Пояснительная записка.
Ткачество - один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. В геометрических и растительных узорах, колорите, способах выполнения орнамента, в построении композиции можно проследить традиционность художественных и технических приемов, присущих творчеству того или иного народа. Узорным ткачеством славились Поволжье, Украина, Белоруссия, Татария, республики Средней Азии, большинство областей Центральной России. Изделия каждого центра ручного ткачества имеют свои неповторимые колористические и орнаментальные особенности, что позволяет безошибочно отличать их друг от друга. Существует множество приемов ручного узорного ткачества. Ткаными узорами украшалась одежда. Узорные домотканые изделия играли большую роль и в украшении жилища, при оформлении праздников, бытовых и свадебных обрядов.
Ручное узорное ткачество сохраняет свое значение и в наши дни. Многие художественные традиции ручного народного ткачества находят продолжение в работах художников, создающих рисунки для тканей и различных изделий ручного и машинного производства. На Украине, в Белоруссии, Карелии, Рязанской, Брянской и других областях работают мастерицы, владеющие секретами изготовления тканых изделий в традициях своего края. Их изделия - узорные занавеси, салфетки, дорожки, скатерти, покрывала привлекают внимание своеобразием узоров, оригинальностью художественных и технических приемов исполнения.
Столь же древние традиции имеет и ручное ковроделие, которое в нашей стране получило почти повсеместное распространение.
По технологии изготовления ковры делятся на войлочные и тканые. Тканые ковры различаются на безворсовые, ворсовые и махровые. В безворсовых коврах нити основы закрываются утком, а в ворсовых - между нитями основы завязываются узелки, за счет чего образуется ровная бархатистая поверхность. В махровых коврах между нитями основы тоже завязывают узелки, но длину концов оставляют намного больше.
Наряду с этими видами ручного ткачества развивался такой вид декоративно-прикладного искусства, как изготовление шпалер-безворсовых настенных ковров с сюжетными и орнаментальными композициями. Шпалеры начали ткать в Западной Европе в XII-ХШ вв., особенно ценились работы ткачей французской королевской мануфактуры гобеленов, названных так по имени известных еще в XV в. красильщиков и ткачей Гобеленов. В России производство шпалер началось при Петре I в Петербурге, где в 1917 г. была основана шпалерная мастерская.
В настоящее время гобеленами называют все ворсовые и глад-котканые сюжетные и бессюжетные ковры ручной работы. В современном гобелене наряду с традиционными ткацкими материалами используются синтетическое сырье, пенька, морская трава и др. Сама технология ткачества претерпела ряд изменений, наряду с классическими приемами тканья гобеленов художники используют более свободную систему переплетения. В творчестве советских художников органично сочетаются национальные традиции с новаторством.
Задача руководителя кружка - познакомить детей с этим замечательным видом декоративно-прикладного искусства, показать богатство и разнообразие ручного ткачества. Целью занятий в кружке является развитие трудовых технических навыков изготовления изделий, развитие эстетического вкуса, творческой активности. Важно привить школьникам интерес к .народному искусству, уважение к труду, развить трудолюбие и усидчивость.
Программа кружка "Ручное ткачество" рассчитана на два года обучения, 144 ч в год, по 4 ч в неделю. С младшими школьниками занятия целесообразно проводить два раза в неделю по 2 ч, с группой второго года обучения - один раз в неделю по 4 ч.
В кружок принимаются школьники с IV по VI класс.
Помещение, где проводятся занятия, должно отвечать условиям, необходимым для организации трудовой деятельности учащихся. Созданию творческой обстановки во многом способствует его оформление. Поэтому в помещении, где проводятся занятия кружка, рекомендуется разместить постоянную выставку, посвященную различным направлениям декоративно-прикладного искусства своей республики, области, края, а также организовать выставку лучших работ кружковцев. Экспонаты желательно размещать в специальных застекленных стендах. Для проведения занятий в кружке требуется оборудование: рабочие столы, подвесная доска для показа технологии выполнения рабочих приемов чертежей, наглядных пособий и т. д. (доска может быть комбинированной, где одна из ее частей предназначена для графических работ, другая - для демонстрации слайдов, диафильмов, диапозитивов). В комплект приспособлений для работы входят: гладильная доска, утюг, ящики или шкафы для хранения рам и ткацких настольных станочков, пеналы для хранения наглядных пособий, таблиц и чертежей, приспособление для намотки шерсти, тазы для окраски пряжи, ножницы, штопальные иглы, крючки.
