Программы кружков декоративно-прикладного творчества. "Элегант".

"Элегант"

Пояснительная записка.

Данная унифицированная программа рассчитана на детей в возрасте 9-14 лет. Содержание направлено на приобретение новых, дополнительных знаний и умений, развитие творческих способностей, навыков художественного труда, визажа, косметики, кройки и шитья. Разнообразная деятельность способствует воспитанию ответственности и социальной поддержки учащихся.

Программа включает в себя теоретический и практический циклы проведения занятий. По своей сути задания являются последовательными, коррекционными, ориентированными на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, формированию навыков самообслуживания и ведения домашнего хозяйства, умению вести себя в обществе и дома, расширению кругозора, способствует профессиональной ориентации на профессию. В процессе занятий учащиеся знакомятся с навыками и понятиями новых направлений. Подводя итоги, они активно обсуждают выполнение работы, что способствует повторению изученной темы, развитию речи, навыков общения и проявление интереса учащихся к работам друг друга. В период обучения ребята знакомятся с секретами кройки и шитья, визажа, косметики, основами вышивки и вязания, плетению из бисера, приготовлению простых, но очень оригинальных блюд.

Девушки узнают, как подобрать скатерть, красиво сложить салфетки, украсить стол, рассадить гостей. Узнают правила поведения и хороших манер.

Для успешной работы всего коллектива очень важно выявить степень подготовленности каждого учащегося, их знания и.умения. На занятиях - проводятся беседы об истории развития костюма, этикета, косметологии и многое другое.

Основная цель-помочь ребенку определить свои интересы и выявить способности художественно-эстетического направления. Программа имеет общекультурный уровень развития.

Унифицированная программа кружка "Элегант" рассчитана на три года. Группа состоит из 12-15 человек.
Образовательный процесс организован в индивидуальной форме, для более полного раскрытия творческих возможностей отдельного ребенка. При общей заинтересованности организуется работа в малых группах. Основными методами, обеспечивающими навыки их творческой работы, организующими детей фиксировать и обобщать материал наблюдений являются: словесные, наглядные практические и самостоятельные.

В рамках программы планируется организация и проведение выставок, что дает возможность проявить себя, развивает их эмоциональное восприятие. Педагогический принцип, на котором основана программа: "Талант нужно развивать, таланту нужно помогать".

Материально-техническая база.

  1. Оснащение учебных классов техническими средствами: электроплиты,
    утюги, швейные машины.
  2. Литература по декоративному, прикладному творчеству, визажу и косметики, кулинарии, флористики.
  3. Журналы мод, по рукоделию, дизайну.

Цель программы:

Формирование самосознания через процесс вовлечения в творчество и привитие умений, навыков и приемов творческого напряжения и воспитание развитой личности.

Задачи программы:

Организация учебно-воспитательного процесса:

Воспитывать и развивать личностные качества: аккуратность, усидчивость, терпение, трудолюбие. Организовывать экскурсии в ателье, магазины тканей и косметики, проводить беседы о культуре поведения, общения, создания образа. Принимать участие в выставках Д. Д. Т., проводить школьные выставки. Это дает возможность максимально проявить активность, изобретательность, творческие способности.

Конечный результат:

В предполагаемых результатах ребята должны иметь общие представления:

Должны знать:

Должны уметь:

Показателем итоговой работы является оформление выставки выполненных работ, показы мод, макияжа и причесок. Осваивая программу, дети становятся творцами, участвующими в процессе превращения материала в прекрасные изделия, знакомятся с народным стилем, художественным оформлением одежды. Модульный принцип дает возможность ребенку найти себя, создает условия для реализации его творческого потенциала. Он пробуждает и развивает в ребенке творческое начало, учит его наблюдать, исследовать, размышлять, воображать, анализировать ситуацию и преобразовывать ее. Программа состоит из модулей, каждый из которых законченно фрагментарен и имеет практическую направленность. Каждый ребенок может включиться в любой модуль без освоения предыдущего.

