Пояснительная записка.
Данная унифицированная программа рассчитана на детей в возрасте 9-14 лет. Содержание направлено на приобретение новых, дополнительных знаний и умений, развитие творческих способностей, навыков художественного труда, визажа, косметики, кройки и шитья. Разнообразная деятельность способствует воспитанию ответственности и социальной поддержки учащихся.
Программа включает в себя теоретический и практический циклы проведения занятий. По своей сути задания являются последовательными, коррекционными, ориентированными на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, формированию навыков самообслуживания и ведения домашнего хозяйства, умению вести себя в обществе и дома, расширению кругозора, способствует профессиональной ориентации на профессию. В процессе занятий учащиеся знакомятся с навыками и понятиями новых направлений. Подводя итоги, они активно обсуждают выполнение работы, что способствует повторению изученной темы, развитию речи, навыков общения и проявление интереса учащихся к работам друг друга. В период обучения ребята знакомятся с секретами кройки и шитья, визажа, косметики, основами вышивки и вязания, плетению из бисера, приготовлению простых, но очень оригинальных блюд.
Девушки узнают, как подобрать скатерть, красиво сложить салфетки, украсить стол, рассадить гостей. Узнают правила поведения и хороших манер.
Для успешной работы всего коллектива очень важно выявить степень подготовленности каждого учащегося, их знания и.умения. На занятиях - проводятся беседы об истории развития костюма, этикета, косметологии и многое другое.
Основная цель-помочь ребенку определить свои интересы и выявить способности художественно-эстетического направления. Программа имеет общекультурный уровень развития.
Унифицированная программа кружка "Элегант" рассчитана на три года.
Группа состоит из 12-15 человек.
Образовательный процесс организован в индивидуальной форме, для более полного
раскрытия творческих возможностей отдельного ребенка. При общей заинтересованности
организуется работа в малых группах. Основными методами, обеспечивающими навыки
их творческой работы, организующими детей фиксировать и обобщать материал наблюдений
являются: словесные, наглядные практические и самостоятельные.
В рамках программы планируется организация и проведение выставок, что дает возможность проявить себя, развивает их эмоциональное восприятие. Педагогический принцип, на котором основана программа: "Талант нужно развивать, таланту нужно помогать".
Материально-техническая база.
Цель программы:
Формирование самосознания через процесс вовлечения в творчество и привитие умений, навыков и приемов творческого напряжения и воспитание развитой личности.
Задачи программы:
Организация учебно-воспитательного процесса:
Воспитывать и развивать личностные качества: аккуратность, усидчивость, терпение, трудолюбие. Организовывать экскурсии в ателье, магазины тканей и косметики, проводить беседы о культуре поведения, общения, создания образа. Принимать участие в выставках Д. Д. Т., проводить школьные выставки. Это дает возможность максимально проявить активность, изобретательность, творческие способности.
Конечный результат:
В предполагаемых результатах ребята должны иметь общие представления:
Должны знать:
Должны уметь:
Показателем итоговой работы является оформление выставки выполненных работ, показы мод, макияжа и причесок. Осваивая программу, дети становятся творцами, участвующими в процессе превращения материала в прекрасные изделия, знакомятся с народным стилем, художественным оформлением одежды. Модульный принцип дает возможность ребенку найти себя, создает условия для реализации его творческого потенциала. Он пробуждает и развивает в ребенке творческое начало, учит его наблюдать, исследовать, размышлять, воображать, анализировать ситуацию и преобразовывать ее. Программа состоит из модулей, каждый из которых законченно фрагментарен и имеет практическую направленность. Каждый ребенок может включиться в любой модуль без освоения предыдущего.
