Программы кружков декоративно-прикладного творчества. Художественная обработка волокнистых материалов.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ОБРАБОТКА
ВОЛОКНИСТЫХ
МАТЕРИАЛОВ

Учебная программа

Пояснительная записка

Предлагаемая программа включает основные виды художественной обработки волокнистых материалов.

Программа рассчитана на три года. За это время школьники должны овладеть технологией и практическими навыками в выполнении вышивки, аппликации, кружева, мягкой игрушки и т, д., познакомиться с основами текстильной композиции.

Предлагаемые в данной программе виды художественной обработки волокнистых материалов являются традиционными для народного творчества, а, следовательно, имеют свои технические и художественные особенности.

Ребята с самого начала должны проникнуться важностью своей работы, даже если это простейшие подготовительные операции. Желательно, чтобы с самых первых уроков изучение художественных ремесел проходило на том материале, в котором выполнены изделия художественного промысла.

В народном творчестве нет мелочей. Поэтому необходимо обращать внимание на выбор и подготовку материала. Несмотря на кажущуюся обычность используемого сырья, у каждого народа, в каждом про-мысЛе есть свои тонкости подготовки нитей и тканей, своя излюбленная цветовая гамма, свои способы отделки. Все это в комплексе и дает неповторимый декоративный эффект.

Должное внимание нужно также уделять умению обращаться со специальными инструментами и оборудованием, знанию и соблюдению технологических режимов обработки материалов. Без этого немыслим процесс создания художественного изделия.

В процессе занятий нужно постараться раскрыть школьникам удивительный мир красоты и гармонии народного искусства, вобравший в себя многовековые традиции художественного творчества. Важно умело сочетать наглядный показ приемов художественной обработки текстильных материалов с интересным, содержательным рассказом об искусстве, с демонстрацией изделий народных мастеров.

Полученные теоретические знания необходимо тут же закреплять, выполняя в материале собственные варианты изделий и украшая их творчески переработанными композициями. Такие предметы сразу займут место в жилом или общественном интерьере, станут частью или дополнением современного костюма. Такое обучение дает школьникам возможность почувствовать значимость и практическую необходимость их творчества.

Следует приветствовать и творческий, нестандартный подход учащихся к выполнению задания (к выбору композиции, цветовой гамме, материалов и т, п.). Необходимо привлекать учеников к коллективному творчеству, что способствует развитию коммуникативных качеств личности.

Время, необходимое для выполнения конкретных учебных заданий, их объем, сложность и последовательность, могут быть различны. Педагог сам решает эти вопросы в зависимости от местных условий и возможностей, национальных традиций и характера изделий, от учебных и воспитательных задач, от уровня художественной подготовки школьников, их индивидуальных интересов и склонностей.

В кружках начального периода обучения первые навыки дети получают в процессе выполнения определенного задания, где освоение простейших технических приемов связано с художественной деятельностью. Для занятий с детьми первого года обучения необходимы различные по степени сложности задания для индивидуального и коллективного исполнения.

Кружковцы второго и третьего года обучения расширяют и углубляют свои знания, совершенствуют умения и навыки, выполняют творческие работы, получая большую самостоятельность в выборе и решении темы, учатся отбирать и систематизировать информацию. Предоставляя им как можно больше самостоятельности, руководитель должен активизировать и направлять творческую деятельность учащихся, помогать в выполнении поставленной задачи.

Своеобразным отчетом о достижении кружковцев являются художественные выставки (годовые или полугодовые) работ учащихся. Можно организовать постоянно действующую экспозицию лучших детских работ, периодически заменяя экспонаты.

Структура занятий включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает проведение бесед по изучению народного творчества и декоративно-прикладного искусства, по истории развития основных художественных центров вышивки, кружевоплетения, ткачества и т. п., о народных мастерах и творчестве художников, работающих в области декоративно-прикладного искусства.

Практическая часть предполагает работу в нескольких направлениях:

Изучение основ построения композиции знакомит учащихся с особенностями заполнения пространства изделия, дает понятие о пропорциях, соразмерности частей, ритме, симметрии, асимметрии, композиционном центре, колористических особенностях, гармонии формы и цвета.

Разработка творческих эскизов-вариантов изделий способствует развитию творческих способностей школьников, их активности, самостоятельности. Кружковцы учатся находить средства выражения художественного образа, использовать полученные знания в своей творческой работе, видеть связь способов деко-рировки изделий с их функциональным назначением.

Выполнение изделий в материале способствует формированию и развитию практических умений и навыков в художественной обработке волокнистых материалов, дает общее представление о значении и месте каждого вида декоративного искусства среди других областей народного творчества, знакомит учащихся с вопросами материаловедения и технологии обработки материалов в предлагаемых видах декоративного искусства.

