ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Кружки мягкой игрушки за последнее время приобрели популярность среди детей. Все чаще самодельные игрушки дарят друзьям, как сувениры, без них не обходится ни один веселый бал старшеклассников или утренник для детей младшего возраста. Забавная игрушка может стать призом победителю в веселых играх, конкурсах. Большой интерес к изготовлению различных меховых поделок проявляют как младшие, так и старшие школьники. Возможность проявить свое творчество, фантазию, изобретательность привлекает ь эти кружки и мальчиков и девочек.
Задача педагога - относиться к игрушке не только как к забаве, но и как к средству воспитания художественного вкуса.
Игрушке, так же как и другим видам декоративно-прикладного искусства, чужда натуралистичность, механичешюе подражание живому образу, поэтому при создании моделей меховых игрушек не следует стремиться к копированию живых прообразов. Руководитель должен учитывать психологию детей, которые прежде всего воспринимают те отдельные, разработанные подробно детали, а основные, характеризующие черты. Очень важно, чтобы в игрушке проявились богатая фантазия ребенка, выдумка, чувство юмора.
Работа с детьми в кружке мягкой игрушки должна способствовать развитию творческой активности и художественных способностей кружковцев. Мастеря игрушки, школьники приобретают навыки художественного творчества, получают представление о пропорциях, выразительности формы-, отделке, декоративных свойствах материалов.
Кружок мягкой игрушки можно организовать в школе, клубе, а также в группах продленного дня и в летнем пионерском лагере.
В кружке могут заниматься школьники с IV по X класс.
Программа кружковой работы расчитана на 144 часа.
Для организации нормальной работы кружка в каждой группе должно заниматься не более 15 человек.
Программа кружка содержит теоретическую я практическую части.
На занятиях кружка ребята знакомятся с историей русской народной игрушки, с художественными промыслами, с народными традициями отдельных областей, а также с образцами современной производственной игрушки и творчеством художником, работающих в этой отрасли.
Руководитель расскажет кружковцам о богатом наследии русских мастеров-игрушечников, создавших деревянные - резные токарные и топорные - игрушки Загорска, Богородского, Семенова и других центров, оде сложились свои художественные традиции и определились пути стилевого развития резьбы. Педагог познакомит ребят с историей традиционной глиняной игрушки Дымкова, Филимонова, Каргополя, в которых простота и пластичность формы в сочетании с яркой условной росписью создают сказочные образы. Эти игрушки имеют необычайно нарядный и праздничный вид и по сей день служат прекрасным русским сувениром. Рассказы о нардной игрушке и ее создателе - народе знакомят ребят со своеобразной областью русского народного творчества, с особенностями быта нашего народа, вызывают интерес к его истории и традициям.
Для изложения теоретических вопросов используются такие методы работы, как беседы, сопровождающиеся показом диафильмов и репродукций, просмотр и анализ образцов игрушек.
Практическая работа включает зарисовку моделей игрушек, разработку конструкций модели, составление и выполнение чертежа, заготовку лекал, раскрой меха или ткани, пошив и оформление игрушки. Из отходов синтетического меха, замши, сукна, кусочков легких тканей дети изготавливают зайцев, медведей, лошадок, матрешек в национальных костюмах и многие другие игрушки.
Занятия кружка необходимо проводить в помещений с удобной мебелью дня работы, хорошим освещением, вентиляцией. Обстановка и художественное оформление кабинета помогают в учебном процессе, способствуют трудовому и эстетическому воспитанию кружковцев.
Оборудование занятий кружка мягкой игрушки невелико и несложно: ножницы, иглы разного размера, проволока, плоскогубцы, наперстки, нитки катушечные, мулине - вот все, что необходимо для работы кружка. Наиболее удобным материалом для изготовления игрушек служит синтетический меховой лоскут, прочность, эластичность и разнообразие окраски которого дают ему большие преимущества перед натуральным мехом, обычно применяемым для отделки игрушек. Кроме синтетического и натурального меха, используются цветные лоскутки байки, фетра, сукна, войлока, а также картон, бумага, гибкая проволока, соломка и др.
Для занятий кружковцы должны иметь альбом для1 чертежей выкроек игрушек, для зарисовки и разработки новых моделей, а также тетрадь для записей характеристики игрушек, правил пошива и технологии изготовления каждой модели.
Для проведения занятий необходим наглядный материал: таблицы "Правила раскроя меха", "Раскладка лекал", "Общий вид игрушек"; методический материал и образцы народных игрушек для проведения бесед по истории игрушки; самодельные игрушки, выполненные кружковцами; образцы современной производственной игрушки и игрушки наиболее известных центров народных художественных промыслов. Многие из наглядных пособий могут быть выполнены преподавателем с помощью кружковцев.
На первых занятиях ребят надо познакомить с правилами поведения, с традициями, сяожившимеся в коллективе, рассказать о плане работы кружка, показать образцы игрушек, учебное помещение, инструменты" необходимые для работы.
Приступая к практической работе с иглой, ножницами, кусачками, преподаватель должен сообщить детям правила безопасности и следить за их выполнением.