Тематический план

Темы
Кол-во часов
На теоретические занятия
На практические занятия
МОДУЛЬ 1
1
Вводное занятие.
3
3
-
2
Хлопчато-бумажные, льняные и шерстяные ткани.
3
2
1
3
Виды ручных работ.
3
1
2
4
Барби идет в гости.
12
3
9
5
Основы вязания на спицах.
15
3
12
6
Плетение из бисера.
6
1
5
7
Основы вязания крючком.
9
3
6
8
Мастерим мебель.
6
3
3
9
Бутерброды.
3
-
3
10
Беседы на эстетические, морально-этические темы.
3
3
-
11
Барби принимает гостей.
9
1
11
Всего
74
МОДУЛЬ 2
1
Вводное занятие.
3
3
-
2
Шелковые и синтетические ткани.
3
1
2
3
Швейные машины и машинные работы.
3
1
2
4
Мода и стиль.
3
3
-
5
Конструирование юбки.
9
3
6
6
Конструирование плечевого изделия.
9
3
6
7
Ансамбль одежды из двух предметов.
24
9
15
8
Макияж.
6
3
3
9
Волшебство в маленьком флаконе.
3
1
2
10
Домашний парикмахер.
6
3
3
11
Заключение.
3
-
3
Всего
74
МОДУЛЬ 3
1
Вводное занятие.
3
3
-
2
Направление моды, новые ткани.
3
3
-
3
Особенности кроя.
6
3
3
4
Нарядная одежда.
27
6
21
5
Культура питания.
3
1
2
6
Пищевые продукты.
3
3
-
7
Блюда для завтрака.
3
-
3
8
Напитки.
3
1
2
9
Холодные блюда.
3
-
3
10
Прием гостей.
3
1
2
11
Первые блюда.
3
-
3
12
Вторые блюда.
3
-
3
13
Уход за растениями.
3
2
1
14
Детали дизайна.
3
2
1
15
Заключение
6
-
6
Всего
72

