Пояснительная записка.
Вышивка - один из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Занятие вышивкой вызывает у школьников большой интерес. Кружковые занятия при правильной их постановке имеют большое воспитательное значение.
Цель работы кружков - трудовое и эстетическое воспитание учащихся; основные задачи - привитие им интереса и любви к декоративно-прикладному искусству, содействие в профессиональной ориентации.
На занятиях кружка учащиеся приобретают умения и навыки вышивания, знакомятся с народной вышивкой, богатством этого вида искусства, разнообразием народных орнаментов, с художественными традициями народов нашей страны.
Руководителю кружка при изучении национальных особенностей и 'лучших традиций вышивок народов СССР особое внимание рекомендуется уделять развитию вышивки в своей республике, а творческие способности ребят направлять на создание рисунков и тематических композиций в соответствии с характером и особенностями орнамента вышивки своего края.
На занятиях кружковцы знакомятся с основами общей и специальной композиции. Они должны усвоить особенности структуры узора, особенности формы и цвета изобразительных мотивов в орнаменте вышивки, значение ритма и симметрии, виды узоров, способы составления несложного орнамента в полосе, квадрате, круге. Все эти знания кружковцы получают посредством анализа произведений'прикладного искусства, созданных в народных художественных традициях, по-разному выраженных в каждой республике, области.
Выполнение изделия не должно быть механическим копированием образцов - это творческий процесс. Кружковцев необходимо научить не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, по и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки.
Программой кружковой работы предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. Важно, чтобы вышивка не сводилась лишь к выполнению технических образцов, чтобы кружковцы изготовляли полезные вещи, которые найдут применение.
В создании тематического вышитого произведения значительную роль играет выбор темы, сюжета. Это могут быть темы литературных произведений, народного фольклора, а также темы, отражающие современные события. Выполнение тематических произведений способствует расширению кругозора детей, углублению их знаний, развитию фантазии и творческих способностей.
Во всех случаях изделия должны отличаться не только качеством технического исполнения, но и художественностью. Так, неудачно выбранный узор или цветосочетание обесценивают любую вышивку, как бы хорошо она ни была выполнена в техническом отношении, а плохое качество исполнения делает невыразительным любой рисунок.
Значительное количество часов в программе отведено ка вышивание одежды. Вышивка делает детскую и подростковую одежду нарядной, праздничной, подчеркивает характер, индивидуальность образа.
Подготовка школьников к самостоятельному труду, к сознательному выбору профессии - одна из важнейших задач, поставленных реформой общеобразовательных школ. Руководители кружков в процессе занятий стремятся к формированию у школьников интереса к рабочим профессиям. Этому способствуют экскурсии на производство, в художественные и профессионально-технические учебные заведения, встречи с художниками-спецналистами в области вышивки и мастерами-производственниками, а также тематические беседы с учащимися.
В кружках особое внимание должно уделяться общественно полезному труду. Каждый кружковец выполняет задания для нужд школы, Дома или Дворца пионеров, своего или других кружков. Это могут быть сувениры, методический наглядный материал, например образцы швов, вышитые изделия и т. д.
Правильно поставленное трудовое воспитание способствует развитию у ребят творческой активности, объединению их в дружный коллектив. В программе предлагаются задания как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Задания для индивидуального исполнения рассчитаны на определенный возраст детей, они не должны быть особенно объемными и трудоемкими. Коллективной работой могут быть крупные изделия чисто декоративного характера, предназначенные для украшения жилого интерьера, уголка игр в детском саду, пионерской комнаты, учебного помещения - тематические панно, гостевые полотенца, а также чайные салфетки, скатерти, занавеси, сумки, передники. Крупные изделия выполняют группы кружковцев в 5-10 и более человек. Коллективный труд значительно ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределить задания, учитывая возраст и способности каждого.
Сочетание во многих изделиях разнообразных приемов вышивки по степени сложности технического исполнения дает возможность участия в коллективной работе почти всех членов кружка.
Программа кружков ручной вышивки разработана для двух возрастных групп - младшей (8-11 лет) и старшей (12-15 лет), с учетом возрастных особенностей предлагаются задания, различные по степени сложности исполнения. Так, например, по теме "Сумка" в младшей группе выполняется простая сумка-мешочек, а в старшей™ сумка более сложной конструкции.
