Одобрено: Методическим советом.
Утверждается: заместитель директора по учебной части Бечвая Л.Г.
Автор: педагог дополнительного образованияГолубковаMX.
Рецензент: директор ЦБР (центр внешкольной работы) Богуцкая АИ.
Рецензия на программу:
"Народные промыслы" творческого объединения "Умелые руки"
Тип программы: 1-й год -ознакомительный, 2-й год развивающий. Программа рассчитана
на детей в возрасте от 6 до 15 лет. Курс обучения планируется на два года. Программа
состоит из пояснительной записки, в которой поставлена цель: развить творческое
воображение и эстетическое восприятие средствами декоративно-прикладного искусства,
воспитывать уважение к труду. В соответствии с целью сформулированы задачи,
указаны формы и методы работы. Программа "Народные промыслы" состоит
из трех модулей.
Художественная вышивка;
Вязание крючком;
Народная игрушка.
Программа содержит: тематическое планирование, перечень практических работ,
перечень _ литературы.
Достоинством программы является разделение ее на образовательные модули. Запланированная
работа предполагает движение от простого к сложному. После прохождения модуля
в программе планируется отчет о проделанной работе в форме выставок, открытых
мероприятий, массовых мероприятий. К программе прилагается полный список используемой
литературы.
Пояснительная записка
Цель: Развить творческое воображение и эстетическое восприятие средствами декоративно-прикладного искусства, воспитывать уважение к труду.
Задачи:
в воспитании - воспитывать патриотические чувства через изучение русской народной
культуры.
в обучении - научить детей пользоваться инструментами, самостоятельно составлять
рисунки, постигать значение ритма, симметрии.
в развитии - развивать фантазию, творческие способности, художественный вкус,
познакомить с бытом, нравами и обычаями народов разных эпох.
Выполнение программы рассчитано на 2 года.
Возраст воспитанников от 6 до 15 лет.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Методы работы: объяснение, и закрепление, устный опрос Использование иллюстраций. Методических пособий. Для более глубокого усвоения знаний: проведение праздника по отдельным разделам программы.
В качестве формы контроля знаний применяются специально составленные кроссворды, словесные игры.
Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, массовых мероприятиях.
По итогам обучения заД-ый учебный год проводится итоговое занятие, на котором каждый обучаемый представляет свою работу по одному из результатов программы.
Возрождение народных промыслов, освоение национальной культуры учениками сельских школ - важнейшая часть содержания образования, воспитательной работы.
Задача курса - познакомить школьников с наиболее распространенными в России видами народных ремесел, сформировать эстетические чувства у детей, потребность в эстетике крестьянского быта, воспитать уважение к труду и человеку труда к народной традиции, стремление развивать и продолжать ее.
Особенность курса - в его практичности и завершенности каждой темы.
Помимо знаний о народных ремеслах и овладения практическими умениями и навыками, курс способствует расширению культурного кругозора ребят, развитию мышления и речи на базе высокой тренированности моторики координации движения руки.
Модуль "Художественная вышивка".
Вышивка - один из самых древних и распространенных видов ДЛИ.
Вышивка отражала жизнь конкретного народа, украшала одежду, жилище и бьгг. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Древнейший Вавилон был известен своими вышивками, на Руси вышивка бытовала еще в домонгольский период. На протяжении столетий вышивка выполнялась шелком, золотом, серебром, драгоценными камнями, жемчугом и бисером.
Традиции вышивального искусства постоянно обогащались и развивались. В XTV-XVII вв. вышивка приобретает широкое распространение, используется в украшении костюма, предметов обихода.
Цель: привить учащимся интерес и любовь к ДЛИ, сформировать у детей устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.
Задачи:
познакомить с бытом, художественными традициями народов нашей страны, края,
района.
познакомить с основами общей и специальной композиции.
освоить особенности структуры узора, формы, цвета, изобразительных методов в
орнаменте вышивки.
научить постигать значение ритма и симметрии.
научить самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки.
