Различать цвета, соединять их в гармоническое единство, создавая определенный образ, художнику помогает знание их характеристик. Ниже будут перечислены основные характеристики цвета.
•Цветовой тон — то качество цвета, позволяющее дать ему название, например, синий, зеленый, коричневый и т. д.; эта характеристика присуща только хроматическим цветам. Естественной природной шкалой цветовых тонов является спектр солнечного света, в котором цвета расположены в такой последовательности: красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Помимо спектральных в природе существуют пурпурные цвета, которые получаются смешением красного и фиолетового цветов.
•Светлота — это степень отличия цветового тона от черного или белого. Самым светлым по определению, является белый цвет, самым темным - черный. В спектральных цветах как самый светлый воспринимается желтый цвет, а самый темный - фиолетовый. Светлота является единственной характеристикой ахроматических цветов: Светлотные отношения очень важны в композиции, так как одни и те же цветовые тона, имеющие различную степень светлоты, оказывают на зрителя различное эмоциональное воздействие. Затемненные цвета создают ощущение тяжести, весомости, некоторой мрачности, при высветлении тот же цвет воспринимается как легкий, нежный, радостный.
•Насыщенность — это степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического. Самыми насыщенными цветами являются спектральные, у которых mm ахроматических примесей и цветовой тон вырешен максимально резко. У других цветов цветность может быть более или менее яркой, чей менее насыщен цвет, тем ближе он к равному ему по светлоте серому. Естественно, что насыщенность определяет активность цвета: спектральные цвета более активные, чем малонасыщенные. Все хроматические оттенки получаются благодаря смешению цветов. Но существует три цвета, которые нельзя получить смешением, — это красный, синий и желтый. Их называют основными цветами. Все остальные цвета являются результатом их смешений, поэтому называются производными.
Первым попробовал систематизировать цвета английский физик Исаак Ньютон. Он расположил все спектральные цвета по кругу, добавив к ним пурпурные. Цветовой круг Ньютона оказался очень удобным для научных и художественных целей. После этого появилось множество цветовых систем, как плоских (полосы, круги, треугольники), так и пространственных (шары, конусы, пирамиды призмы и т.д.). Многие из них стали национальными цветовыми стандартами.
Очень удобной цветовой системой является цветовой круг, разработанный В.М. Шугаевым. В отличие от Ньютона, который в основу своей системы положил три основных цвета – синий, красный, желтый, Шугаев опирался на четыре главных цвета, включив в триаду основных цветов еще и зеленый. Зеленый
цвет является производным — результатом смешения синего и желтого, но при этом он воспринимается как абсолютно нейтральный к своим «родителям».
Итак, определив четыре цвета (синий, красный, желтый и зеленый) как главные, Шугаев расположил их в круге на концах взаимно перпендикулярных диаметров. Между главными цветами помещены промежуточные, которые расположены в четырех четвертях круга и составляют соответственно четыре группы:
• сине-красные;
• сине-зеленые;
• желто-зеленые.
В противоположных четвертях помещаются контрастные цвета. У них нет ничего общего, так как они составлены различными парами главных цветов. Так, желто-зеленые контрастны фиолетовым и пурпурным, так как «родителями» первых являются зеленый и желтый цвета, а вторых - синий и кpacный. Контрастные цвета наиболее значительно отличаются друг от друга. Если контрастные цвета находятся на концах диаметров, то они к тому же называются контрастно-дополнительными. При их смешении получаются ахроматические цвета.
Цвета, расположенные в смежных четвертях, называются родственно-контрастными, ибо они, с одной стороны, объединены одним общим цветом, а с другой содержат в себе контрастные цвета. Например, можно сравнить родственно-контрастные оранжевый и фиолетовый цвета. В каждом из них содержится часть красного, объединяющего их цвета, и в то же время в оранжевом имеется желтый цвет, который является контрастным по отношению к синему, являющемуся вторым составляющим цветом фиолетового.
С помощью цветового круга Шугаева можно наглядно выявить основные закономерности
построения гармонических цветовых сочетаний.