С древнейших времен до наших дней цвет тесно связан с жизнью человека в ее различных психологических, эмоциональных и духовных проявлениях. Все дошедшие до нас па мятники былых цивилизаций свидетельствуют о том, что человек был постоянно занят поиском цветовых решений, простых и утонченных, но неизменно связанных с обычаями, характерными особенностями и стремлением к художественному самовыражению того или иного народа.
В древних цивилизациях цвету приписывалась определенная символика. Например, белый цвет означал добро,
исцеление, победу над злыми духами, красный — символизировал жизнь, энергию, силу, в то время как черный
цвет — знак разрушения, зла, болезни, смерти. Создавая предметы быта, покрывая их изображениями определенных
цветов, человек пытался привлечь добрые силы, попросить здоровья, удачи и отогнать болезни. Цвет, введенный в
орнамент, заменял слово, поддерживал общение человека с духами.
Позже символическое содержание цвета было почти утрачено, но художник должен помнить,
что посредством цвета можно управлять настроением и вниманием зрителя, привлекать его взгляд к
предметам в определенной последовательности: от главного к второстепенному. Поэтому цвет является мощным
средством композиции.