 
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема
Примерное количество часов по годам обучения
I
II
III
Вышивка
30/15
30/15
30/15
Аппликация
30/15
30/15
30/15
Кружево-плетение
30/15
30/15
30/15
Мягкая игрушка
30/15
30/15
30/15
Художественное оформление одежды
20/10
20/10
20/10
Всего
140/70
140/70
140/70

Первый уровень
(первый год обучения)
ПРОГРАММА

Вышивка

История развития вышивки в России. Вышивка -один из древнейших видов декоративного искусства, традиционный для народов России способ художественной обработки текстильных материалов. Знакомство с характерными узорами, цветовыми сочетаниями и приемами вышивки Севера, Юга и Центра России.

Освоение в процессе знакомства с основными орнаментальными композициями мотивов геометрического орнамента:

Освоение поэтического мира образов древней славянской символики, где сказочные представления народа сплелись с реальными наблюдениями окружающей их природы. Стилизованные изображения цветов, кустов и деревьев, фигур птиц, зверей, человека, а также архитектурных мотивов. Основные символы:

Варианты заданий:

В процессе знакомства с образами русской народной вышивки возможно выполнение эскизов:

Для выполнения ручной вышивки необходимы ткань и нитки, выбор которых зависит от назначения изделия, характера орнамента и способа его вышивания.

Учащиеся должны ознакомиться с инструментами и приспособлениями для вышивки. Они должны знать способы перевода рисунка на ткань, способы увеличения и уменьшения рисунка, правила закрепления рабочих ниток на ткани.

Освоение соединительных краевых швов: шов вперед иголку, шов за иголку, шов строчка, петельный шов.

Выполнение декоративных швов. Знакомство с верхошвами:

Варианты заданий:

В процессе знакомства с художественными достоинствами русской народной вышивки школьники учатся понимать целостность народных образов, органичное единство эстетического и функционального значения вещи. Особое внимание следует обратить на организацию пространства изделия (пропорции и соразмерность деталей, гармонию орнаментального и цветового решения композиции).

Аппликация

Понятие аппликации, знакомство с историей ее развития. Аппликация в искусстве народов России. Классификация аппликации. Знакомство с инструментами, приспособлениями и материалами для аппликации. Освоение технологии изготовления накладных аппликаций и коллажей. Одноцветные и многоцветные аппликации.

Варианты заданий:

Знакомство с технологией изготовления плоских накладных аппликаций и коллажей:

Варианты заданий:

Кружевоплетение

В данном разделе ознакомить учащихся с историей развития кружевопяетения в нашей стране. Металлическое кружево Древней Руси (золотое кружево). Льняное и шелковое кружево XVIII-XIX веков. Особенности кружева XIX века Московской, Тульской, Орловской, Вологодской и Ярославской губерний (льняные кружева типа волонсьенн и шелковые блонды). Нитяное белое и цветное крестьянское кружево.

Центры кружевоплетения конца XIX века: Вологда, Елец, Михайлово, Балахна, Вятка, Арзамас, Калязин и Торжок.

Дать общие понятия:

Инструменты и приспособления для кружева (коклюшки, подушки и подставки) можно изготовить на уроках труда в школьных мастерских. Необходимо ознакомить учащихся с материалами для кружево-плетения, с правилами изготовления сколка для кружева, намоткой и закреплением ниток на коклюшках.

Варианты заданий:

Школьники должны освоить основные приемы плетения: плетешок, полотнянку, сетку, решетку, нос-новку. Запомнить основные понятия кружевоплетения: перевить, ползаплета, полный заплет.

Варианты заданий:

Мягкая игрушка

В данном разделе программы предлагается исполнение детьми игрушек-сувениров в подарок родным и друзьям, выполнение работ декоративного плана для оформления интерьера. В процессе занятий учащиеся переходят от простых изделий к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется изготовить простейшие модели - это плоские или полуобъемные игрушки из несыпучих материалов, украшенные вышивкой, аппликацией, кружевом, тесьмой, шнуром и т. п. Дети учатся аккуратно соединять детали игрушки, выполнять лицевые швы, получают навыки в декоративном оформлении игрушки, работают над сюжетно-образной игрушкой, выполненной из мягких материалов.

Учащиеся знакомятся с историей игрушки, узнают о декоративных, художественных, стилистическиих особенностях игрушек Троице-Сергиева Посада, села Богородского, матрешек Семенова, Полоховского-Майдана, Осваивают образы филимоновских, дымковских, каргапольских глиняных игрушек.

Школьники получают навыки работы с инструментами и материалами, необходимыми для изготовления мягкой игрушки, разрабатывают проект игрушки, изготавливают выкройку деталей, раскраивают ткань, обрабатывают детали кроя.

Варианты заданий:

Художественное оформление одежды

Общие сведения об одежде. Требования, предъявляемые к ней. Общие понятия "платье", "костюм", "гардероб" и т. д.. Классификация современной одежды.