В кружки машинной вышивки рекомендуется принимать учащихся VII-X классов, имеющих навыки работы на швейной машине.
Программа каждого кружка рассчитана на 144 ч в учебный год. Занятия в кружках рассчитаны на два года обучения.
Программа кружков художественной вышивки предусматривает ознакомление с историей и художественными традициями основных центров вышивального искусства, беседы о народных художественных промыслах, анализ образцов народной вышивки и современных произведений этого вида декоративно-прикладного искусства (рисунки, репродукции, изделия).
Практическая работа по вышивке включает знакомство с элементарными основами рисования по подготовке узора для изделия, выполнение эскизов различных видов орнамента, составление узоров из готовых элементов и самостоятельную работу над орнаментом, перевод рисунка, ознакомление с различными приемами вышивки, которое осуществляется в процессе выполнения задания.
Программа кружков машинной вышивки учитывает сложность выполнения различных швов на машине, поэтому большое количество часов отводится: тренировочным работам на машине и проработке швов на образцах.
Для занятий вышивкой необходимо светлое, удобное помещение. Большое значение придается его художественному оформлению. При размещении рабочих столов и швейных машин надо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху. На швейных машинах при недостаточном общем освещении устанавливают местное. Кроме рабочих столиков, в кабинете необходимы большие столы для раскроя, а также гладильная доска и утюг. Подвесная доска используется для показа наглядных посо-бий, чертежей, технического рисунка, а также для организованного просмотра групповых работ. Эта доска может быть двойной конструкции: верхние темные створки, раскрываясь, оставляют белую внутреннюю часть доски, что удобно для демонстрации диафильмов и диапозитивов.
Для работы кружка требуется следующее оборудование и инструменты: пяльцы деревянные круглые {диаметром 20-26 см), пяльцы деревянные квадратные с подставками для больших коллективных работ, нитки мулине различных цветов, нитки катушечные для шитья № 40 и 50, для машинной вышивки № 80, ножницы, иглы разные для ручной вышивки, иглы для швейных машин № 90 и 100, наперстки, калька, миллиметровая бумага, копировальная бумага, сантиметровая лента, булавки, краски, кисти, карандаши.
Ткани для вышивки рекомендуется выбирать с полотняным переплетением нитей, такие, как редина, лен, лен с лавсаном, суровое полотно; можно использовать также шерсть, сукно.
Выполнение изделий связано с работой на швейной машине, иглой, ножницами, электроутюгом, поэтому на первых же занятиях руководитель должен сообщить учащимся необходимые правила по безопасности труда и в дальнейшем следить за их выполнением.
Для более успешного усвоения материала для занятий нужны наглядные пособия: технические разработки швов, образцы вышивок, готовые изделия, а также лекала и чертежи изделий. Эти наглядные пособия может выполнить руководитель кружка с помощью кружковцев.
Одна из форм воспитания общественной активности кружковцев-подготовка пионеров-инструкторов. Ими могут стать учащиеся, проявившие особый интерес к занятиям и способности, обладающие хорошими навыками в вышивке и активно участвующие в работе кружка. Пионеры-инструкторы могут вести кружки в школе, в пионерском лагере и т. д. Готовясь к руководству кружком, они получают практику по ведению занятий в младшей группе, могут провести занятие по одной из тем программы. Эти ребята являются активными помощниками руководителя кружка.
Подведение итогов годовой работы кружков проводится на отчетной выставке, на которую представляются лучшие работы кружковцев. При отборе и оценке детских работ нужно учитывать возраст кружковца, содержание, трудоемкость, качество, художественную ценность вышивки. Особое внимание следует уделить разработке в изделиях национальных мотивов своей республики, области, края, отражению тем современной действительности. Оценку детских работ осуществляет жюри, состоящее из художников-специалистов и представителей шефствующих организаций. Участники выставки получают свидетельства и дипломы, Лучшие награждаются грамотами.
Примерный тематический план занятий
ПРОГРАММА
КРУЖОК РУЧКОЙ ВЫШИВКИ
1-й год занятий
Младшая группа
Вводное занятие. Задачи и план работы кружка ручной художественной вышивки. Правила поведения кружковцев. Оборудование лаборатории, рабочего места. Необходимые принадлежности 'л материалы для вышивания. Правила безопасности при работе с . утюгом, ножницами, иголками.