Тематический план
Темы
|
Кол-во часов
|
На теоретические занятия
|
На практические занятия
| |
МОДУЛЬ 1
| ||||
1
|
Вводное занятие.
|
3
|
3
|
-
|
2
|
Хлопчато-бумажные, льняные и шерстяные ткани.
|
3
|
2
|
1
|
3
|
Виды ручных работ.
|
3
|
1
|
2
|
4
|
Барби идет в гости.
|
12
|
3
|
9
|
5
|
Основы вязания на спицах.
|
15
|
3
|
12
|
6
|
Плетение из бисера.
|
6
|
1
|
5
|
7
|
Основы вязания крючком.
|
9
|
3
|
6
|
8
|
Мастерим мебель.
|
6
|
3
|
3
|
9
|
Бутерброды.
|
3
|
-
|
3
|
10
|
Беседы на эстетические, морально-этические темы.
|
3
|
3
|
-
|
11
|
Барби принимает гостей.
|
9
|
1
|
11
|
Всего
|
74
| |||
МОДУЛЬ 2
| ||||
1
|
Вводное занятие.
|
3
|
3
|
-
|
2
|
Шелковые и синтетические ткани.
|
3
|
1
|
2
|
3
|
Швейные машины и машинные работы.
|
3
|
1
|
2
|
4
|
Мода и стиль.
|
3
|
3
|
-
|
5
|
Конструирование юбки.
|
9
|
3
|
6
|
6
|
Конструирование плечевого изделия.
|
9
|
3
|
6
|
7
|
Ансамбль одежды из двух предметов.
|
24
|
9
|
15
|
8
|
Макияж.
|
6
|
3
|
3
|
9
|
Волшебство в маленьком флаконе.
|
3
|
1
|
2
|
10
|
Домашний парикмахер.
|
6
|
3
|
3
|
11
|
Заключение.
|
3
|
-
|
3
|
Всего
|
74
| |||
МОДУЛЬ 3
| ||||
1
|
Вводное занятие.
|
3
|
3
|
-
|
2
|
Направление моды, новые ткани.
|
3
|
3
|
-
|
3
|
Особенности кроя.
|
6
|
3
|
3
|
4
|
Нарядная одежда.
|
27
|
6
|
21
|
5
|
Культура питания.
|
3
|
1
|
2
|
6
|
Пищевые продукты.
|
3
|
3
|
-
|
7
|
Блюда для завтрака.
|
3
|
-
|
3
|
8
|
Напитки.
|
3
|
1
|
2
|
9
|
Холодные блюда.
|
3
|
-
|
3
|
10
|
Прием гостей.
|
3
|
1
|
2
|
11
|
Первые блюда.
|
3
|
-
|
3
|
12
|
Вторые блюда.
|
3
|
-
|
3
|
13
|
Уход за растениями.
|
3
|
2
|
1
|
14
|
Детали дизайна.
|
3
|
2
|
1
|
15
|
Заключение
|
6
|
-
|
6
|
Всего
|
72
|
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Тема
|
Содержание
|
Задачи
|
Знания и умения
|
МОДУЛЬ 1
| |||
Вводное занятие.
|
Задачи работы кружка. План работы кружка. Организационные
вопросы.
|
Знакомство с целями и задачами курса, с П.Т.Б при работе
с инструментами.
|
Знание техники безопасности.
|
Хлопок, лен, шерстяные ткани.
|
Основные
свойства, их
применение.
Определение
лицевой,
изнаночной
стороны.
Сочетание цвета.
|
Научить определять по внешнему виду волокнистый состав ткани, свойства, лицевую сторону. Сочетать
по цвету.
|
Уметь на практике использовать полученные знания при выборе
модели.
|
Виды ручных работ.
|
Терминология.
Правила
выполнения.
|
Отработка навыков ручных швов. Знать их применение в
быту.
|
Выполнение ручных швов с наперстком.
|
Барби идет в гости.
|
Правила поведения в гостях, выбор подарка, наряд к
празднику.
|
Усвоить правила поведения в гостях. Знать, как одеться, выбрать
подарок.
|
Культурное поведение в гостях. Подарок и наряд своими
руками.
|
Основы вязания на спицах.
|
Инструменты, материал для работы. Практикум по вязанию несложных
моделей.
|
Научить навыкам расчета и набора петель. Уметь провязывать лицевые, изнаночные
петли.
|
Связать шарф и шапочку, выполнить украшения.
|
Плетение из бисера.
|
Знакомство с историей. Плетение по выбору.
|
Научить
нескольким
способам
плетения.
|
Сплести украшение.
|
Основы вязания крючком.
|
Инструменты. Техника вязания. Способы вязания.
|
Научить вязать способами: столбик с накидом, столбик без накида,
цепочка.
|
Связать шляпу для куклы.
|
Мастерим мебель.
|
Мебель из спичечных коробков, из картона, из ватмана и
открыток. Гармония цветовых сочетаний в интерьере.
|
Усвоить технику и навыки
изготовления.
