ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Материал из ArtWiki

ИЗЛ ХVII-XVIII вв.

Планы практ.зан.


Практические занятия

№ 1. Французская классицистическая трагедия

№ 2. «Высокая» комедия Ж.–Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»

№ 3. Первый этап английского романа эпохи Просвещения Д. Дефо «Робинзон Крузо», Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»

№ 4. Западноевропейский сентиментализм «Сентиментальное путешествие» Стерна,«Новая Элоиза» Руссо,«Страдания юного Вертера» Гете

№ 5. Творчество Роберта Бернса

№ 6. Философские повести Вольтера

№ 7. Художественная проза Д. Дидро.

№ 8. Комедии П.-О. Бомарше «Севильский цирюльник» и «Безумный день, или женитьба Фигаро»

№ 9. Драма Ф. Шиллера «Разбойники»

№ 10. И.-В.Гете «Фауст»

Приложение

Вопросы к зачету


Практическое занятие 1

Французская классицистическая трагедия

План

  1. Эстетическая теория классицизма.
  2. Два этапа в истории французской классицистической трагедии (тема, герой, основной драматургический конфликт). П. Корнель и Ж. Расин.
  3. Трагедия Корнеля «Сид»:
  4. а) конфликт трагедии, развитие действия, развязка;

    б) образы Родриго и Химены;

    в) «Сид» и нормативная эстетика классицизма.

  5. Трагедия Расина «Федра»:
  6. а) специфика конфликта;

    б) изображение внутреннего мира человека, образ Федры.

Рекомендуемая литература

Тексты

Корнель П. Сид.

Расин Ж. Федра.

Критические работы:

Балашов Н. И. Пьер Корнель. - М., 1956

Кадышев В. С. Расин. - М., 1990

Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. – М., 1968

Сигал Н. А. Пьер Корнель. – М. – Л., 1957

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 2

«Высокая» комедия Ж.–Б. Мольера («Мещанин во дворянстве»)

План

  1. Своеобразие «высокой» комедии Мольера.
  2. Смысл названия комедии «Мещанин во дворянстве», тема «мещанства во дворянстве» в творчестве Мольера. («Смешные жеманницы», «Жорж Данден, или Одураченный муж»).
  3. Конфликт комедии «Мещанин во дворянстве» и система образов.
  4. Приёмы создания комического, элементы комедии положений.

Рекомендуемая литература

Тексты

Мольер Ж.-Б. Комедии (по плану практического занятия).

Критические работы:

Бордонов Ж. Мольер/ Пер. с франц. - М., 1983

Бояджиев Г. Н. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. – М., 1967

Булгаков М. А. Жизнь г-на де Мольера. - М.,1980

Гликман И. Д. Мольер. – М. – Л.,1966

Мультатули В.М. Мольер (книга для учащихся). – М., 1988.

Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. – М.,1968.

Практические занятия по зарубежной литературе /Под ред. Михальской Н.П. и Пуришева Б.И. – М., 1981. – с 76-89.

Сигал Н. А. Мольер. – М., 1957

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 3

Первый этап английского романа эпохи Просвещения (Д. Дефо «Робинзон Крузо», Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»)

План

  1. История создания романа Дефо «Робинзон Крузо». Философский смысл романа, аллегоризм (автобиографическая и социально-философская трактовки романа).
  2. Образ Робинзона Крузо.
  3. «Робинзонады» в мировой литературе.
  4. Роман Свифта «Путешествия Гулливера»: своеобразие жанра, композиции, творческого метода. Ирония, сатира, аллегория, гротеск, фантастика как важнейшие художественные приёмы.
  5. Социально-политические тенденции романа (1 и 2 кн.).
  6. Нравственные и философские тенденции (3 и 4 кн.).
  7. Образ Гулливера.

Рекомендуемая литература

Тексты

Дефо Д. Приключения Робинзона Крузо.

Свифт Дж. Путешествия Гулливера.

Критические работы:

Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы. – М., 1985

Аникст А. А. Даниель Дефо. – М., 1957

Дубашинский И. А. «Путешествия Гулливера» Д. Свифта. – М., 1968

Муравьёв В. Джонатан Свифт. – М., 1968

Нерсесова М. Даниель Дефо. – М., 1960

Урнов Д. М. Дефо. – М., 1977

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 4

Западноевропейский сентиментализм («Сентиментальное путешествие» Стерна, «Новая Элоиза» Руссо, «Страдания юного Вертера» Гете)

План

  1. Эстетика и поэтика сентиментализма.
  2. Роман Л. Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Тип героя, особенности композиции, жанровая специфика.
  3. Роман Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» и жанр сентиментального романа в письмах. Поэтизация чувств. Культ природы. (Часть 4, письмо 17).
  4. Западноевропейский сентиментализм и роман И.В. Гете «Страдания юного Вертера».

Рекомендуемая литература

Тексты

Стерн Л. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии.

Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза.

Гете И.В. Страдания юного Вертера.

Критические работы:

Атарова К.Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». – М., 1988.

Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. – М., 1976.

Верцман И.Е. Философско-лирический роман 18 века // Жан-Жак Руссо Юлия, или Новая Элоиза. – М., 1968 (БВЛ).

Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. – М., 1980.

Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. – М., 1966.

Елистратова А.А. Лоренс Стерн // Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии. – М., 1968 (БВЛ).

Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Проблемы типологии. – Киев-Одесса, 1983.

Тронская М.Л. Романы Лоренса Стерна // Литература и эстетика. – Л., 1960.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 5

Творчество Роберта Бернса

План

  1. Общая характеристика английской литературы последней трети 18 века.
  2. Биография, личность, мировоззрение Роберта Бернса в контексте английской действительности 2-ой половины 18 века.
  3. Связь с народной шотландской традицией. Бернс как певец Шотландии.
  4. Жанровое своеобразие стихотворного наследия поэта (дружеские послания, сатирические поэмы, эпиграммы, любовные песни и т.д.).
  5. Основные мотивы поэзии Бернса.
  6. Кантата «Веселый и нищий».
  7. Поэма «Тэм О Шентер».
  8. Своеобразие языка и стиля стихотворений Бернса.

Рекомендуемая литература

Тексты

Бернс Р. Лирика. Поэма «Тэм О Шентер»

Критические работы:

Елистратова А.А. Роберт Бернс. - М., 1957.

История зарубежной литературы XVIII в. / Под ред. В.П. Неустроева и Р.М. Самарина. – М.: Изд-во МГУ, 1974. – с. 116-124.

Колесников Б.И. Роберт Бернс. Очерк жизни и творчества. - М., 1967.

Райт-Ковалева Р. Роберт Бернс. - М., 1965.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 6

Философские повести Вольтера

План

  1. Личность Вольтера.
  2. Философские и эстетические взгляды Вольтера.
  3. Жанровое многообразие его художественного творчества.
  4. Философские повести («Задиг, или Судьба», «Микромегас», «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный»): своеобразие стиля, жанра и творческого метода.
  5. Вольтер и Россия.

Рекомендуемая литература

Тексты

Вольтер. Философские повести (по плану практического занятия).

Критические работы:

Артамонов С. Вольтер. - М., 1954.

Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер. - М., 1978.

Михайлов А. Вольтер и его проза // Вольтер. Философские повести.- М., 1985.

Сигал Н.А. Вольтер.- М., Л., 1959.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 7

Художественная проза Д. Дидро. «Монахиня»

План

  1. Дидро - организатор и вдохновитель энциклопедистов. «Энциклопедия» как выражение просветительских идей.
  2. Философские взгляды Дидро.
  3. Дидро как теоретик искусства.
  4. Идейно-художественное своеобразие повести «Монахиня».
  5. Дидро и Россия.

Рекомендуемая литература

Тексты

Дидро Д. Монахиня.

Критические работы:

Акимова А.А. Дидро. - М., 1963.

Андреев Л.Г. и др. История французской литературы: Учебник для фил. спец. вузов / Л.Г. Андреев, Н.П. Козлова, Г.К. Косиков. - М., 1987.

Барская Г. Дени Дидро.- Л., М., 1962.

Длугач Т.Б. Устремленный к истине // Дидро Д. Монахиня.- М., 1984.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 8

Комедии П.-О. Бомарше «Севильский цирюльник» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

План

  1. Личность Бомарше и его общественная деятельность.
  2. Общая характеристика творчества Бомарше.
  3. Художественное своеобразие комедий.
  4. Эволюция образа Фигаро (от «Севильского цирюльника» к «Женитьбе Фигаро») и ее причины.
  5. Приемы создания комического в комедиях.
  6. Музыкальная интерпретация образа Фигаро.

Рекомендуемая литература

Тексты

Бомарше П.-О. Севильский цирюльник. Безумный день, или женитьба Фигаро.