Для выполнения изделий нужны следующие материалы и оснащение: деревянные рамы размером 50x60 и 60X80 см с пропилами через 0,5 см по коротким сторонам; настольные ткацкие станки; напольная рама размером 1,5x1,0 м для выполнения коллективных работ; челноки для тканья; нитки для основы № 0, 10, 20; кордовая леска; нитки для утка - льняные, шерстяные, полушерстяные; синтетические нитки; метанит, овечье руно, конский волос; пенька и т. д. На занятиях используют также наглядные пособия, образцы основных приемов тканья и готовые образцы изделий.
Необходимо строго соблюдать правила безопасности труда.
Знакомя кружковцев с образцами народного ткачества и ковроделия, следует посетить с ними выставки декоративно-прикладного творчества, краеведческий музей, познакомить их с национальными традициями своего края.
При изучении простейших приемов ткачества кружковцам предлагается выполнить несложный сувенир, а затем, освоив основные приемы тканья, можно перейти к более сложным работам. В конце учебного года кружковцы выполняют коллективную работу, которая может состоять из отдельных элементов. Коллективное выполнение задания имеет большое воспитательное значение, сплачивает коллектив.
Программа второго года обучения включает в себя знакомство с более сложными приемами ручного ткачества, а также выполнение самостоятельных творческих работ. Программа первого и второго года обучения имеет целью не только трудовое и эстетическое воспитание школьников, но и оказание им помощи в вопросах профессиональной ориентации. Для этого организуются экскурсии в профессионально-технические учебные заведения, па прядильные и ткацкие фабрики, встречи с мастерами-производственниками и ветеранами труда.
Одной из форм воспитания общественной активности является подготовка пионеров-инструкторов. Пионеры-инструкторы - это кружковцы, которые проявили организаторские способности, хорошо овладели основными навыками ткачества, активно участвовали в работе кружка, помогали младшим кружковцам. Пионеры-инструкторы - активные помощники руководителя кружка, они способны организовать кружки у себя в школе, в ДЭЗе, в пионерском лагере, где смогут передать своим товарищам приобретенные знания.
Итогом годовой работы кружка является отчетная выставка лучших работ кружковцев. Оценку работ определяет специальное жюри, состоящее из художников-специалистов, мастеров производства. При оценке изделий надо учитывать возраст кружковцев, художественную ценность, трудоемкость и качество исполнения работы. Лучшие коллективы и кружковцы награждаются грамотами, дипломами, свидетельствами, которые вручают на заключительном вечере.
ПРОГРАММА
1-й ГОД ЗАНЯТИЙ
Вводное занятие. Ткачество - один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Задачи и план работы кружка. Правила поведения кружковцев. Материалы и оборудование, необходимые для занятий. Правила безопасности труда.
Сувенир. Знакомство с композицией, орнаментом, ритмом, цветом. Понятие об основе, утке, плотности тканья. Полотняное переплетение. Выбор несложного орнамента для сувенира (полоски, рисунок кубиками, треугольниками и т. д.). Макраме как отделка для тканых изделий.
Практические занятия. Подбор нитей основы и утка. Натягивание основы на раму. Уравнительная плетенка - "цепочка". Вязка ремизок. Освоение приемов ткачества. Выполнение изделия. Снятие изделия с рамы. Закрепление нитей основы. Освоение основных узлов макраме. Оформление сувенира элементами макраме, шнуром, кистями.