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Тема
Содержание
Задачи
Знания и умения
МОДУЛЬ 1
Вводное занятие.
Задачи работы кружка. План работы кружка. Организационные вопросы.
Знакомство с целями и задачами курса, с П.Т.Б при работе с инструментами.
Знание техники безопасности.
Хлопок, лен, шерстяные ткани.
Основные свойства, их применение. Определение лицевой, изнаночной стороны. Сочетание цвета.
Научить определять по внешнему виду волокнистый состав ткани, свойства, лицевую сторону. Сочетать по цвету.
Уметь на практике использовать полученные знания при выборе модели.
Виды ручных работ.
Терминология. Правила выполнения.
Отработка навыков ручных швов. Знать их применение в быту.
Выполнение ручных швов с наперстком.
Барби идет в гости.
Правила поведения в гостях, выбор подарка, наряд к празднику.
Усвоить правила поведения в гостях. Знать, как одеться, выбрать подарок.
Культурное поведение в гостях. Подарок и наряд своими руками.
Основы вязания на спицах.
Инструменты, материал для работы. Практикум по вязанию несложных моделей.
Научить навыкам расчета и набора петель. Уметь провязывать лицевые, изнаночные петли.
Связать шарф и шапочку, выполнить украшения.
Плетение из бисера.
Знакомство с историей. Плетение по выбору.
Научить нескольким способам плетения.
Сплести украшение.
Основы вязания крючком.
Инструменты. Техника вязания. Способы вязания.
Научить вязать способами: столбик с накидом, столбик без накида, цепочка.
Связать шляпу для куклы.
Мастерим мебель.
Мебель из спичечных коробков, из картона, из ватмана и открыток. Гармония цветовых сочетаний в интерьере.
Усвоить технику и навыки изготовления. Составлять композицию интерьера с правильным цветовым решением.
Смастерить мебель для Барби в определенном цветовом решении.
Бутерброды.
Изготовление бутербродов необычной формы. Складывание салфеток. Сервировка стола.
Научиться складывать красиво салфетки, накрывать стол к чаепитию, делать несложные бутерброды.
Приобрести необходимые навыки для проведения чаепития.
Беседы на эстетические, морально-этические темы.
Уметь общаться, поддерживать беседу, принять гостей.
Усвоить некоторые правила этикета. Научиться принять гостя, быть вежливым.
Приобрести навыки гостеприимства.
Барби принимает гостей. Заключительное занятие.
Мини-конкурс, который показывает знания всего курса обучения.
Подтвердить полученные знания на практике: по рукоделию, кулинарии, дизайну, эстетики.
Оформить "интерьер кухни, накрыть стол к чаю. Сшить или связать наряд для Барби, принять гостя.
МОДУЛЬ 2
Вводное занятие.
Задачи. План. П.Т.Б. Организационные моменты. Профессии.
Познакомить с профессиями: швея, модельер, дизайнер, парикмахер.
Повторить П.Т.Б. Ориентация на выбор профессии.
Шелковые и синтетические ткани.
Основные свойства тканей. Современные ткани. Применение.
Познакомиться с особенностями обработки современных тканей. Знать основные свойства тканей.
Знать изменение -структуры ткани в процессе В.Т.О. Уметь подобрать ткань для модели.
Швейные машины и машинные работы.
Устройство. Рабочие механизмы. Смазка. Регулировка.
Научить заправке, регулировке, шитью на ножкой швейной машине.
Выполнение образцов (с использованием прямой и зигзагообразной строчки).
Мода и стиль.
Что такое мода. История костюма. Модная индустрия.
Выявить задачи моды. Познакомить сведущими модельерами.
Уметь создавать стильный образ. Следовать принципу: "Мода уходит, а стиль остается".
Юбка.
Снятие мерок. Построение выкройки. Моделирование. Раскладка.
Научить подбирать фасон соответственно. своему стилю, возрасту, пропорциям. Приобрести навыки построения и моделирования юбок разного фасона.
Суметь подобрать ткань, сделать "эскиз; построить выкройку.
Плечевое изделие.
Эскиз модели. Снятие мерок. Подготовка лекал. Раскладка на ткани, подготовка на примерку, исправление дефектов.
Приобрести навыки раскроя плечевых изделий.
Самостоятельно сделать выкройку плечевого изделия на бумаге.
Ансамбль одежды из двух предметов по выбору (жилет или жакет, юбка или брюки).
Рекомендации ткани и фасона в соответствии с модой и стилем. Нормы расхода. Приемы
технологической обработки изделий (по узлам).
Научиться работать с журналами мод. Выполнять моделирование соответственно эскизу Приобрести навыки раскроя, подготовки к примерке, технологической обработке.
Уметь выполнять моделирование, готовить ткань к раскрою, делать раскладку, технологию обработки изделий (с лоузловой ВТО).
Макияж.
Естественность макияжа, косметичка модницы. Техника тонирования. Дневной макияж.
Знать различие макияжа дневного, вечернего. Изучить ассортимент косметики. Научиться накладывать макияж.
Уметь скрывать при помощи косметики недостатки, Тюдбирать ее no цветовой гамме.
Волшебство в маленьком флаконе.
Выбор духов. Духи и этикет.
Научить различать запахи. Усвоить этикет пользования духами.
Знание правил выбора духов, правила пользования духами.
Домашний парикмахер.
Прически. Уход. Окраска.
Приобрести навыки укладки в домашних условиях. Научиться лечить и правильно ухаживать.
Уметь сделать себе укладку, -знать лародные^ рецепты для поддержания красоты и здоровья волос.
Заключение.
Создание имиджа девушки. Подведение итогов. Создание композиции. Демонстрация знаний и умений.
Научиться создавать свой образ, используя знания цвета, стиля, пропорций, композиций, макияжа, умение сделать прическу.
Умение правильно оценить свой образ и предъявить себя.
МОДУЛЬ 3
Вводное занятие.
Цель. Задачи. План. Организационные вопросы. П.Т.Б. Учебные заведения.
Выбор профессии, учебного заведения.
Знания П.Т.Б. Отыскать в себе таланты и возможно выбрать будущую профессию.
Направление моды. Новые ткани.
Просмотр журналов, литературы.
Расширение представлений о новых направлениях моды.
Знание новых направлений моды, новых тканей.
Особенности кроя.
Особенности кроя тканей, затрудняющих работу.
Знать особенности кроя тканей разного вида.
Знать, как расположить выкройку на ткани с рисунком, ворсом. Лроизвести раскрой ткани с высокой осыпаемостью нитей, растяжимостью.
Нарядная одежда.
Выбор модели.
Выбрать модель, раскроить, сшить.
Уметь построить, смоделировать, раскроить, сшить.
Культура питания.
Словарь кулинара. Кухня и ее оборудование, посуда, приборы, белье.
Знакомство с терминами, видами и назначением столовых приборов.
Знание назначения посуды. Умение сервировать стол к празднику.
Пищевые продукты.
Пищевая ценность. Составление меню. Определение качества, первичная обработка.
Научиться правилам работы с продуктами, условиями хранения, рациональному питанию.
Иметь знания и умения по обработке продуктов, нарезке, составлению меню с учетом калорийности.
Блюда для завтрака.
Бутерброды, канапе, гренки, тосты, омлеты. Требования к приготовлению. Из истории.
Привить навыки и умения практической работы.
Усвоить приготовление различных видов простых и сложных бутербродов, омлетов, запеканок.
Напитки.
Заваривание чая, компот, мусс, кисель, крюшон, коктейль, морс. Из истории национальных
напитков.
Познакомиться с видами напитков и способами приготовления.
Умение приготовить.
Холодные блюда.
Ассортимент. Нарезка. Оформление. Рецепты.
Познакомить со способами нарезки, инструментами, оформлением.
Уметь приготовить, оформить.
Прием гостей.
Составление меню к различным датам. Правила приема. Практические занятия.
Усвоить правила поведения за столом, этикет.
Составить меню, принять гостя.
Первые блюда.
Бульоны, супы, рассольники.
Научить приготовлению первых блюд. Нормы расхода.
Знание видов первых блюд, умение их выполнить.
Уход за растениями.
Подготовка семян, сроки выращивания, удобрения, подкормка, вредители.
Научить правильному уходу за растениями, выращиванием рассады.
Умения и знания по уходу за цветами и другими растениями.
Детали дизайна.
Оформление комнаты. Интерьер спальни.
Познакомить с дизайном, интерьером, способами оформления жилья.
Умение оформить свою комнату, создать уют, подобрать дополнения.
Заключение.
Коллективная работа с использованием знаний всех разделов.
Подтвердить на практике полученные знания.
Накрыть стол по всем законам этикета. Принять гостей.

Литература: