Вопрос гармонии цветов интересовал многих ученых и художников с давних пор. В художественной практике при оценке сочетаемости цветов самым важным фактором является их эмоциональная выразительность, способная вызвать чувственные переживания. Невозможно говорить о цветовой гармонии изолированно от эстетических вкусов и взглядов, сложившихся в ту или иную историческую эпоху.
Однако с течением времени сложилась теория гармонических сочетаний цветов, которую и принято брать за основу при поиске колористического решения композиции. Всего существует четыре группы цветовых гармоний:
• гармонии родственных цветов;
• гармонии родственно-контрастных цветов;
• гармонии контрастных и контрастно-дополнительных цветов.
Рассмотрим их последовательно.
Общий колорит однотоновых гармоний имеет спокойный, уравновешенный характер. В случае примерно одинакового распределения площадей всех цветов утверждается идея статики, покоя. Такой колорит можно определить как нюансный. Хотя здесь возможен контраст в противопоставлении темного и светлого. При создании композиции костюма сочетание однотоновых цветов используется довольно часто, так как это самый простой способ цветовой гармонизации.
Гармонические сочетания родственных цветов также не представляют собой особой сложности. В цветовом круге имеется четыре группы родственных цветов:
• красно-синие;
• сине-зеленые;
• желто-зеленые.
Гармоническое сочетание родственно-контрастных цветов — это наиболее распространенный и богатый в отношении колористических возможностей вид цветовых гармоний. Как уже было сказано, родственно-контрастные цвета располагаются в смежных четвертях цветового круга. Далеко не все сочетания этих цветов способны составить гармонию.
Художественная практика показывает, что родственно-контрастные цвета даже в чистом виде, без примеси к ним ахроматических цветов гармонируют друг с другом, если количество объединяющего их главного цвета и количество контрастирующих главных цветов в них одинаковы. На этом построены принципы создания гармонических сочетаний двух, трех и четырех родственно-контрастных цветов. Рассмотрим их последовательно.
Удачно сочетаются два родственно-контрастных цвета, если их положение в цветовом круге определяется концами строго вертикальных или строго горизонтальных хорд. Действительно, если провести в цветовом круге, например, горизонтальную хорду, то на концах ее окажутся два цвета, каждый из них равно удален от общего главного цвета и от контрастных главных цветов. Если же направление хорды будет отличаться от горизонтали, то цвета на концах ее окажутся два цвета, каждый из них равно удален от общего главного цвета и от контрастных главных цветов. Если же направление хорды будет отличаться от горизонтали, то цвета на концах ее будут содержать разные количества как общего, так и контрастных главных цветов, т. е. принцип гармонии будет нарушен.
Простейшее гармоническое сочетание родственно-контрастных цветов значительно обогащается при добавлении к ним ахроматических, или цветов из их теневого ряда. Однако в художественном проектировании часто приходится сталкиваться с композициями, колорит которых определен сочетанием не двух, а трех цветовых тонов. При этом возможны следующие варианты:
• гармоническую триаду составляют цвета, расположенные в вершинах тупоугольного треугольника, у которого одна из вершин - главный цвет, а противоположная сторона является горизонтальной или вертикальной хордой;
• гармоническое сочетание образуют три цвета, находящиеся в вершинах прямоугольного треугольника, у которого гипотенуза (сторона, расположенная напротив прямого угла) является диаметром круга, а катеты (образующие прямой угол стороны) – горизонтальные и вертикальные линии.
Гармонические сочетания контрастных цветов представлены на рис. 1. Это цвета, расположенные на концах диаметра цветового круга. Такие цвета не связывает никакая степень родства, они обладают полярными свойствами, поэтому их сочетания обладают повышенной активностью, напряженностью, динамичностью. Для построения гармонии контрастных цветов нужно сначала выбрать исходный цвет, а затем, проведя диаметр, определить соответствующий ему контрастный. Остальные цвета можно взять из теневых рядов этих цветовых тонов.