Составлять
композицию
интерьера с
правильным
цветовым
решением.
|
Смастерить мебель для Барби в определенном цветовом решении.
|
Бутерброды.
|
Изготовление бутербродов необычной формы. Складывание
салфеток. Сервировка стола.
|
Научиться складывать красиво салфетки, накрывать стол к чаепитию, делать несложные
бутерброды.
|
Приобрести необходимые навыки для проведения чаепития.
|
Беседы на эстетические, морально-этические темы.
|
Уметь общаться, поддерживать беседу, принять гостей.
|
Усвоить некоторые правила этикета. Научиться принять гостя,
быть вежливым.
|
Приобрести
навыки
гостеприимства.
|
Барби
принимает
гостей.
Заключительное
занятие.
|
Мини-конкурс, который
показывает знания всего курса обучения.
|
Подтвердить полученные знания на практике: по рукоделию,
кулинарии, дизайну, эстетики.
|
Оформить
"интерьер кухни,
накрыть стол к
чаю. Сшить или
связать наряд для
Барби, принять
гостя.
|
МОДУЛЬ 2
| |||
Вводное занятие.
|
Задачи. План. П.Т.Б.
Организационные моменты.
Профессии.
|
Познакомить с профессиями: швея, модельер, дизайнер,
парикмахер.
|
Повторить П.Т.Б. Ориентация на выбор профессии.
|
Шелковые и
синтетические
ткани.
|
Основные свойства тканей. Современные ткани. Применение.
|
Познакомиться с особенностями обработки современных тканей.
Знать основные свойства тканей.
|
Знать изменение -структуры ткани в процессе В.Т.О. Уметь
подобрать ткань для модели.
|
Швейные машины и машинные работы.
|
Устройство. Рабочие механизмы. Смазка. Регулировка.
|
Научить заправке, регулировке, шитью на ножкой швейной
машине.
|
Выполнение образцов (с использованием прямой и зигзагообразной
строчки).
|
Мода и стиль.
|
Что такое мода. История костюма. Модная индустрия.
|
Выявить задачи
моды.
Познакомить
сведущими
модельерами.
|
Уметь создавать стильный образ. Следовать принципу: "Мода уходит, а стиль
остается".
|
Юбка.
|
Снятие мерок. Построение выкройки. Моделирование. Раскладка.
|
Научить
подбирать фасон соответственно. своему стилю, возрасту, пропорциям. Приобрести навыки построения и моделирования юбок разного
фасона.
|
Суметь подобрать ткань, сделать "эскиз; построить
выкройку.
|
Плечевое изделие.
|
Эскиз модели. Снятие мерок. Подготовка лекал. Раскладка
на ткани, подготовка на примерку, исправление дефектов.
|
Приобрести навыки раскроя плечевых изделий.
|
Самостоятельно сделать выкройку плечевого изделия на бумаге.
|
Ансамбль одежды из двух предметов по выбору (жилет или
жакет, юбка или брюки).
|
Рекомендации ткани и фасона в соответствии с модой и стилем.
Нормы расхода. Приемы
технологической обработки изделий (по узлам). |
Научиться работать с журналами мод. Выполнять моделирование соответственно эскизу Приобрести
навыки раскроя,
подготовки к
примерке,
технологической
обработке.
|
Уметь выполнять моделирование, готовить ткань к раскрою, делать раскладку, технологию обработки изделий (с
лоузловой
ВТО).
|
Макияж.
|
Естественность макияжа, косметичка модницы. Техника тонирования.
Дневной макияж.
|
Знать различие макияжа
дневного,
вечернего.
Изучить
ассортимент
косметики.