Знакомство с традиционной русской одеждой: северорусский женский костюм: сарафан, рубаха, пояс, иногда передник, душегрея, епанечка; головной убор: кокошник для женщин, лента, венец или коруна для девушек; южнорусский женский костюм: рубаха, понева, передник- "запон", навершник, головной убор: кокошник, "сорока". Разнообразие региональных вариантов крестьянской одежды. Общее и характерное в силуэте, крое, колорите и декоре женского праздничного крестьянского костюма. Многослойность костюма; плавность формы; богатая декорировка; яркий живописный характер тканей; простота и цельность силуэта; статичность образа. Многообразие форм и отделки головного убора. Народный костюм - отображение общенационального культурного уровня. Функциональное назначение костюма. Знакомство с основными элементами кроя деталей костюма.

Варианты заданий:

Второй уровень
(второй год обучения)
ПРОГРАММА

Продолжается знакомство с художественными и техническими особенностями обработки волокнистых материалов, формирование и развитие художественно-практических умений и навыков, эстетических знаний, чувства гармонии, эмоционального восприятия народного искусства, стремления к самостоятельности и творчеству.

Вышивка

Освоение приемов вышивки:

Объяснение необходимо сочетать с показом предметов крестьянского быта с вышивкой в данной технике. Желательно использовать характерные элементы местной региональной старинной вышивки.

Варианты заданий:

Аппликация

Второй год обучения предполагает освоение более сложных видов аппликации:

Варианты заданий:

Кружевоплетение

Освоение техники сцепного кружева, знакомство с образцами сцепного кружева Вологды, Ельца, Арзамаса и т. д.. Многообразие локальных школ народного мастерства. Особенности построения орнамента в сцепном кружеве, связь с техникой исполнения, с материалом и назначением предмета.

Варианты заданий:

Мягкая игрушка

Учащиеся выполняют более сложные по сравнению с первым годом обучения задания. Предлагается изготовить объемные игрушки из различных текстильных материалов. Дети учатся разрабатывать проекты игрушек, выполнять выкройки по разработанным проектам, осваивают способы обработки внутренних швов и внешнего декорирования изделия. Игрушка-самоделка развивает образное мышление, творческое воображение, техническое изобретательство, конструктивные возможности, учит отбирать не многое, но самое типичное во внешнем облике птицы, зверя, человека, требует умения найти самое характерное в облике.

Варианты заданий:

Художественное оформление одежды

Знакомство с историей развития одежды. Костюм как часть культуры, как яркое выражение специфики развития общества разных стран и народов. Стиль и мода. Сохранение народных традиций в моделировании и художественном оформлении одежды. Вышивка, аппликация и кружево, их роль в декорировании одежды.

Варианты заданий:

Возможно изготовление костюма в натуральную величину для новогоднего маскарада, для вечера встречи литературных героев или для брейн-ринга "Чья эпоха лучше?" ( с использованием имеющихся подручных средств - главное условие отразить дух эпохи, национальное своеобразие и художественные особенности одежды).

Третий уровень
(третий год обучения)
ПРОГРАММА

Дальнейшее знакомство с декоративным искусством народов России. Углубление и расширение знаний в области художественной обработки волокнистых материалов. Совершенствование умений и навыков.

Вышивка

Освоение сквозной ажурной вышивки в технике строчка, перевить (цветная перевить, белая строчка: горьковский гипюр, крестецкая строчка).

Варианты заданий:

Аппликация

Знакомство с технологическими и художественными особенностями выполнения прорезной аппликации. Прорезная аппликация в изделии.

Освоение технических приемов выполнения прорезной аппликации - работа на образце.

Варианты заданий:

Кружевоплетение

На основе полученных ранее знаний, умений и навыков школьникам предлагается освоение более сложных образцов парной техники плетения кружева, Знакомство с техническими и орнаментально-композиционными приемами численного и парного кружева. Осознание функционального и эстетического значения изделий, самобытности и неповторимости национальной культуры на конкретно-региональном ее выражении. Освоение образцов парного и численного кружева Ельца, Балахны, Галича.

Варианты заданий:

Мягкая игрушка

Дети осваивают технику выполнения игрушек с шарнирами (с движущимися руками, ногами и головой), кукол-марионеток и кукол-перчаток (кукол на руку) для школьного кукольного театра.

Варианты заданий:

Художественное оформление одежды

Композиция одежды и силуэт, Зрительные иллюзии в одежде. Пропорции в одежде. Декорирование одежды и ее функциональное назначение. Использование различных материалов в художественном оформлении одежды. Цвет в одежде, его значение, цветовая гармония.

Варианты заданий:


Традиционные промыслы и ремесла 1'97
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ВОЛОКНИСТЫХ МАТЕРИАЛОВ. Учебная программа
Н.В. Свиридова
© ООО "Издательство РОДНИКЪ"
© Всероссийский Центр художественного творчества учащихся и работников начального профессионального образования