Технологию пошива моделей руководитель объясняет последовательно при вы пол-нении каждого заданния.
Лекала выкроек игрушек изготавливают из плотной бумаги или картона, Каждую деталь выкройки надо надписать и пронумеровать. Выкройки-лекала каждой модели следует хранить в отледбном конверте.
При изготовлении игрушек из меха нужно рассказать о правилах его раскроя: лекала накладывают на изнаночную сторону материала, обводят карандашом или мелом, причем парные детали располагают на ткани симметрично, для того чтобы они не были выкроены на одну сторону; детали из меха вырезают острыми концами ножниц, не затрагивая при этом мехового ворса. Игрушки из меха раскраивают с небольшим припуском на швы (0,2 - 0,3 см). Сшивают детали по изнаночной стороне косым стежком через край катушечными нитками № 30 и 40. Сшитые детали вывертывают на лицевую сторону и туго набивают ватой или остатками от кроя, предварительно мелко нарезав их.
Игрушки из фетра, сукна, войлока раскраивают без припуска на швы и сшивают по лицевой стороне петельным швом. В некоторые игрушки вставляют проволочный каркас, обвитый полоской ткани. Сшитые игрушки чистят шеткой (меховые -металлической, из фетра - резиновой или волосяной) и окончательно оформляют. Для полного завершения отделкиигрушек необходимо иметь стеклянные или пластмассовые глаза, которые можно заменить пуговицами, бусинками, кусочками кожи. Нос и рот игрушек можно вырезать из фетра, клеенки или вышить нитками. Усы делают из проволоки, лески, пушистого меха.
Ребята, добившиеся успехов и активно участвующие в жизни коллектива, получаю звание инструктора. Такие кружковцы, следуя закону "научился сам - научи других", могут самостоятельно организовать и вести небольшие кружки в школе, ЖЕКе, лагере, группе продленного дня, передавая своим товарищам знания, полученные на занятиях кружка.
Итоги работы кружка подводятся на отчетной выставке, где представляются лучшие работы кружковцев. При оценке изделий учитывается возраст кружковца, художественная ценность изделия, качество исполнения. Оценку детских работ осуществляет жюри, состоящее из художников-специалистов и педагогов. Все участники выставки получают свидетельства и дипломы 1, II и III степени. Лучшие работы награждаются грамотами.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
| |||
Тема
|
Количество часов
| ||
общее
|
теория
|
практика
| |
Вводное занятие
|
4
|
2
|
2
|
Выполнение сувениров из ткани
|
56
| ||
Матрешка
|
12
|
2
|
10
|
Лошадка
|
8
|
1
|
7
|
Козлик
|
12
|
2
|
10
|
Спортсмены
|
8
|
1
|
7
|
Хоккеист
|
8
|
1
|
7
|
Львенок
|
8
|
1
|
7
|
Выполнение плоских комбинированных игрушек
|
36
| ||
Чукчонок
|
12
|
2
|
10
|
Зайчик, собака, медвежонок
|
12
|
2
|
10
|
Котенок
|
12
|
1
|
11
|
Выполнение объемных игрушек из меха
|
36
| ||
Зайчик
|
12
|
2
|
10
|
Олененок
|
12
|
1
|
11
|
Щенок
|
12
|
1
|
11
|
Экскурсии и общественно полезный труд
|
12
| ||
Итого
|
144
|
19
|
113
|
ПРОГРАММА.
Вводное занятие. План и задачи курса. Просмотр игрушек, выполненных кружковцами. Правила поведения в кружке. Оборудование кабинета, организация рабочего места, Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасности труда.
Практические занятия. Оформление альбома.,Запись правил безопасности труда.
Сувенир "матрешка". История народной игрушки. Характерные особенности национальных костюмов различных республик. Элементы народной одежды в оформлении игрушки. Правила раскроя ткани.
Практические занятия,. Зарисовка народного костюма, Выполнение эскизов оформления игрушки с использование?*! элементов народной одежды, Выполнение выкроек-лекал и чертежа. Выбор ткани. Раскрой деталей. Пошив и оформление игрушки. Просмотр и оценка выполненной работы,
"Лошадка". Традиции расписной деревянной игрушки городецких мастеров. Сравнительный анализ декоративного решения сувенира-дошадкн и городецких игрушек.
Практические занятия. Зарисовка мотивов городецкой росписи. Зарисовка в оформление сувениров лошадки в нескольких вариантах, Выполнение выкроек-лекал. Чертеж. Заготовка прокладки из поролона. Сметывание и пошив игрушки. Оформление модели. Просмотр и оценка выполненной работы.
"Козлик", История сувенира и его назначение. Производство
современных сувениров.
Практические занятия. Зарисовка модели в альбом. Выполнение выкроек-лекал. Заготовка
прокладок из поролона и картона. Сшивание детален. Соединение частей игрушки.
Оформление модели. Просмотр в оценка.
"Спортсмены". История олимпийских игр. Их значение в деле укрепления мира и дружбы между народами. Выполнение сувениров с олимпийской СИМВОЛИКОЙ. Анализ модели.