Критические работы:

Артамонов С.Д. Бомарше. Очерк жизни и творчества. – М., 1960.

Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров. – М., 1981. – с. 164-179

Грандель Ф. Бомарше. – М., 1979.

Зонина Л. Жизнь и похождения П.-О. Карона де Бомарше // Бомарше. Драматические произведения /серия БВЛ/ - М., 1971.

Мокульский С.С. Бомарше. – Л., М., 1957.

Финкельштейн Е.Л. Бомарше. – Л., М., 1957.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 9

Драма Ф.Шиллера «Разбойники»

План

  1. Штюрмерство как литературное движение в германии XVIII в.
  2. Историческая обстановка, отраженная в пьесе «Разбойники». Характеристика своего времени, данная персонажами пьесы «Разбойники» (акт I, сцена 1 и 2; акт II, сцена 2).
  3. Образ «благородного разбойника» в мировой литературе.Причины и цели ухода Карла Моора в Богемские леса.
  4. Эволюция характеров действующих лиц.
  5. Значение финала пьесы.

Рекомендуемая литература

Тексты

Шиллер Ф. Разбойники.

Критические работы:

Абуш А. Фридрих Шиллер. Величие и трагедия немецкого гения. – М., 1964.

Ланштейн П. Жизнь Шиллера. – М., 1984.

Лозинская Л.Я. Шиллер. – М., 1960.

Чичельницкая Г. Шиллер. – М., 1959.

Шиллер Ф.П. Фридрих Шиллер. Жизнь и творчество. – М., 1955. – с. 30- 65.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 10

Трагедия И.-В. Гете «Фауст»

План

  1. Источники и жанровая характеристика.
  2. Сущность спора между Богом и Мефистофелем в «Прологе на небе».
  3. Причины душевного кризиса Фауста, отраженного в начале 1 части произведения.
  4. Смысл противопоставления Фауст – Вагнер.
  5. Причины, заставляющие Фауста заключить сделку с Мефистофелем
  6. Образ Мефистофеля, его роль в судьбе Фауста.
  7. Поиски смысла жизни (погребок Ауэрбаха, кухня ведьм).
  8. Любовь в жизни Фауста. Образ Маргариты.
  9. Спор о человеке, его предназначение в жизни. Позиции в этом споре Фауста и Мефистофеля (проанализировать монолог Фауста «Болото тянется вдоль гор» - II часть, 5 акт).
  10. Итог жизненных исканий Фауста.

Рекомендуемая литература

Тексты

Гете И.–В. Фауст.

Критические работы:

Аникст А.А. Творческий путь Гете. – М., 1986.

Аникст А.А. «Фауст» Гете (литературный комментарий). – М., 1987.

Вильмонт Н. Гете и его «Фауст»// И.-В. Гете «Фауст». – М., 1970 (БВЛ).

Волков И.Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. – М., 1970.

Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество. В 2-х т. – М., 1987.

Тураев С.В. И.–В. Гете. – М., 1951.

[вернуться в начало документа]

 


Практические занятия
ТемыЧасы
1. Французская классицистическая трагедия  
2. «Высокая» комедия Ж.–Б. Мольера («Мещанин во дворянстве») 2
3. Первый этап английского романа эпохи Просвещения (Д. Дефо «Робинзон Крузо», Дж. Свифт «Путешествия Гулливера») 2
4. Творчество Роберта Бернса2
5. Философские повести Вольтера 
6. Художественная проза Д. Дидро. «Монахиня» 
7. Комедии П.-О. Бомарше «Севильский цирюльник» и «Безумный день, или женитьба Фигаро»2
8. Западноевропейский сентиментализм («Сентиментальное путешествие» Стерна, «Новая Элоиза» Руссо, «Страдания юного Вертера» Гете)2
9. Драма Ф. Шиллера «Разбойники»2
10. И.-В.Гете «Фауст»2

[вернуться в начало документа]

 


Вопросы к зачету по курсу «История зарубежной литературы 17-18 вв»

