приспособлениями для вышивки. Они должны знать способы перевода рисунка на ткань, способы увеличения и уменьшения рисунка, правила закрепления рабочих ниток на ткани.
Освоение соединительных краевых швов: шов вперед иголку, шов за иголку, шов строчка, петельный шов.
Выполнение декоративных швов. Знакомство с верхошвами:
Варианты заданий:
В процессе знакомства с художественными достоинствами русской народной вышивки школьники учатся понимать целостность народных образов, органичное единство эстетического и функционального значения вещи. Особое внимание следует обратить на организацию пространства изделия (пропорции и соразмерность деталей, гармонию орнаментального и цветового решения композиции).
Аппликация
Понятие аппликации, знакомство с историей ее развития. Аппликация в искусстве народов России. Классификация аппликации. Знакомство с инструментами, приспособлениями и материалами для аппликации. Освоение технологии изготовления накладных аппликаций и коллажей. Одноцветные и многоцветные аппликации.
Варианты заданий:
Знакомство с технологией изготовления плоских накладных аппликаций и коллажей:
Варианты заданий:
Кружевоплетение
В данном разделе ознакомить учащихся с историей развития кружевопяетения в нашей стране. Металлическое кружево Древней Руси (золотое кружево). Льняное и шелковое кружево XVIII-XIX веков. Особенности кружева XIX века Московской, Тульской, Орловской, Вологодской и Ярославской губерний (льняные кружева типа волонсьенн и шелковые блонды). Нитяное белое и цветное крестьянское кружево.
Центры кружевоплетения конца XIX века: Вологда, Елец, Михайлово, Балахна, Вятка, Арзамас, Калязин и Торжок.
Дать общие понятия:
Инструменты и приспособления для кружева (коклюшки, подушки и подставки) можно изготовить на уроках труда в школьных мастерских. Необходимо ознакомить учащихся с материалами для кружево-плетения, с правилами изготовления сколка для кружева, намоткой и закреплением ниток на коклюшках.
Варианты заданий:
Школьники должны освоить основные приемы плетения: плетешок, полотнянку, сетку, решетку, нос-новку. Запомнить основные понятия кружевоплетения: перевить, ползаплета, полный заплет.
Варианты заданий:
Мягкая игрушка
В данном разделе программы предлагается исполнение детьми игрушек-сувениров в подарок родным и друзьям, выполнение работ декоративного плана для оформления интерьера. В процессе занятий учащиеся переходят от простых изделий к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется изготовить простейшие модели - это плоские или полуобъемные игрушки из несыпучих материалов, украшенные вышивкой, аппликацией, кружевом, тесьмой, шнуром и т. п. Дети учатся аккуратно соединять детали игрушки, выполнять лицевые швы, получают навыки в декоративном оформлении игрушки, работают над сюжетно-образной игрушкой, выполненной из мягких материалов.
Учащиеся знакомятся с историей игрушки, узнают о декоративных, художественных, стилистическиих особенностях игрушек Троице-Сергиева Посада, села Богородского, матрешек Семенова, Полоховского-Майдана, Осваивают образы филимоновских, дымковских, каргапольских глиняных игрушек.
Школьники получают навыки работы с инструментами и материалами, необходимыми для изготовления мягкой игрушки, разрабатывают проект игрушки, изготавливают выкройку деталей, раскраивают ткань, обрабатывают детали кроя.
Варианты заданий:
Художественное оформление одежды
Общие сведения об одежде. Требования, предъявляемые к ней. Общие понятия "платье", "костюм", "гардероб" и т. д.. Классификация современной одежды.
Знакомство с традиционной русской одеждой: северорусский женский костюм: сарафан, рубаха, пояс, иногда передник, душегрея, епанечка; головной убор: кокошник для женщин, лента, венец или коруна для девушек; южнорусский женский костюм: рубаха, понева, передник- "запон", навершник, головной убор: кокошник, "сорока". Разнообразие региональных вариантов крестьянской одежды. Общее и характерное в силуэте, крое, колорите и декоре женского праздничного крестьянского костюма. Многослойность костюма; плавность формы; богатая декорировка; яркий живописный характер тканей; простота и цельность силуэта; статичность образа. Многообразие форм и отделки головного убора. Народный костюм - отображение общенационального культурного уровня. Функциональное назначение костюма. Знакомство с основными элементами кроя деталей костюма.
