семья в экономической структуре общества

Ресурсы семьи и их воспроизводство.
Содержание
Словарь

Уже с самого начала своей жизни каждая семья обладает определенными ресурсами для удовлетворения потребностей своих членов, необходимых для жизнедеятельности и развития личности.

Ресурсы семьи — это денежные, материальные и производственные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств и доходов.

Ресурсами домашней экономики являются:

•  трудовые ресурсы (члены семьи, их возможности активно участвовать в ведении домашнего хозяйства);

• материальные ресурсы (недвижимость: дом, квартира, земельный участок, сарай, гараж; транспортные средства: автомобиль, мотоцикл, велосипед; бытовая техника: холодильник, пылесос, стиральная машина и др.);

•  финансовые (наличные деньги, банковские счета, ценные бумаги, страховые полисы);

технологические (технология приготовления пищи, тех нология пошива, технология ремонтных работ, технология производства товаров и услуг и т. д.).

С течением времени количество и качество этих ресурсов видоизменяются. Супруги становятся старше, приобретают новые знания и навыки, подрастают дети, способные помочь, им в работе по дому и в приусадебном хозяйстве, накапливаются материальные и финансовые ресурсы.

Многое из того, что необходимо для жизнедеятельности, может быть произведено в рамках семейного хозяйства. Например, приусадебное хозяйство, охота, рыбалка, собирание дикорастущих грибов и ягод способны обеспечить семью продуктами питания; инвентарь для работы посильно сделать самостоятельно; выращивая домашних животных (коз, овец, пушных зверей), можно обеспечить семью зимней меховой одеждой и вязаными вещами, и т. д. Вид организации хозяйства, при котором все необходимое производится самостоятельно, внутри хозяйства, называется натуральным хозяйством.

Подумайте: имеет ли смысл все производить в рамках домашнего хозяйства? Ведь нельзя уметь делать хорошо все. У каждого человека свои способности и наклонности: кто-то любит возиться с техникой; другой предпочитает неспешное искусство вязания; третий — готовить. При выполнении каждым человеком своей части работы происходит разделение труда. Наличие технологических умений и навыков в семье, разделение труда помогают приобрести желаемое с наименьшими затратами. Опытный и умелый строитель сложит дом гораздо б ыстрее и лучше, чем тот, кто занимается этой работой впервые. При этом чем больше товаров и услуг ваша семья сможет изготовить самостоятельно, тем меньше придется платить за работу других людей.

Следует помнить, что все ресурсы в экономике ограниченны, и поэтому мы всегда стоим перед проблемой выбора. Что нужнее: приобрести холодильник для семьи или провести вечер в ночном клубе, купить путевки в дом отдыха или видеокамеру? Каждый из вас ежедневно решает для себя задачи выбора например, между покупкой книги или мороженого, Прогулкой в парке и подготовкой к завтрашнему уроку, приобретением новой одежды или поездкой на экскурсию. Покупая мороженое, мы тратим деньги, которые могли бы использовать для приобретения учебного пособия, необходимого для подготовки к урокам и тем самым ограничиваем возможность получить высокую оценку. Упущенная возможность и будет стоимостью вашего выбора, или альтернативной стоимостью. Альтернативной стоимостью всегда является польза или выгода, которую мы получили бы от самого луч шего из невыбранных вариантов действий.

Возобновление материальных ресурсов семьи происходит за счет приобретения новых товаров и услуг, производства товаров и услуг в домашнем хозяйстве, рационального использования вторичных ресурсов. Выполняя в должной мере свои основные функции, семья возобновляет трудовые и технологические ресурсы, занимаясь трудовым воспитанием подрастающего поколения, обучая детей новым навыкам и умениям.