Цветовые иллюзии



Цветовые ассоциации в свою очередь порождают определенные зрительные иллюзии при восприятии цветовых композиций. Рассмотрим их более подробно.

Иллюзия теплых и холодных цветов. Различно окрашенные предметы могут казаться зрителю теплыми или холодными, К теплым цветам относятся все оттенки красного и оранжевого, т. е. цвета огня, солнца. Группу холодных цветов составляют голубые, синие и сине-зеленые, которые ассоциируются в нашем сознании с цветом воды, снега, льда.

Интересно, что при затемнении цвета становятся более теплыми, а при добавлении к ним белой краски — «холоднеют». Понятие теплоты цвета всегда относительно. Так, например, зеленый цвет, который сам по себе является нейтральным, при сравнении с синим воспринимается как теплый, а при сравнении с желтым или оранжевым — холодным. То же самое можно сказать и о фиолетовом, который является теплым по отношению к синему и холодным по отноше¬нию к красному.

Так как само тепло принимается нами более позитивно, чем холод, теплые цвета рождают у нас приятные эмоции — радость веселье, прилив энергии.

Иллюзия тяжести и легкости цветов. Фигуры или объемы, одинаковые по форме и размерам, могут производить различное впечатление своей «весомости» за счет различного окраса. Это происходит потому, что некоторые диета воспринимаются нами как легкие, а другие — как тяжелые.

Все светлые цвета, и хроматические, и ахроматические, кажутся более легкими, чем темные. Если сравнить насыщенные и ненасыщенные цвета, то последние производят впечатление большей тяжести. При сравнении спектральных цветов можно выявить следующую закономерность: самым легким цветом является лимонно-желтый, самым тяжелым — фиолетовый. Знание этих свойств цветов помогает в достижении устойчивости композиции. Так, если в основании композиций расположить элементы, окрашенные в тя¬желые цвета, а чем выше» тем цвета будут легче, то композиция будет казаться очень устойчивой.

Иллюзия отступающих и выступающих цветов. Находясь в одной плоскости т равном расстоянии от зрителя, одни цветовые пятна кажутся расположенными ближе, а другие — дальше. Другими словами, одни цвета заставляют свои предметы отступать, а другие — выступать, приближаться. Впечатление выступающих и отступающих цветов зависит от фона, на котором эти цвета расположены. На белом или светло-сером фоне ближе всего будут казаться предметы, окрашенные в красный цвет, потом в желтый, зеленый, синий. На черном же фоне ближе всего будет восприниматься желтый цвет, как самый светлый и составляющий тоновой контраст с черным.

Большое значение имеет также светлота: светлые хроматические цветя кажутся расположенными ближе чем темные. Например, при равной насыщенности красный дает цвет будет восприниматься как выступающий по сравнению с синим, но если синий постепен¬но высветлять, то он сначала сравняется с красным, а потом при дальнейшем высветлении станет более близким, чем красный.

Независимо от светлоты любой хроматический цвет будет казаться расположенным ближе, чем ахроматический.

При сравнении теплых и холодных цветов последние воспринимаются отступающими. Предметы, имеющие красную, оранжевую и желтую окраску, всегда кажутся ближе к зрителю.

3адумывая цветовую композицию» важно решить, какой эффект должен быть получен в результате. Если в плоскостной композиции необходимо сохранить ощущение единой плоскости, то нужно использовать цвета с равной степенью выступания. Если же хочется создать иллюзию выходящих из плоскости элемен¬тов, то используется сочетание выступающих и отсту¬пающих цветов.

Иллюзия фактурности цветов. Фактурными кажутся цвета, создающие ощущение материальности, плотности, бесфактурными — цвета, создающие ощущение легкости, воздушности, нематериальности, Фактурные цвета помогают выявить форму предмета кривизну ее поверхности, подчеркивают настоящую фактуру. Рассматривая форму окрашенную в бесфактурные цвета, мы не останавливаем взгляд на поверхности, а погружаем его внутрь формы не ощущая преграды.

Фактурными являются теплые, малонасыщенные, цвета, выступающие цвета. Холодные, насыщенные, отступающие цвета ощущение фактурности не создают. Затемнение цвета придает ему материальность, а значит, и увеличивает его фактурность.

Большое влияние на восприятие фактурности цветового пятна оказывает его сочетание с другими цветами, при этом важны не только качества цветов, но и их количественные соотношения. Например, если на красном фоне поместить маленькое желтое пятно, то оно будет выступать и выглядеть фактурно, материально. Если же увеличить площадь желтого пятна так, что красный превратится в рамку, удерживающую желтое поле, то более фактурным и выступающим станет красный цвет.

Существует огромное количество градаций человеческого настроения, так же; как и бесконечно количество цветовых оттенков. Многие ученые и художники изучали воздействие цвета на психику человека и даже пытались создать теории, объясняющие, как посредством того или иного колористического решения можно вызвать у зрителя определенные эмоциональные реакции. Речь не идет об управлении человеческими эмоциями, однако каждый художник, создающий предметную среду обитания человека, должен стремиться сделать эту среду как можно более комфортной и «человечной». И осуществить эту задачу ему в значительной степени помогает знание особенностей восприятия зрителем цвета.