Салфетка, Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Вышивка "простейшие швы". Выбор для салфетки ткани, орнамента, зарисовка его в альбом. Зарисовка в альбом простейших швов (швы вперед иголку, стебельчатый, петельный, тамбурный, элементы прямой двусторонней глади, роспись по переведенному контуру).
Практические занятия. Подготовка ткани к вышивке. Перевод рисунка на ткань. Выполнение узора вышивки. Обработка и заделка краев салфетки. Стирка и утюжка вышитой салфетки.
Сумка-мешочек. Характер изобразительных мотивов и особенности технического исполнения северной русской народной вышивки (Архангельск). Зарисовка орнамента.
Практические занятия. Раскрой сумки-мешочка. Перевод рисунка па ткань. Выполнение узора вышивки. Утюжка выполненной вышивки. Пошив сумки. Оформление внешнего вида сумки (отстрочки верха, ручки).
Фартук. Особенности владимирской вышивки. Зарисовка характерных элементов вышивки. Подбор орнамента и ткани для передника.
Практические занятия. Раскрой передника. Перевод рисунка на ткань. Выполнение узора вышивки владимирской односторонней гладью. Утюжка выполненного узора. Пошив перед-пика.
Юбка. Вышивка народов Севера. Особенности отделки одежды вышивкой у народов Крайнего Севера.
Практические занятия. Снятие мерок, раскрой юбки. Перевод рисунка на ткакь. Выполнение узора вышивки. Сметывание юбки, пошив, утюжка.
Старшая (средняя) группа
Вводное занятие. Задачи и план работы кружка. Правила поведения кружковцев. Оборудование лаборатории, рабочего места. Принадлежности и материалы для вышивки. Правила безопасности труда.
Салфетка. История и быт народов Севера. Вышивка "роспись". Понятие о композиции. Построение растительного и геометрического орнаментов в полосе, квадрате, прямоугольнике. Подбор орнамента и ткани для салфетки, зарисовка узора.
Практические занятия. Подготовка ткани к вышивке. Перевод рисунка па ткань. Выполнение узора вышивки. Обработка и заделка краев салфетки. Стирка и утюжка вышитой салфетки.
Сумка. Вышивка народов Поволжья (чувашская, мордовская, марийская), особенности их орнамента, техника исполнения. Зарисовка элементов орнамента. Разработка композиции сумок, различных по форме и расположению орнамента. Подбор орнамента для сумки.
Практические занятия. Раскрой сумки. Перевод рисунка на ткань. Выполнение узора вышивки. Утюжка выполненной вышивки. Пошив сумки и оформление внешнего вида (ручки, кисточки и т. д.).
Фартук. Владимирская вышивка. Зарисовка характерных элементов вышивки. Подбор орнамента и ткани для фартука.
Практические занятия. Раскрой изделия. Перевод рисунка на ткань. Выполнение узора вышивки. Утюжка выполненного узора. Пошив фартука.
Блузка. Ажурная вышивка, различные типы мережек. Зарисовка эскиза блузок с обозначением места расположения вышивки, зыбор фасона и места расположения вышивки на блузе.
Практические занятия. Снятие мерок, расчет ткани на блузку. Определение места вышивки на изделии. Нанесение контура линий блузки на ткани мелкими стежками (вперед иголку). Выдергивание нитей под мережку. Перевод рисунка па ткань. Выполнение узора вышивки. Раскрой, сметывание и примерка блузки. Пошив и утюжка.
2-й год занятий
Комплект чайных салфеток (1 большая и 6 маленьких). Тамбовская народная вышивка. Характерные особенности счетной вышивки. Зарисовка элементов вышивки. Подбор орнамента для салфетки, подбор ткани.
Практические занятия. Разметка вышивки на ткани (швом вперед иголку), определение средних линий узора. Выдергивание нитей под мережку по краю салфетки. Выполнение узора вышивки, мережек. Стирка салфеток, накрахмаливание, утюжка. Обработка и заделка краев салфеток.
Декоративное панно. Тематика владимирской вышивки. Характерные особенности построения орнамента данного района. Плоскостное решение тематических сюжетов. Подбор ткани для панно.