Практические занятия. Зарисовка сувениров. Заготовка выкроек-лекал. Чертеж. Подбор ткани. Раскрой ткани и прокладки из поролона. Наклеивание аппликации. Смеиывание и сшивание частей игрушки с помощью тесьмы, Оформление игрушки. Просмотр.
"Хоккеист"" Значение цвета в декоративном решении сувениров.
Практические занятия. Зарисовка модели. Выполнение выкроек-лекал. Чертеж. Заготовка прокладки из поролона. Раскрой ткани. Сметывание и сшивание деталей. Работа с клеем. Оформление игрушки.
"Львенок". История создания Государственного музея игрушки в Загорске. Игрушки первых лет Советской власти. Современная производственная игрушка, ее связь с народной. Анализ модели. Самостоятельное выполнение модели. Вводный инструктаж.
Практисечкие занятия. Запись последовательности выполнения игрушки. Зарисовка модели. Выполнение выкроек-лекал. Чертеж. Выбор тканей. Раскрой я сметывание деталей. Пошив и оформление игрушки. Просмотр и оценка выполненной работы.
"Чукчонок". Декоративно-прикладное искусство народов Сибири и Дальнего Востока, Одежда народов Сибири. Условность образа куклы. Анализ конструкции модели, Применение меха в оформлении.
Практические занятия. Зарисовка элементов народной одежды и орнамента. Выполнение эскиза игрушки с использованием зарисовок. Заготовка выкроек-лекал. Чертеж. Раскрой ткани и прокладки из поролона. Пошив и оформление игрушки. Просмотр и опенка работы.
"Котенок*. История народной деревянной игрушки. Художественный образ резной и расписной деревянной игрушки Загорска, Богородской, Архангельской и Горьковской областей.
Практические занятия. Зарисовка игрушки. Выполнение выкроек-лекал. Чертеж. Заготовка прокладки из поролона. Раскрой ткани и меха. Сметывание и пошив игрушки. Оформление и просмотр.
"Зайчик, собака и медвежонок". Применение декоративных игрушек в современном интерьере. Закрепление навыков в пошиве плоских комбинированных игрушек из ткани,меха, Сагмостоятельное выполнение задания. Сравнительный анализ моделей. Вводный инструктаж.
Практические занятия. Зарисока игрушки. Выполнение выкроек-лекал. Чертеж, Запись последовательности выполнения задания. Заготовка прокладки из поролона. Раскрой ткани н меха, Пошив и оформление игрушка. Просмотр и оценка выполненой работы.
"Зайчик". Навыки в изготовлении объемных игрушек из меха. Краткие сведения о современной анималистической игрушке. Использование ковровых синтетических материалов в фабричной игрушке (меховой). Разновидности синтетического меха. Правила раскроя меха.
Практические занятия. Зарисовка игрушки. Выполнение выкроек-лекал. Чертеж, Раскрой меха. Сметывание и сшивание деталей. Вывертывание и набивка деталей. Соединение деталей. Оформление игрушки. Просмотр,
"Олененок". История народной глиняной игрушки. Традиционная шлиняная игрушка Каргополя, Дымкова, Филимонова. Повторение правил раскроя меха. Анализ конструкции модели. Особенности изготовления каркасных игрушек
Практические занятия. Зарисовка игрушки. Выполнение выкроек-лекал. Чертеж. Раскрой меха. Сметывание и сшивание деталей. Заготовка и укрепление каркаса. Набивка игрушки. Соединение деталей. Оформление игрушки. Просмотр.
"Тигренок". Закрепление навыков в пошиве объемных игрушек но меха. Самостоятельная работа над заданием. Различные варианты оформления.
Практические занятия. Зарисовка, игрушки. Выполнение выкроек-лекал. Чертеж. Запись последовательности работ при изготовлении модели. Подбор и раскрой меха. Сметывание и сшивание деталей. Заготовка и укрепление каркаса. Набивка игрушки. Соединение деталей. Оформление игрушки. Оценка выполненной работы. Подведение итогов работы за год.
ЛИТЕРАТУРА
Белобородое а К.П. Приамурские узоры. Д., 1975.
Блинов Г. Чудо-кони, чудо-птицы. М., 1977.
Б о г у с л а в с к а я И, Русская глиняная игрушка. М,( 1975.
М о ж а е в а Е.М. Русские игрушечные кони. М., 1976.
Назарова К., Ордынская Т. Русский сувенир. М., 1978.
Народное декоративное искусство РСФСР / Под. ред. Каштан Н. и Шкаровской Н.
М., 1975.
Основы художественного ремесла / Под. ред. Барадулина В A., Tamcvc О.В. М.,
(978.
Основы художественного ремесла / Под. ред, Барадулнна В А. М" 1979.
Розова Л, Богородская игрушка и скульптура. М" 1970,
Стародуб А. До встречи в Москве. М., 1978.
Т а р а н о в с к а я Н.В. Русская деревянная игрушка. Л., 1968.
Шяикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.( 1979.
Шпикалов А,. Русская игрушка. М., 1974.