Приложение №1 к приказу №
агентства образования администрации Красноярского края
от ___________________ «____» _________
П О Л О Ж Е Н И Е
о летней педагогической практике студентов краевых государственных
учреждений среднего профессионального образования ( средних специальных учебных заведений) педагогических колледжей и училища края
по специальностям среднего профессионального образования
Настоящее Положение подготовлено в соответствии со статьями 23,29 Закона Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании», пунктами 22,24 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 03.03.01 № 160, положением о производственной (профессиональной практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования (Приказ Минобразования России от21.07.99 № 1991) и другими нормативными правовыми актами.
1. Общие положения.
- Летняя практика является составной частью основной образовательной программы по специальностям и программ педагогической практики среднего профессионального образования.
- Летняя практика дает возможность студентам реализовать профессиональный и лич¬ный потенциал, развивать и закреплять знания, умения и навыки, а также опыт, приобретенный в ходе учебы, в условиях временного детского коллектива с детьми разного возраста, разлитчного социального положения, с детьми, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях ,в изоляции от привыч¬ного окружения.
- Особенности летней практики.
- Впервые, принимая объединение школьников, студент-прак¬тикант не только организует воспитательную работу с ними, но и несет юридическую ответственность за жизнь и здоровье воспитанников.
- Практика содействует осознанию и выполнению объективных требований самообразования и самовоспитания как необходимых ус¬ловий профессионально-педагогического становления.
- В процессе деятельности происходит интенсивное обучение работе в проектном режиме, обогаще¬ние профессионального опыта студента в самостоятельном созда¬нии коллектива, его развитии, организации повседневной совместной жизнедеятельности воспитанников.
В период практики вожатый не приходит на работу, а живет вместе с детьми 24 часа в сутки, принимает самостоятельные решения. Ему предстоит работа по созданию, развитию и спло¬чению временного детского коллектива.
Планируя деятельность на период практики, необходимо учесть следующее:
- временный характер детского коллектива;
- изменение привычной среды жизнедеятельности, большая связь с природой;
- закрытость загородного лагеря как типа детского учреждения;
- отсутствие родительской опеки, поддержки, контроля.
- Летняя практика, в соответствии с учебным планом, проводится на втором курсе, в пятом семестре. Допускаются варианты прохождения практики по реализации круглогодичных проектов
- Базой летней практики могут быть Краевые государственные образовательные учреждения внесемейного воспитания, коррекционные образовательные учреждения, детские оздоровительные лагеря различных типов, пришкольные лагеря дневного пребывания, дошкольные и внешкольные учреждения, интенсивные школы.
- В период летней практики студенты работают в качестве воспитателей, отрядных вожатых, инструкторов по физической культуре и туризму, тьютеров по реализации проектов, музыкальных руководителей, руководителей различных кружков, секций.
- Места прохождения педагогической практики закрепляются двухсторонним договором между колледжем и базой практики.
- Директор колледжа, его заместитель по производственной практике осуществляет общее руководство практикой студентов.
2. Цели и задачи летней практики
- Целью летней практики является расширение профессионально- педагогических знаний студентов, формирование представлений об особенностях работы с детьми в каникулярный период.
- Задачи практики:
- приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детскими и юношеским коллективом в условиях каникул;
- овладение содержанием и различными формами и методами орга¬низации жизни и деятельности коллектива детей разного возраста в условиях самостоятельной работы на базе практики;
- развитие ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками
В процессе практики студенты должны познакомиться:
- С условиями работы на базе практики, правилами внутреннего распорядка, традициями.
- Со спецификой проявления возрастных и индивидуальных особенностей детей, особенно детей, оставшихся без попечения родителей, их состоянием здоровья, условий жизни и воспитания.
- С принципами организации коллективно- творческой деятельности по всем направлениям воспитания (в области развития познавательных интересов детей и подростков, нравственного, эстетического, трудового воспитания, спортивно- оздоровительной работы)
- С организацией режима активного отдыха детей, проведением санитарно- гигиенической работы и работы по самообслуживанию
- С особенностями проведения индивидуальной воспитательной работы с детьми и подростками
3. Этапы практики.
- Первый этап. Аудиторные занятия по курсу «Подготовка к летней работе» (по специальной программе).