Практические занятия. Раскрой панно, перевод рисунка на ткань. Выполнение узора вышивки. Утюжка выполненной вышивки. Пошив и оформление изделия (пришивание подкладки, оформление верхней части панно, прикрепление шнура и т. д.).
Пляжный ансамбль (халатик и сумка). Составление узора , владимирской вышивки для оформления пляжного ансамбля. Определение места вышивки. Подбор материалов.
Практические занятия. Снятие мерок, расчет количества ткани на изделие. Раскрой, сметывание и примерка. Выполнение узора вышивки. Пошив и утюжка.
КРУЖОК МАШИННОЙ ВЫШИЗКИ
1-й год занятий
Вводное занятие. Содержание работы кружка. Оборудование кабинета и инструменты для работы. Правила безопасности при работе на машине, с ножницами, электроутюгом. Правила поведения на занятиях.
Прихватка для кастрюль (для кружков кулинарии, для дома). Устройство швейной машины. Приспособление для вышивки. Организация рабочего места. Правила обращения с машиной. Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Зарисовка орнамента для прихваток.
Практические занятия. Перевод рисунка на ткань. Тренировочные работы на машине, отработка движений рук и ног, Выполнение узора вышивки. Раскрой вышитых прихваток, пошиз. Оформление внешнего вида изделия!
Салфетка. Декоративные мережки и соединительные швы. Применение маскировочных швов. Составление узора салфетки, зарисовка в альбом.
Практические занятия. Тренировка в выполнении швов па образце. Раскрой салфетки. Разметка мережек. Выдергивание нитей мережки. Выполнение узора. Оформление краев салфетки. Утюжка выполненной салфетки.
Фартук. Вышивка народов Сибири '(-Хабаровский край), ее орнамент, образы, встречающиеся в нем; обычаи и быт народа.
Практические занятия. Снятие мерок, раскрой фартука. Перевод рисунка на ткань. Отработка на машине гладьевого шва. Выполнение вышивки карманов. Пошив изделия. Утюжка.
Блузка. Ажурная вышивка. Зарисовка образцов. Выполнение на машине различных приемов вышивки.
Практические занятия. Снятие мерок и расчет ткани на блузку. Раскрой блузки. Определение места вышивки. Обозначение линий кроя мелкими стежками (вперед иголку). Выполнение вышивки. Сметывание блузки, примерка, пошив, утюжка.
2-й год занятий
Осенний ансамбль - сумка и косынка. Аппликация народов Сибири (Хабаровский край). Вышивка в одежде народов Сибири, ее характерная особенность. Зарисовка орнамента. Подбор рисунка для осеннего ансамбля.
Практические занятия. Раскрой изделий по готовым лекалам. Перевод рисунка на ткань. Выполнение узора вышивки. Пошив ансамбля, оформление (отделка мехом, кисточками, бисером).
Платье. Современное направление моды. Вышивка в одежде. Зарисовка северного орнамента. Подбор фасона, определение места вышивки.
Практические занятия. Снятие мерок, расчет ткани на платье. Раскрой платья, сметывание, примерка. Выполнение узора вышивки. Пошив, утюжка.
Декоративное панно. Вышивка чукчей, эвенков, украшение вышивкой одежды, бытовых и декоративных изделий. Меховая инкрустация.
Практические занятия. Раскрой панно, перевод рисунка. Выполнение узора вышивки. Пошив панно, посадка его на под-клэдку, оформление внешнего вида панно.
Литература
Белогорская Р. М., Е ф и м о в*а Л. В. Русская вышивка и кружево. М" 1982.
Калмыкова Л. Э. Народная вышивка Тверской земли. Л., 1981.
Климова Н. Т. в др. Ручная и машинная вышивка. М., 1980.
Маслова Г. С. Орнамент русской народной .вышивки. М., 1978.
Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. М., 1975.
Основы художественного ремесла/Под ред. В. А. Барадулина. М., 1979.
Попова О. С. Русское народное искусство. М, 1972.
Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. М., 1984.
Сафонова Н. С, Молотобарова О. С. Кружки художественной вышивки. М., 1983.
Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока/Сост.
Т. Б. Митлянская. М., 1983.