"Вышивка"
Учебно-тематический план
Темы
|
теория
|
практика
|
1-ый год обучения
| ||
Вводное занятие.
|
1
|
1
|
Понятие об орнаменте, цвете, композиции.
|
3
|
4
|
Характер изобразительных мотивов и особенностей техника
исполнения русской народной вышивки.
|
4
|
3
|
Знакомство с вышивками севера, юга, центральных районов
России.
|
1
|
3
|
Инструменты и материал для вышивки. ТБ.
|
1
|
2
|
Простейшие швы.
|
2
|
9
|
Особенности вышивки гладью
|
1
|
6
|
Вышивка крестом.
|
1
|
6
|
Итоговое занятие. Подготовка к выставке.
|
2
|
3
|
Всего часов: 64
| ||
2-ой год обучения
| ||
Вводное занятие.
|
2
|
-
|
Сложные швы.
|
3
|
1
|
Изготовление наволочки теневой гладью.
|
5
|
1
|
Вышивка "Ришелье"
|
5
|
1
|
Выполнение салфеток в технике вышивки "Ришелье"
|
6
|
-
|
Вышивка крестом.
|
5
|
1
|
Итоговое занятие.
|
2
|
2
|
Всего часов: 34
|
Вышивка.
1-й год обучения.
1. Вводное занятие. Рабочее место. Техника безопасности. История вышивки. Просмотр
рисунков.
2. Понятие об орнаменте, цвете, композиции.
3. Особенности техники выполнения русской народной вышивки.
4. Знакомство с вышивками Севера, Юга и Центральных районов России. Просмотр
рисунков с вышивкой.
5. Инструменты и материалы для вышивки. ТБ. Правила запяливания ткани. Подготовка
к вышивке. Основные операции. Разметка рисунка на ткани и его перевод.
6. Простейшие швы: гладь, стебельчатый, крестом по канве. Выполнение образцов.
Оформление альбома. Выполнение узора стебельчатым швом. История возникновения
"белой глади".
7. Особенности вышивки гладью. Выполнение салфеток, картинок. Оформление картинок
в рамку.
8. История возникновения вышивки крестом. Выполнение образцов.
9. Знакомство с техникой вышивания простейших картинок. Вышивание картинок по
схеме. Оформление.
10. Итоговое занятие. Оформление работ.
2-й год обучения.
1. Вводное занятие. Рабочее место. ТБ. Просмотр литературы.
2. Сложные швы: гладь с настилом, шов узелками навивкой, теневая гладь. Выполнение
образцов.
3. Вышивка наволочки, салфетки теневой гладью. Салфетка выполненная гладью с
настилом.
4. Вышивка "Ришелье". Значение вышивки в народном костюме и предметах
быта. История развития вышивки "Ришелье". Зарисовка образцов вышивки.
Выполнение петельного шва и брид.
5. Выполнение изделия в технике вышивки "Ришелье" (учебный проект).
6. Выполнение многоцветной картинки. Подбор материала, ниток, рисунка. Оформление
работы в рамку.
7. Подготовка к выставке. Оформление работ.
Модуль "Вязание крючком".
Русское кружево одно из замечательных видов декоративно-прикладного творчества. Оно достигло высокого художественного совершенства и сохранило лучшие традиции русского кружевоплетения. На занятиях учащиеся узнают об истории кружевных промыслов в нашей стране, о современном производстве кружевных изделий, о национальных традициях и особенностях орнамента и техники плетения русских мастериц. Основное место на занятиях отводится практическим работам и знакомству с творчеством умельцев.
Изучение техники кружевоплетения требует кропотливого труда, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу с каждым учеником.
Программа занятий предусматривает выполнение несложных изделий и оплетов для салфеток, дорожки, воротника, всевозможное сочетание кружева и вышивки при оформлении изделий из ткани.
Учебно-тематический план
Темы
|
теория
|
практика
|
1-ый год обучения
| ||
Вводное занятие.
|
3
|
-
|
Знакомство с основными приемами вязания.
|
2
|
5
|
Понятие об орнаменте, композиции, ритме, симметрии. ТБ.
|
5
|
6
|
Зарисовка мотивов кружева.
|
1
|
9
|
Простейшие виды петель. Чтение схем рисунков.
|
2
|
5
|
Выполнение простейших узоров из воздушных петель и столбиков.
|
1
|
3
|
Выполнение картин из цепочек.
|
1
|
3
|
Подготовка к выставке.
|
1
|
2
|
Всего часов: 49
| ||
2-ой год обучения
| ||
Вводное занятие.
|
2
|
-
|
Плетение кружева для оформления платочка.
|
3
|
1
|
Вязание цветов.
|
3
|
1
|
Оформление панно из цветов.
|
1
|
1
|
Игрушки, сувениры.
|
3
|
1
|
Филейное вязание.
|
5
|
1
|
Итоговое занятие. Зашита работ.
|
4
|
-
|
Подготовка к выставке.
|
1
|
1
|
Всего часов: 28
|
1-ый год обучения.
1. История русского кружева.