  1. Основные тенденции развития западноевропейской литературы 17 в. Литературные направления и художественные методы, их взаимодействие.
  2. Литература испанского барокко. Барочная поэзия, проза (плутовской и философский романы), драматургия. Философская драма П. Кальдерона «Жизнь есть сон».
  3. Философская и эстетическая концепция западноевропейского классицизма 17 в. «Поэтическое искусство» Н. Буало.
  4. Своеобразие французской литературы 17 в. Основные литературные направления и стили. Жанры романа, афоризма, басни.
  5. Первый период в истории французской классицистической трагедии. Общая характеристика творчества П. Корнеля. Конфликт трагедии «Сид», особенности развития действия.
  6. Творчество Н. Расина – второй период в истории французского классицизма. Трагедия «Федра»: специфика конфликта, изображение внутреннего мира персонажей.
  7. Эстетические взгляды Мольера. Поэтика и проблематика «высокой» комедии. Комедия «Тартюф»: образная система, художественное своеобразие.
  8. Конфликт комедии Мольера «Дон Жуан», его социальные и философские аспекты. Двойственность образа главного героя.
  9. Философский спор в комедии Мольера «Мизантроп». Комическое и трагическое в образе Альцеста. Жанровые особенности.
  10. Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве». Смысл названия, система образов, приемы создания комического.
  11. Своеобразие английской литературы 17 в. Буржуазная революция, роль пуританства. «Путь паломника» Дж. Беньяна. Поэзия Дж. Донна. Комедия эпохи Реставрации.
  12. Трактовка сюжета и образной системы поэмы «Потерянный рай» в современном литературоведении. Философская тематика, проблема героя (образы Бога и Сатаны). Художественные особенности поэмы.
  13. Литературные направления и стили в немецкой литературе 17 в. Роман Г.Гриммельсгаузена «Симплиций Симплициссимус»: сюжет, композиция. Социальное и философское в романе.
  14. Эпоха Просвещения. Философские и эстетические идеи просветителей. Характеристика основных направлений. Национальная специфика в развитии просветительской литературы.
  15. Английское Просвещение: этапы развития, основные направления. Эпос, лирика, драма.
  16. Творчество Д. Дефо. Роман «Приключения Робинзона Крузо»: аллегорический смысл, форма повествования, образ Робинзона.
  17. Публицистика Дж. Свифта. Сюжет и композиция романа «Путешествие Гулливера», функции гротеска, своеобразие жанра.
  18. Этапы эволюции английского просветительского романа. Зрелое Просвещение. Творчество С. Ричардсона, Г. Филдинга, Т. Дж. Смоллетта.
  19. Эстетика и поэтика английского сентиментализма. Роман Л. Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»: тип героя, особенности композиции, жанровая специфика.
  20. Общая характеристика французского Просвещения, основные этапы его развития. Жанр просветительского философского романа и «Персидские письма» Ш.-Л. Монтескье.
  21. Философские, эстетические взгляды Вольтера. Жанр философской повести (сюжет и композиция, характеры, элементы фантастики).
  22. Д. Дидро и «Энциклопедия». Дидро как теоретик искусства, значение его драматургической реформы. Особенности философской повести Дидро (тип героя, форма повествования).
  23. Французский сентиментализм. Трактаты Руссо: критика цивилизации, теория «естественного человека», педагогические идеи. «Юлия, или Новая Элоиза» и жанр сентиментального романа.
  24. Художественные особенности комедии П.-О. Бомарше. Эволюция образа Фигаро (от «Севильского цирюльника» к «Женитьбе Фигаро»).
  25. Немецкое Просвещение, его основные этапы, характеристика литературных направлений. Движение «Бури и натиска».
  26. Эстетическая концепция Г.Э. Лессинга («Лаокоон», «Гамбургская драматургия») и драматическое творчество («Эмилия Галотти»).
  27. Художественное своеобразие лирики Ф. Шиллера. Жанр баллады.
  28. Эстетические взгляды Ф. Шиллера. Ранние драмы и движение «Бури и натиска». Конфликт и характеры трагедии «Разбойники».
  29. Система образов и конфликт трагедии Шиллера «Коварство и любовь».
  30. Жанровое многообразие поэзии И.-В. Гете. Основные лирические циклы.
  31. Западноевропейский сентиментализм и «Страдания юного Вертера» И.-В. Гете. Творческий метод автора.
  32. История создания и художественное своеобразие трагедии И.-В. Гете «Фауст». Композиция трагедии. Образы Фауста и Мефистофеля. Философская проблематика.

[вернуться в начало документа]

 

  • ИЗЛ средних веков и эпохи возрождения
  • ИЗЛ ХVII-XVIII вв.
  • ИЗЛ XIX века. Романтизм
  • ИЗЛ XIX века. Реализм
  • ИЗЛ к.XIX-н.XX вв.