Понятие о колорите


В природе и в художественных произведениях цвета никогда не встречайся изолированно друг от друга, они всегда находятся в каком-либо взаимодействии. При этом механическая совокупность цветов принципиально отличается от сочетания цветов в колорите.

Колорит (от латинского слова color — цвет, краска)— это система соотношения цветов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим проявлением красочного многообразия действительности. Колорит служит одним из важнейших средств эмоциональной выразительности, важнейшим компонентом художественного образа произведения.

Картинка Характер колорита связан с содержанием и обидим замыслом произведения искусства, с эпохой, стилем и индивидуальностью художника.

Исторически в художественной практике сложились две колористические тенденции. Первая связана с применением системы более или менее ограниченных количественно локальных (однородных) цветов. Зачастую она определялась символическим значением цвета. Примерами подобной колористической тенденцией могут служить средневековая иконная живопись. или произведения художников-фовистов (самым ярким представителем этого течения является французский живописец Анри Матисс, его картина «Голубое окно».

Для второй тенденции характерны стремление к полной передаче цветовой картины мира, пространства, света, использование всех живописных приемов и правил. Такую колористическую тенденцию можно проследить в живописи, например, русских художников-передвижников (И.И. Шишкин, И.Е. Репин, И.И. Левитан и т. д.).

В колорите цвета соединяются по принципу соподчиненности, они находятся в тесном взаимодействии и сотрудничестве. Количественно и качественно здесь различаются главные цвета, определяющие общий колористический настрой композиции, и второстепенные, помогающие достижению цветового богатства и активному звучанию главных цветов. По характеру преобладающих цветовых сочетаний колорит может быть спокойным или напряженным, холодным или теплым, светлым или темным, радостным или мрачным.

Картинка По степени насыщенности и силе цвета различают яркий или блеклый, активный или сдержанный колорит. В любом случае колорит образуется неповторимым, сложным взаимодействием цветов, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контраста.

Анализируя колористический строй композиции и взаимное влияние цветов, мы сталкиваемся с интересным явлением, которое называется цветовой контраст. Различают последовательный и одновременный цветовые контрасты. Почувствовать последовательный контраст можно на простом опыте: если продолжительное время смотреть на синий круг, а затем быстро перевести взгляд на белый лист бумаги, то на последнем отчетливо можно увидеть круг желтого, т. е. контрастного цвета.

Одновременный контраст можно наблюдать во всякой композиции, где соседствуют различные цвета: при соприкосновении контрастных цветов создается ощущение их повышенной насыщенности. Например, желтый предмет будет выглядеть значительно ярче на синем фоне, чем на красном или оранжевом.

Знание свойств этого явления очень полезно при составлении колорита.