- Второй этап. Распределение студентов на летнюю педагогическую практику.
- Третий этап. Предварительный допуск-зачет к летней педагогиче¬ской практике.
- Четвертый этап. Инструктивно- методический сбор по подготовке к летней работе с детьми. Встреча с руководством летних баз практики.
- Пятый этап. Работа в загородных лагерях (продолжительность прак¬тики зависит от содержания и базы прохождения практик , и может колебаться от 3 до 5 недель с учетом периода разработки проекта)
- Шестой этап. Подготовка и сдача отчетной документации о прохождении летней пе¬дагогической практики.
- Седьмой этап. Научно-практическая конференция по итогам летней педагогической практики.
4. Умения, приобретаемые студентами в процессе практики.
- определять цели и задачи оздоровительной, коррекционной и воспитательной ра¬боты с детьми и подростками;
- составлять план оздоровительной и воспитательной работы на смену или на каждый день с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей;
- организовывать самоуправление в коллективе и направлять его деятельность; создавать условия для развития самодеятельности детей и подростков;
- организовывать разнообразную деятельность детей и подростков;
- сочетать индивидуальную и коллективную работу с детьми;
- использовать всю систему возможных педагогических воздейст¬вий в условиях базы практики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков;
- устанавливать педагогически правильные отношения с детьми и подростками, с коллегами, родителями вверенных детей;
- осуществлять рефлексию своей педагогической деятельности.
Основным содержанием летней производственной практики является самостоятельное выполнение студентами следующих видов деятельности:
- Конструктивно- организаторская ( включает в себя знакомство с условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями; планирование воспитательно - оздоровительного процесса; творческое участие в преобразовании предметной среды, окружающей ребенка; проектирование развития ребенка в системе воспитательно- обучающего взаимодействия).
- Воспитывающая и обучающая (организация коллективно- творческой деятельности по всем направлениям воспитания: в области развития познавательных интересов детей и подростков, нравственного, эстетического, трудового, экологического воспитания, спортивно оздоровительной работы; стимуляция и управление активностью ребенка, организация активного отдыха детей; проведение индивидуальной воспитательной работы с детьми; владение набором вариативных методик и педагогических технологий, применение их в соответствии с имеющимися условиями).
- Диагностическая (изучение специфики проявления возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников)
- Коммуникативная ( проявляется в стиле взаимоотношений между студентом и педагогическим коллективом: умение устанавливать педагогически целесообразные отношения с детьми, регулировать общение и взаимоотношения в группе детей).
- Координирующая ( объединение и согласование содержания и направлений педагогических воздействий на ребенка; координация деятельности вожатого, музыкального руководителя, физкультурного руководителя и других сотрудников; согласование деятельности с воспитателем , методистом в рамках воспитательно – оздоровительного процесса).
Качество выполнения практикантом перечисленных функций определяется по итогам работы студента на базе практики, отражается в характеристике практиканта, отзыве администрации, в анализе деятельности пед. отряда методистом, осуществляющим контроль за прохождением практики, в отчетной документации студента.
5. Права и обязанности студента-практиканта
Студент направляется на летнюю педагогическую практи¬ку в учреждении базы практики для работы в качестве вожатого (воспитателя)
- Студент – практикант обязан:
- Вожатый подчиняется начальнику базы практики
- подчиняться правилам внутреннего распорядка базы практики,
- распоряжениям администрации, руководителя практики;
- находиться постоянно с детьми (или доверять их только ответствен¬ному за детей лицу) и нести личную ответственность за здоровье и благополучие вверенных ему детей;
- заниматься самовоспитанием и самообразованием, совершенство¬вать педагогические умения в условиях летнего отдыха детей, разви¬вать культуру общения и речи;
- присутствовать на педсоветах и планерках;
- проводить с детьми интересную, психологическую и педагогически целесообразную работу и полноценно организовывать всю жизнедея¬тельность детского коллектива в соответствии с возрастом, интереса¬ми и потребностями детей;
- вести своевременно и аккуратно педагогический дневник и предос¬тавлять всю требуемую отчетность по практике руководителю и ад¬министрации базы практики
- не покидать территорию базы практики без уведомления об этом руководства;
- не оставлять детей одних у водоемов, в любом другом месте на тер¬ритории и вне территории базы практики
- Студент-практикант имеет право:
- принимать активное участие в деятельности педагогического кол¬лектива базы практики, выступать на педсоветах, выдвигать са¬мостоятельные решения;
- Иметь выходные в соответствии с Трудовым кодексом РФ;
- отказаться от прохождения практики в роли подменного вожатого, если он достиг совершеннолетия;
- обратиться за помощью к администрации базы практики, в свое педагогическое учебное заведение.