Салфетка. Сапожковское закладное ткачество. Символика геометрических узоров. Орнамент, характерный для сапожковского ткачества. Разработка орнамента по мотивам саиожковского ткачества.
Практические занятия. Выполнение эскизов салфетки. Расчет основы. Подбор нитей для работы. Натяжка основы на раму. Уравнительная плетенка. Вязка ремизок. Освоение приемов закладного ткачества. Выполнение изделия. Снятие изделия е рамы. Закрепление основы. Оформление салфетки.
Пояс. Узорные пояса - красочное дополнение к молодежному костюму. Значение пояса в нарядном костюме. Технология изготовления поясов (дерганье, плетение, тканье на дощечках). Орнаментальные мотивы поясов.
Практические занятия. Зарисовка узоров. Подбор нитей для пояса. Выполнение изделия. Оформление пояса (изготовление кистей, помпонов).
Кошелек. Браное и выборное узорное ткачество. Способ выполнения выборных узоров.
Практические занятия. Зарисовка орнамента. Выполнение эскиза кошелька в характере орнамента браного и выборного ткачества. Подбор нитей. Расчет основы. Выполнение лицевой и изнаночной сторон кошелька в технике браного и выборного ткачества. Снятие изделия с рамы. Сшивание сторон и оформление изделия.
Декоративное панно. Знакомство с искусством шпалер. История развития шпалерного искусства в России. Значение шпалер в архитектуре интерьеров русского классицизма. Декоративнее панно. Его роль в украшении жилого и общественного интерьера. Новые материалы в художественном решении современного панно. Технология изготовления. Выбор темы, сюжета для декоративного панно.
Практические занятия. Зарисовка узоров народного орнамента. Выполнение эскизов. Разработка отдельных частей панно. Изготовление шаблона для работы. Подбор нитей. Расчет основы. Уравнительная плетенка. Вязка ремизок. Технология современных и классических приемов тканья. Выполнение изделия. Снятие с рамы. Оформление декоративного панно.
Итоговое занятие. Организация выставки лучших работ кружковцев, обсуждение их и анализ. Подведение итогов работы за год.
2-й ГОД ЗАНЯТИЙ
Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год. Демонстрация изделий, выполненных кружковцами второго года занятий. Материалы, необходимые для работы в кружке. Знакомство с профессиями, связанными с ткацким производством. Организационные вопросы.
Комплект салфеток. Декоративно-прикладное искусство в украшении современного интерьера. Ручное узорное ткачество - один из видов народного прикладного искусства.
Практические занятия. Зарисовка узоров ткачества. Разработка эскизов салфеток. Обсуждение и выбор эскизов для выполнения. Подбор ниток. Расчет основы. Натяжка основы. Выполнение изделия. Снятие с рамы. Оформление изделия.
Сумка. Ручное ковроделие. Тины ковров. Два основных вида ковров. Тканые ковры. Технология изготовления ворсовых и махровых ковров. Ковровая композиция. Назначение и виды сумок.
Практические занятия. Разработка эскиза сумки. Выполнение шаблона. Подбор ниток. Расчет основы. Подготовка основы. Разбор различных видов техники тканья. Выполнение сумки с применением смешанной техники. Снятие с рамы. Оформле-1 ние сумки.
Гобелен. Знакомство с искусством гобелена. История развития гобелена. Современный гобелен в интерьере жилых и общественных зданий. Мастера советского гобелена. Рельефно-фактурный гобелен и применение современных материалов для его изготовления. Выбор темы для декоративного гобелена.
Практические занятия. Зарисовка и копирование орнаментов. Разработка рисунка для гобелена. Прорисовка отдельных частей рисунка. Нанесение контура на шаблон. Цветовое решение. Подбор ниток. Расчет основы. Натяжка основы. Уравнительная плетенка. Вязка ремизок. Выполнение изделия. Освоение новых приемов ткачества. Снятие изделия с рамы. Утюжка и оформление его.
Итоговое занятие. Организация выставки работ кружковцев. Подведение итогов годовой работы.