Большое значение для усиления эмоционального воздействия композиции имеет фактура поверхности. Фактурой называется строение поверхности, либо свойственное ей от природы, либо полученное в процессе обработки.
Фактура может быть различной — от совсем гладкой до рельефной. В первом случае величины элементов фактуры очень малы, неразличимы невооруженным глазом, их количество на единице поверхности велико. В случае рельефных фактур количество элементов гораздо меньше, но их величины достаточно крупные. Порой элементы фактуры настолько велики, что приобретают значение самостоятельных форм.
Характер поверхности материала может вызвать впечатление плотности или рыхлости, тяжести или легкости. Разные фактуры по-разному взаимодействуют с формой. Материалы, имеющие крупные элементы фактуры, видоизменяют геометрический вид формы. Например, изделие из длинноворсового меха придает форме костюма округлость, обобщенность. Наиболее точно без искажений характер формы передают гладкие фактуры.
По способу отражения света от поверхности предмета все факторы делятся на:
• матовые, имеющие средние по величине элементы и рассеивающие свет под различными углами (в таких случаях говорят «поглощающие свет»);
• глянцевые, или зеркально отражающие, имеющие настолько мелкие элементы, что почти все световые лучи, падающие на поверхность, отражаются под тем же углом, под каким падают на нее.
Факторами восприятия фактур, которые должен учитывать художник, проектирующий костюм, являются удаленность предмета от зрителя и характер освещения»
Разность фактур мы воспринимает не только визуально, но и на ощупь, различая при этом гладкие, скользкие, или зернистые, рельефные поверхности.
Кроме тканей, качество поверхности которых определено ткацким переплетением и характером обработки, в швейном производстве применяются и другие материалы, природные и искусственные: кожа, замша, мех, разнообразные пленочные материалы. Каждый из них обладает своеобразной, присущей только ему фактурой, которая прекрасно сочетается с фактурой ткани.
Каждая фактура несет в себе признаки определенного эмоционально-образного звучания. По силе воздействия на зрителя фактуры различают имеющие почти однородную нейтральную поверхность; с очень мелкими элементами, и активные, имеющие сложную рельефную поверхность с крупными элементами. Активные фактуры очень декоративны и не нуж¬даются в дополнительном украшении. Пассивные же фактуры являются хорошим фоном для активных или для отделки.
Использование в одном костюме тканей и материалов с различными фактурами придает внешнему виду изделия дополнительную выразительность. Особенно интересный эффект можно получить тогда, когда в костюме применены ткани, тождественные по цвету, но различные по фактуре. Дело в том, что восприятие одного и того же цвета сильно меняется в зависимости от качества поверхности.
Таким образом, использование разнородных фактур помогает получить эффект тонкой цветовой ньюансировки. Этот прием часто применяется художниками, стремящимися создать костюм оригинальный, нарядный, но при этом сдержанный и цельный по цвету, или когда цвет одежды имеет символическое значение, например наряд невесты.
Практически не существует несовместимых фактур, однако может быть неумелое их соединение, когда они; начинают
спорить и даже уничтожать красоту друга. Особенно велика опасность неудачного использования активных фактур,
если к тому же ткани имеют разные цвета и рисунки. К сожалению, не существует рецептов правильного совмещения
разных фактур. Главными критериями художника в работе е материалами, имеющими различные поверхности, его
интуиция и чувство меры.