2. Знакомство с основными приемами вязания крючком.
3. Понятие об орнаменте, композиции, ритме. Выбор рисунка, подбор ниток, крючков.
Техника безопасности.
4. Зарисовка мотивов кружева.
5. Простейшие виды петель: воздушная петля, полустолбик, столбик, столбик с
накидом. Чтение схем рисунков. Выполнение образцов.
6. Выполнение образцов простейших узоров.
7. Выбор рисунков, подбор ниток. Выполнение картин из цепочек.
8. Подготовка к выставке. Оформление работ.
2-ой год обучения.
1. Вводное занятие, знакомство с планом.
2. Оформление носового платка, салфетки. Практическая работа, подбор ниток,
ткани. Работа по схемам.
3. Вязание цветов.
4. Оформление панно "Корзина с цветами".
5. Игрушки, сувениры связанные крючком. Просмотр журналов. Практическая работа.
6. Филейное вязание. Выполнение салфетки.
7. Итоговое занятие.
8. Подготовка к выставке.
Модуль "Народна игрушка"
Искусство изготовления игрушек - один из древнейших видов народного художественного
творчества.
Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями
народов, используемым материалом.
Из глубины веков пришли к нам традиции швейной игрушки - куклы, сшитой из лоскутов ткани, меха.
Занимаясь изготовлением игрушек, дети развивают художественную фантазию, приобретают полезные умения и навыки в обращении с различными инструментами и материалами.
Темы
|
теория
|
практика
|
1-ый год обучения
| ||
Вводное занятие. ТБ. Из истории игрушки.
|
1
|
2
|
Игрушки из бумаги.
|
2
|
1
|
Кукла - конус.
|
1
|
3
|
Игрушки из "папье-маше"
|
1
|
4
|
Сувенир матрешка.
|
1
|
6
|
Игрушка из природного материала.
|
1
|
6
|
Соломенная игрушка.
|
2
|
9
|
Мягкая игрушка.
|
3
|
21
|
Игрушка-сувенир.
|
2
|
8
|
Итоговое занятие.
|
1
|
2
|
Подготовка к выставке.
|
1
|
2
|
Всего часов: 64
| ||
2-ой год обучения
| ||
Вводное занятие.
|
2
|
-
|
Игрушка из теста
|
3
|
1
|
Игрушка из глины.
|
3
|
1
|
Игрушка из гипса.
|
3
|
1
|
Мягкая игрушка с применением бисера.
|
5
|
1
|
Каркасная игрушка.
|
3
|
1
|
Оформление работ.
|
2
|
2
|
Подготовка к выставке.
|
1
|
1
|
Всего часов: 30
|
Литература
1. Азбука вязания. Внешсигма ACT. Москва, 2000 г.
2. Берлина Н. А. Бисер. Игрушки. Культура и традиции, 2000, 2003 г.
3. "Валентина", Барнаул, № 12/2001,№3/2002, №6/2002 г.
4. Внеклассная работа по труду., М.: "Просвещение", 1981 г.
5. Воронов В.А. Энциклопедия прикладного творчества.-М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000 г.
6. Вышитые картинки. ЗАО "ИД КОН-Лига ПРЕСС", 2003 г.
7. Вязание крючком. Burda Special, №1/2003 г.
8. Вязание крючком. Diana Креатив , №2/2002 г.
9. Гусакова A.M. Рукоделье в начальных классах. Издательство"Просвещение",1985
г.
10. Гусакова А.М., Рукоделье в начальных классах , М.: "Просвещение",
1985 г.
11. Егорова Р.И., Монастырская В.П., Учись шить, М.: "Просвещение",
1989 г.
12. Еременко Т.И. Кружок вязание крючком, Издательство "Просвещение",
1984 г.
13. Кочетова С. Мягкая игрушка; Игрушки с бисером., М.: "РИПОЛ КЛАССИК"
СПб, :
"Валери СПД", 2001 г.
14. Лена и рукоделие, №1/1998 г.
15. Максимова М. Кузьмина , Быстрый крючок, ЗАО Издательство "ЭКСИМО".
16. Молотоборов О.С, Кружок изготовления игрушек-сувениров. Учебное издание.
1989 г.
17. Сделай сам, М.: Издательство "Знание", 1991 г.
18. Сычева Л.В. Вышивка, Горно-Алтайск, МП "Альтернатива", 1991 г.
19. Федотов Г., Основы художественного ремесла. Глина, М.: "АСТ-ПРЕСС",
1999 г.
20. Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком., Москва., "Просвещение",
1991 г.