Варианты заданий:
Второй уровень
(второй год обучения)
ПРОГРАММА
Продолжается знакомство с художественными и техническими особенностями обработки волокнистых материалов, формирование и развитие художественно-практических умений и навыков, эстетических знаний, чувства гармонии, эмоционального восприятия народного искусства, стремления к самостоятельности и творчеству.
Вышивка
Освоение приемов вышивки:
Объяснение необходимо сочетать с показом предметов крестьянского быта с вышивкой в данной технике. Желательно использовать характерные элементы местной региональной старинной вышивки.
Варианты заданий:
Аппликация
Второй год обучения предполагает освоение более сложных видов аппликации:
Варианты заданий:
Кружевоплетение
Освоение техники сцепного кружева, знакомство с образцами сцепного кружева Вологды, Ельца, Арзамаса и т. д.. Многообразие локальных школ народного мастерства. Особенности построения орнамента в сцепном кружеве, связь с техникой исполнения, с материалом и назначением предмета.
Варианты заданий:
Мягкая игрушка
Учащиеся выполняют более сложные по сравнению с первым годом обучения задания. Предлагается изготовить объемные игрушки из различных текстильных материалов. Дети учатся разрабатывать проекты игрушек, выполнять выкройки по разработанным проектам, осваивают способы обработки внутренних швов и внешнего декорирования изделия. Игрушка-самоделка развивает образное мышление, творческое воображение, техническое изобретательство, конструктивные возможности, учит отбирать не многое, но самое типичное во внешнем облике птицы, зверя, человека, требует умения найти самое характерное в облике.
Варианты заданий:
Художественное оформление одежды
Знакомство с историей развития одежды. Костюм как часть культуры, как яркое выражение специфики развития общества разных стран и народов. Стиль и мода. Сохранение народных традиций в моделировании и художественном оформлении одежды. Вышивка, аппликация и кружево, их роль в декорировании одежды.
Варианты заданий:
Возможно изготовление костюма в натуральную величину для новогоднего маскарада, для вечера встречи литературных героев или для брейн-ринга "Чья эпоха лучше?" ( с использованием имеющихся подручных средств - главное условие отразить дух эпохи, национальное своеобразие и художественные особенности одежды).
Третий уровень
(третий год обучения)
ПРОГРАММА
Дальнейшее знакомство с декоративным искусством народов России. Углубление и расширение знаний в области художественной обработки волокнистых материалов. Совершенствование умений и навыков.
Вышивка
Освоение сквозной ажурной вышивки в технике строчка, перевить (цветная перевить, белая строчка: горьковский гипюр, крестецкая строчка).
Варианты заданий:
Аппликация
Знакомство с технологическими и художественными особенностями выполнения прорезной аппликации. Прорезная аппликация в изделии.
Освоение технических приемов выполнения прорезной аппликации - работа на образце.
Варианты заданий:
Кружевоплетение
На основе полученных ранее знаний, умений и навыков школьникам предлагается освоение более сложных образцов парной техники плетения кружева, Знакомство с техническими и орнаментально-композиционными приемами численного и парного кружева. Осознание функционального и эстетического значения изделий, самобытности и неповторимости национальной культуры на конкретно-региональном ее выражении. Освоение образцов парного и численного кружева Ельца, Балахны, Галича.
Варианты заданий:
Мягкая игрушка
Дети осваивают технику выполнения игрушек с шарнирами (с движущимися руками, ногами и головой), кукол-марионеток и кукол-перчаток (кукол на руку) для школьного кукольного театра.
Варианты заданий:
Художественное оформление одежды
Композиция одежды и силуэт, Зрительные иллюзии в одежде. Пропорции в одежде. Декорирование одежды и ее функциональное назначение. Использование различных материалов в художественном оформлении одежды. Цвет в одежде, его значение, цветовая гармония.
Варианты заданий:
Традиционные промыслы и ремесла 1'97
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ВОЛОКНИСТЫХ МАТЕРИАЛОВ. Учебная программа
Н.В. Свиридова
© ООО "Издательство РОДНИКЪ"
© Всероссийский Центр художественного творчества учащихся и работников начального
профессионального образования