- В случае нарушения дисциплины и невыполнения своих обязан¬ностей практикант может быть отстранен от прохождения практики.
- Студент — практикант, не выполнивший программу практики, не переводится на следующий курс и не допускается к экзаменам.
6. Руководство практикой
6.1. Заведующий производственной практикой:
- Подбирает базы для проведения практики;
- Организует инструктивные семинары перед началом практики;
- Распределяет студентов по базам профессиональной практики, оказывает методическую помощь, заботится об условиях труда и быта;
- Осуществляет методическое руководство и контроль за деятельностью всех лиц, участвующих в организации и проведении профессиональной практики;
- Контролирует ведение документации по профессиональной практике;
- Проводит совместно с методистами конференции по итогам практики;
6.2. Групповые руководители:
- Распределяют практикантов на рабочие места, осуществляют методическое руководство и контроль за их педагогической деятельностью;
- Наблюдают за работой практикантов с детьми, анализируют и оценивают ее совместно с работниками баз практики;
- Принимают участие в конференциях по итогам практики;
- Контролируют ведение документации студентов.
6.3. Руководители баз практики :
- Обеспечивают необходимые условия для успешного проведения практики и осуществляют общее руководство ею;
- Контролируют работу воспитателей и других специалистов с практикантами;
- Составляют отзыв-характеристику и выставляют итоговые оценки (зачет) практикантам;
- Несут ответственность за жизнь и здоровье студентов в период прохождения практики;
- Подводят итоги практики в организации.
6.4. Воспитатели оздоровительных лагерей, школ-интерна¬тов, детских домов и другие педагогические работники:
- знакомят практикантов с составом группы, планированием учебно-воспи¬тательной работы;
- знакомят с методикой работы в группе, отряде и привлекают к проведению различных режимных процессов;
- оказывают помощь при изучении индивидуальных особенностей уча¬щихся;
- определяют темы воспитательных занятий с детьми, консультируют прак¬тикантов
- присутствуют на мероприятиях, участвуют в их обсуждении;
- участвуют в конференции по итогам профессиональной практики
6.5. Посещение базы практики руководителем прак¬тики.
В период посещения детского оздоровительного лагеря или учреждения внесемейного воспитания препода¬вателю рекомендуется:
- Встретиться с каждым студентом-практикантом, ответить на все возникшие в период работы вопросы.
- Посмотреть бытовые условия жизни, отношение практиканта к данному виду практики, что по его мнению у него получается, что нет и почему, какая помощь нужна (по возможности оказать на месте).
- Понаблюдать за работой практиканта с детьми (стиль общения с детьми; учет возрастных особенностей в проводимой работе; роль детей и практиканта в подготовке и проведении дела, соответствие формы одежды детей погоде, месту проведения, форме проведения и содержанию).
- Выявить удачные и неудачные моменты в работе практиканта в ходе мероприятия.
- Провести беседу с руководством базы практики по следующим вопросам:
отношение практиканта к выполняемым обязанностям;
- оказание помощи администрацией и педколлективом базы практики;
- наличие и соблюдение графика выходных дней для практикантов;
- пожелания в адрес педагогического заведения по подготовке сту¬дентов к летней педагогической практике.
7. Оплата за руководство профессиональной практикой
За руководство, контроль и подведение итогов летней педагогической прак¬тики оплачивается:
— преподавателям колледжа (училища) и другим специалистам за фактически отработанное время, но не более 4 часов за каждого практиканта за весь период практики.
За подготовку к летней педагогической практике преподавателям колледжа (учи¬лища) и другим специалистам производится оплата за фактически проведенные учебные часы, но не более 80 часов на учебную группу.