Психологические особенности восприятия цвета



Цвет является ведущим, организующим пространство началом; способным вызывать у зрителя активную эмоциональную реакцию. Любое произведение прикладного искусства создает цветовую среду которая оказывает влияние на душевное состояние человека, характер его мыслей, уровень работоспособности.

В истории существует немало примеров, подтверждающих влияние цвет на психику человека. Когда некий фабрикант окрасил стены производственного помещения в «немаркий» черный цвет, это породило эпидемию нервных заболеваний среди работниц. На одном заводе в Чикаго рабочие отказались обедать в новой столовой, потому что сверкающее белизной помещение напоминало им больницу. Оказалось нерациональным красить кабины самолетов в «радостный» Желтый цвет, так как он ухудшает работу вестибулярного аппарата и пассажиров укачивает. Поэтому учитывать психологию и физиологию восприятия цвета должен каждый художник, проектирующий предметную среду.

Швейцарский живописец прошлого века Ф. Ходлер, рассуждая о значении цвета, писал: «Цвет характеризует дифференцирует предметы, он усиливает и подчеркивает, он чрезвычайно способствует декоративным эффектам. Цвет независимо от формы вызывает сильные музыкальные раздражения. Цвет влияет на мораль. В нем заключен элемент радости и веселья. Ощущения такого рода вызывают преимущественно светлые краски, свет. Темные же краски порождают меланхолию, печаль, ужас. Белый цвет считается эмблемой невинности, тогда как черный означает зло. Ярко-красный возбуждает жестокость и страстность, голубой — нежные переживания, фиолетовый - печаль. Характерность красок усиливается их соединениями, они составляют гармонию, аккомпанируют друг другу или сталкиваются порождая контрасты».

Эти поэтичные рассуждения художника о влиянии цвета на настроение и даже самочувствие человека вполне подтверждаются учеными. Многими опытами доказано, что все спектральные цвета в большей или меньшей степени вызывают физиологические реакции человека.

Чем же объясняется столь сильное влияние цвета на психику человека? Дело в том, что отдельно взятые цвета, а также их сочетания могут вызвать у зрителя так называемые цветовые ассоциации, которые связаны с жизненным опытом, воспоминаниями и связанными с ними эмоциями и образами.

Естественно, что цветовые ассоциации не у всех людей одинаковы. Во многом это зависит от расовой и этнической принадлежности, от культурных традиций, рода деятельности, возраста и, наконец, от темперамента каждого человека. Цветовые ассоциации зависят и от объективных свойств цвета. Так, чем более насыщен цвет, тем более определенные и устойчивые реакции он порождает у человека. Малонасыщенные, сложные цвета вызывают более разнообразные и неустойчивые ассоциации.

Цветовые ассоциации могут быть физиологически и эмоциональными. К физиологическим относятся температурные (теплые или холодные), акустические (громкие иди тихие), весовые (тяжелые или легкие). К эмоциональным ассоциациям относятся позитивные (радостные, приятные, веселые), негативные (грустные, трагические, печальные) и нейтраль¬ные (спокойные, безразличные, уравновешенные).

Физиологические цветовые ассоциации являются более устойчивыми - одни и те же цвета вызывают одинаковые реакции у большинства людей независимо от места их проживания, образа жизни, темперамента. Эмоциональные же воздействия цветов я их сочетаний различаются гораздо чаще. Интересно, что для создания у зрителя нужного настроения при восприятии проектируемого изделия можно использовать определенные цветовые приемы.

Например, чтобы создать возвышенное настроение, чаще всего в композиции используется белый цвет, а также сине-зеленый и фиолетовый. Если нужно вызвать созерцательный настрой, применяются спокойные нейтральные цвета без резких контрастов: голубой, сиреневый, серый, А вот для ощущения веселья лучшими цветами будут желтый, оранжевый, красный, кроме того, возможны активные контрасты. Любопытно проследить цветовые предпочтения у людей разных возрастных групп. Маленькие дети любят красные, оранжевые, желтые цвета. Подростки и молодые люди предпочитают контрастные сочетания простых, ярких, чистых цветов. Причем по популярности они располагают цвета в таком порядке: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. Люди среднего и пожилого возраста обычно выбирают ньюансные сочетания сложных, малонасыщенных цветов, а также ахроматические цвета.