Научиться
накладывать
макияж.
|
Уметь скрывать при помощи косметики недостатки, Тюдбирать
ее no цветовой гамме.
|
Волшебство в
маленьком
флаконе.
|
Выбор духов. Духи и этикет.
|
Научить
различать запахи. Усвоить этикет пользования духами.
|
Знание правил выбора духов, правила пользования
духами.
|
Домашний парикмахер.
|
Прически. Уход. Окраска.
|
Приобрести навыки укладки в домашних условиях. Научиться лечить и правильно
ухаживать.
|
Уметь сделать себе укладку, -знать лародные^ рецепты для
поддержания красоты и здоровья волос.
|
Заключение.
|
Создание имиджа
девушки.
Подведение
итогов. Создание
композиции.
Демонстрация
знаний и умений.
|
Научиться создавать свой образ, используя знания цвета,
стиля, пропорций, композиций, макияжа, умение сделать прическу.
|
Умение правильно оценить свой образ и предъявить себя.
|
МОДУЛЬ 3
| |||
Вводное занятие.
|
Цель. Задачи. План.
Организационные вопросы. П.Т.Б. Учебные
заведения.
|
Выбор профессии,
учебного
заведения.
|
Знания П.Т.Б. Отыскать в себе таланты и возможно выбрать будущую
профессию.
|
Направление моды. Новые ткани.
|
Просмотр журналов, литературы.
|
Расширение представлений о новых
направлениях
моды.
|
Знание новых направлений моды, новых тканей.
|
Особенности кроя.
|
Особенности кроя тканей,
затрудняющих работу.
|
Знать особенности кроя тканей разного вида.
|
Знать, как расположить выкройку на ткани с рисунком, ворсом.
Лроизвести
раскрой ткани с высокой осыпаемостью нитей,
растяжимостью.
|
Нарядная одежда.
|
Выбор модели.
|
Выбрать модель, раскроить, сшить.
|
Уметь построить, смоделировать, раскроить, сшить.
|
Культура питания.
|
Словарь кулинара. Кухня и ее оборудование, посуда, приборы,
белье.
|
Знакомство с терминами, видами и назначением столовых
приборов.
|
Знание назначения посуды. Умение сервировать стол к празднику.
|
Пищевые продукты.
|
Пищевая ценность.
Составление
меню.
Определение
качества,
первичная
обработка.
|
Научиться
правилам работы
с продуктами,
условиями
хранения,
рациональному
питанию.
|
Иметь знания и умения по обработке продуктов, нарезке,
составлению меню с учетом калорийности.
|
Блюда для завтрака.
|
Бутерброды, канапе, гренки, тосты, омлеты. Требования
к приготовлению. Из истории.
|
Привить навыки и умения практической работы.
|
Усвоить приготовление различных видов простых и сложных
бутербродов, омлетов, запеканок.
|
Напитки.
|
Заваривание чая, компот, мусс, кисель, крюшон, коктейль,
морс. Из истории национальных
напитков. |
Познакомиться с видами напитков и способами приготовления.
|
Умение приготовить.
|
Холодные
блюда.
|
Ассортимент. Нарезка. Оформление. Рецепты.
|
Познакомить со
способами нарезки, инструментами,
оформлением.
|
Уметь приготовить, оформить.
|
Прием гостей.
|
Составление меню к различным датам. Правила приема. Практические
занятия.
|
Усвоить правила поведения за столом, этикет.
|
Составить меню, принять гостя.
|
Первые блюда.
|
Бульоны, супы, рассольники.
|
Научить приготовлению первых блюд. Нормы расхода.
|
Знание видов первых блюд, умение их выполнить.
|
Уход за растениями.
|
Подготовка семян,
сроки
выращивания,
удобрения,
подкормка,
вредители.
|
Научить правильному уходу за растениями, выращиванием
рассады.
|
Умения и знания по уходу за цветами и другими растениями.
|
Детали дизайна.
|
Оформление комнаты. Интерьер спальни.
|
Познакомить с
дизайном,
интерьером,
способами
оформления
жилья.
|
Умение оформить свою комнату, создать уют, подобрать дополнения.
|
Заключение.
|
Коллективная
работа с
использованием
знаний всех
разделов.
|
Подтвердить на
практике
полученные
знания.
|
Накрыть стол по всем законам этикета. Принять гостей.
|
Литература: