Практические занятия
№ 1. Французская классицистическая трагедия
№ 2. «Высокая» комедия Ж.–Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»
№ 3. Первый этап английского романа эпохи Просвещения Д. Дефо «Робинзон Крузо», Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»
№ 4. Западноевропейский сентиментализм «Сентиментальное путешествие» Стерна,«Новая Элоиза» Руссо,«Страдания юного Вертера» Гете
№ 5. Творчество Роберта Бернса
№ 6. Философские повести Вольтера
№ 7. Художественная проза Д. Дидро.
№ 8. Комедии П.-О. Бомарше «Севильский цирюльник» и «Безумный день, или женитьба Фигаро»
№ 9. Драма Ф. Шиллера «Разбойники»
№ 10. И.-В.Гете «Фауст»
Приложение
Вопросы к зачету
Практическое занятие 1
Французская классицистическая трагедия
План
- Эстетическая теория классицизма.
- Два этапа в истории французской классицистической трагедии
(тема, герой, основной драматургический конфликт). П. Корнель
и Ж. Расин.
- Трагедия Корнеля «Сид»:
а) конфликт трагедии, развитие действия, развязка;
б) образы Родриго и Химены;
в) «Сид» и нормативная эстетика классицизма.
- Трагедия Расина «Федра»:
а) специфика конфликта;
б) изображение внутреннего мира человека, образ Федры.
Рекомендуемая литература
Тексты
Корнель П. Сид.
Расин Ж. Федра.
Критические работы:
Балашов Н. И. Пьер Корнель. - М., 1956
Кадышев В. С. Расин. - М., 1990
Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. – М., 1968
Сигал Н. А. Пьер Корнель. – М. – Л., 1957
[вернуться
в начало документа]
Практическое занятие 2
«Высокая» комедия Ж.–Б. Мольера
(«Мещанин во дворянстве»)
План
- Своеобразие «высокой» комедии Мольера.
- Смысл названия комедии «Мещанин во дворянстве»,
тема «мещанства во дворянстве» в творчестве Мольера.
(«Смешные жеманницы», «Жорж Данден, или Одураченный муж»).
- Конфликт комедии «Мещанин во дворянстве» и система образов.
- Приёмы создания комического, элементы комедии положений.
Рекомендуемая литература
Тексты
Мольер Ж.-Б. Комедии (по плану практического занятия).
Критические работы:
Бордонов Ж. Мольер/ Пер. с франц. - М., 1983
Бояджиев Г. Н. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. – М., 1967
Булгаков М. А. Жизнь г-на де Мольера. - М.,1980
Гликман И. Д. Мольер. – М. – Л.,1966
Мультатули В.М. Мольер (книга для учащихся). – М., 1988.
Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. – М.,1968.
Практические занятия по зарубежной литературе /Под ред. Михальской Н.П. и Пуришева Б.И. – М., 1981. – с 76-89.
Сигал Н. А. Мольер. – М., 1957
[вернуться
в начало документа]
Практическое занятие 3
Первый этап английского романа эпохи Просвещения
(Д. Дефо «Робинзон Крузо»,
Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»)
План
- История создания романа Дефо «Робинзон Крузо».
Философский смысл романа, аллегоризм (автобиографическая и
социально-философская трактовки романа).
- Образ Робинзона Крузо.
- «Робинзонады» в мировой литературе.
- Роман Свифта «Путешествия Гулливера»: своеобразие жанра,
композиции, творческого метода. Ирония, сатира, аллегория,
гротеск, фантастика как важнейшие художественные приёмы.
- Социально-политические тенденции романа (1 и 2 кн.).
- Нравственные и философские тенденции (3 и 4 кн.).
- Образ Гулливера.
Рекомендуемая литература
Тексты
Дефо Д. Приключения Робинзона Крузо.
Свифт Дж. Путешествия Гулливера.
Критические работы:
Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы. – М., 1985
Аникст А. А. Даниель Дефо. – М., 1957
Дубашинский И. А. «Путешествия Гулливера» Д. Свифта. – М., 1968
Муравьёв В. Джонатан Свифт. – М., 1968
Нерсесова М. Даниель Дефо. – М., 1960
Урнов Д. М. Дефо. – М., 1977
[вернуться
в начало документа]
Практическое занятие 4
Западноевропейский сентиментализм
(«Сентиментальное путешествие» Стерна,
«Новая Элоиза» Руссо,
«Страдания юного Вертера» Гете)
План
- Эстетика и поэтика сентиментализма.
- Роман Л. Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции
и Италии». Тип героя, особенности композиции, жанровая специфика.
- Роман Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» и жанр
сентиментального романа в письмах. Поэтизация чувств.
Культ природы. (Часть 4, письмо 17).
- Западноевропейский сентиментализм и роман И.В. Гете «Страдания юного Вертера».
Рекомендуемая литература
Тексты
Стерн Л. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии.
Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза.
Гете И.В. Страдания юного Вертера.
Критические работы:
Атарова К.Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». – М., 1988.
Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. – М., 1976.
Верцман И.Е. Философско-лирический роман 18 века // Жан-Жак Руссо Юлия, или Новая Элоиза. – М., 1968 (БВЛ).
Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. – М., 1980.
Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. – М., 1966.
Елистратова А.А. Лоренс Стерн // Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии. – М., 1968 (БВЛ).
Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Проблемы типологии. – Киев-Одесса, 1983.
Тронская М.Л. Романы Лоренса Стерна // Литература и эстетика. – Л., 1960.
[вернуться
в начало документа]
Практическое занятие 5
Творчество Роберта Бернса
План
- Общая характеристика английской литературы последней трети 18 века.
- Биография, личность, мировоззрение Роберта Бернса в контексте английской действительности 2-ой половины 18 века.
- Связь с народной шотландской традицией. Бернс как певец Шотландии.
- Жанровое своеобразие стихотворного наследия поэта (дружеские послания, сатирические поэмы, эпиграммы, любовные песни и т.д.).
- Основные мотивы поэзии Бернса.
- Кантата «Веселый и нищий».
- Поэма «Тэм О Шентер».
- Своеобразие языка и стиля стихотворений Бернса.
Рекомендуемая литература
Тексты
Бернс Р. Лирика. Поэма «Тэм О Шентер»
Критические работы:
Елистратова А.А. Роберт Бернс. - М., 1957.
История зарубежной литературы XVIII в. / Под ред. В.П. Неустроева и Р.М. Самарина. – М.: Изд-во МГУ, 1974. – с. 116-124.
Колесников Б.И. Роберт Бернс. Очерк жизни и творчества. - М., 1967.
Райт-Ковалева Р. Роберт Бернс. - М., 1965.
[вернуться
в начало документа]
Практическое занятие 6
Философские повести Вольтера
План
- Личность Вольтера.
- Философские и эстетические взгляды Вольтера.
- Жанровое многообразие его художественного творчества.
- Философские повести («Задиг, или Судьба», «Микромегас», «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный»): своеобразие стиля, жанра и творческого метода.
- Вольтер и Россия.
Рекомендуемая литература
Тексты
Вольтер. Философские повести (по плану практического занятия).
Критические работы:
Артамонов С. Вольтер. - М., 1954.
Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер. - М., 1978.
Михайлов А. Вольтер и его проза // Вольтер. Философские повести.- М., 1985.
Сигал Н.А. Вольтер.- М., Л., 1959.
[вернуться
в начало документа]
Практическое занятие 7
Художественная проза Д. Дидро.
«Монахиня»
План
- Дидро - организатор и вдохновитель энциклопедистов. «Энциклопедия» как выражение просветительских идей.
- Философские взгляды Дидро.
- Дидро как теоретик искусства.
- Идейно-художественное своеобразие повести «Монахиня».
- Дидро и Россия.
Рекомендуемая литература
Тексты
Дидро Д. Монахиня.
Критические работы:
Акимова А.А. Дидро. - М., 1963.
Андреев Л.Г. и др. История французской литературы: Учебник для фил. спец. вузов / Л.Г. Андреев, Н.П. Козлова, Г.К. Косиков. - М., 1987.
Барская Г. Дени Дидро.- Л., М., 1962.
Длугач Т.Б. Устремленный к истине // Дидро Д. Монахиня.- М., 1984.
[вернуться
в начало документа]
Практическое занятие 8
Комедии П.-О. Бомарше «Севильский цирюльник» и
«Безумный день, или Женитьба Фигаро»
План
- Личность Бомарше и его общественная деятельность.
- Общая характеристика творчества Бомарше.
- Художественное своеобразие комедий.
- Эволюция образа Фигаро (от «Севильского цирюльника» к «Женитьбе Фигаро») и ее причины.
- Приемы создания комического в комедиях.
- Музыкальная интерпретация образа Фигаро.
Рекомендуемая литература
Тексты
Бомарше П.-О. Севильский цирюльник. Безумный день, или женитьба Фигаро.
Критические работы:
Артамонов С.Д. Бомарше. Очерк жизни и творчества. – М., 1960.
Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров. – М., 1981. – с. 164-179
Грандель Ф. Бомарше. – М., 1979.
Зонина Л. Жизнь и похождения П.-О. Карона де Бомарше // Бомарше. Драматические произведения /серия БВЛ/ - М., 1971.
Мокульский С.С. Бомарше. – Л., М., 1957.
Финкельштейн Е.Л. Бомарше. – Л., М., 1957.
[вернуться
в начало документа]
Практическое занятие 9
Драма Ф.Шиллера «Разбойники»
План
- Штюрмерство как литературное движение в германии XVIII в.
- Историческая обстановка, отраженная в пьесе «Разбойники». Характеристика своего времени, данная персонажами пьесы «Разбойники» (акт I, сцена 1 и 2; акт II, сцена 2).
- Образ «благородного разбойника» в мировой литературе.Причины и цели ухода Карла Моора в Богемские леса.
- Эволюция характеров действующих лиц.
- Значение финала пьесы.
Рекомендуемая литература
Тексты
Шиллер Ф. Разбойники.
Критические работы:
Абуш А. Фридрих Шиллер. Величие и трагедия немецкого гения. – М., 1964.
Ланштейн П. Жизнь Шиллера. – М., 1984.
Лозинская Л.Я. Шиллер. – М., 1960.
Чичельницкая Г. Шиллер. – М., 1959.
Шиллер Ф.П. Фридрих Шиллер. Жизнь и творчество. – М., 1955. – с. 30- 65.
[вернуться
в начало документа]
Практическое занятие 10
Трагедия И.-В. Гете «Фауст»
План
- Источники и жанровая характеристика.
- Сущность спора между Богом и Мефистофелем в «Прологе на небе».
- Причины душевного кризиса Фауста, отраженного в начале 1 части произведения.
- Смысл противопоставления Фауст – Вагнер.
- Причины, заставляющие Фауста заключить сделку с Мефистофелем
- Образ Мефистофеля, его роль в судьбе Фауста.
- Поиски смысла жизни (погребок Ауэрбаха, кухня ведьм).
- Любовь в жизни Фауста. Образ Маргариты.
- Спор о человеке, его предназначение в жизни. Позиции в этом споре Фауста и Мефистофеля (проанализировать монолог Фауста «Болото тянется вдоль гор» - II часть, 5 акт).
- Итог жизненных исканий Фауста.
Рекомендуемая литература
Тексты
Гете И.–В. Фауст.
Критические работы:
Аникст А.А. Творческий путь Гете. – М., 1986.
Аникст А.А. «Фауст» Гете (литературный комментарий). – М., 1987.
Вильмонт Н. Гете и его «Фауст»// И.-В. Гете «Фауст». – М., 1970 (БВЛ).
Волков И.Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. – М., 1970.
Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество. В 2-х т. – М., 1987.
Тураев С.В. И.–В. Гете. – М., 1951.
[вернуться
в начало документа]
Практические занятия |
Темы | Часы |
1. Французская классицистическая трагедия |   |
2. «Высокая» комедия Ж.–Б. Мольера («Мещанин во дворянстве») | 2 |
3. Первый этап английского романа эпохи Просвещения (Д. Дефо «Робинзон Крузо», Дж. Свифт «Путешествия Гулливера») | 2 |
4. Творчество Роберта Бернса | 2 |
5. Философские повести Вольтера |   |
6. Художественная проза Д. Дидро. «Монахиня» |   |
7. Комедии П.-О. Бомарше «Севильский цирюльник» и «Безумный день, или женитьба Фигаро» | 2 |
8. Западноевропейский сентиментализм («Сентиментальное путешествие» Стерна, «Новая Элоиза» Руссо, «Страдания юного Вертера» Гете) | 2 |
9. Драма Ф. Шиллера «Разбойники» | 2 |
10. И.-В.Гете «Фауст» | 2 |
[вернуться
в начало документа]
Вопросы к зачету по курсу
«История зарубежной литературы 17-18 вв»
- Основные тенденции развития западноевропейской литературы 17 в. Литературные направления и художественные методы, их взаимодействие.
- Литература испанского барокко. Барочная поэзия, проза (плутовской и философский романы), драматургия. Философская драма П. Кальдерона «Жизнь есть сон».
- Философская и эстетическая концепция западноевропейского классицизма 17 в. «Поэтическое искусство» Н. Буало.
- Своеобразие французской литературы 17 в. Основные литературные направления и стили. Жанры романа, афоризма, басни.
- Первый период в истории французской классицистической трагедии. Общая характеристика творчества П. Корнеля. Конфликт трагедии «Сид», особенности развития действия.
- Творчество Н. Расина – второй период в истории французского классицизма. Трагедия «Федра»: специфика конфликта, изображение внутреннего мира персонажей.
- Эстетические взгляды Мольера. Поэтика и проблематика «высокой» комедии. Комедия «Тартюф»: образная система, художественное своеобразие.
- Конфликт комедии Мольера «Дон Жуан», его социальные и философские аспекты. Двойственность образа главного героя.
- Философский спор в комедии Мольера «Мизантроп». Комическое и трагическое в образе Альцеста. Жанровые особенности.
- Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве». Смысл названия, система образов, приемы создания комического.
- Своеобразие английской литературы 17 в. Буржуазная революция, роль пуританства. «Путь паломника» Дж. Беньяна. Поэзия Дж. Донна. Комедия эпохи Реставрации.
- Трактовка сюжета и образной системы поэмы «Потерянный рай» в современном литературоведении. Философская тематика, проблема героя (образы Бога и Сатаны). Художественные особенности поэмы.
- Литературные направления и стили в немецкой литературе 17 в. Роман Г.Гриммельсгаузена «Симплиций Симплициссимус»: сюжет, композиция. Социальное и философское в романе.
- Эпоха Просвещения. Философские и эстетические идеи просветителей. Характеристика основных направлений. Национальная специфика в развитии просветительской литературы.
- Английское Просвещение: этапы развития, основные направления. Эпос, лирика, драма.
- Творчество Д. Дефо. Роман «Приключения Робинзона Крузо»: аллегорический смысл, форма повествования, образ Робинзона.
- Публицистика Дж. Свифта. Сюжет и композиция романа «Путешествие Гулливера», функции гротеска, своеобразие жанра.
- Этапы эволюции английского просветительского романа. Зрелое Просвещение. Творчество С. Ричардсона, Г. Филдинга, Т. Дж. Смоллетта.
- Эстетика и поэтика английского сентиментализма. Роман Л. Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»: тип героя, особенности композиции, жанровая специфика.
- Общая характеристика французского Просвещения, основные этапы его развития. Жанр просветительского философского романа и «Персидские письма» Ш.-Л. Монтескье.
- Философские, эстетические взгляды Вольтера. Жанр философской повести (сюжет и композиция, характеры, элементы фантастики).
- Д. Дидро и «Энциклопедия». Дидро как теоретик искусства, значение его драматургической реформы. Особенности философской повести Дидро (тип героя, форма повествования).
- Французский сентиментализм. Трактаты Руссо: критика цивилизации, теория «естественного человека», педагогические идеи. «Юлия, или Новая Элоиза» и жанр сентиментального романа.
- Художественные особенности комедии П.-О. Бомарше. Эволюция образа Фигаро (от «Севильского цирюльника» к «Женитьбе Фигаро»).
- Немецкое Просвещение, его основные этапы, характеристика литературных направлений. Движение «Бури и натиска».
- Эстетическая концепция Г.Э. Лессинга («Лаокоон», «Гамбургская драматургия») и драматическое творчество («Эмилия Галотти»).
- Художественное своеобразие лирики Ф. Шиллера. Жанр баллады.
- Эстетические взгляды Ф. Шиллера. Ранние драмы и движение «Бури и натиска». Конфликт и характеры трагедии «Разбойники».
- Система образов и конфликт трагедии Шиллера «Коварство и любовь».
- Жанровое многообразие поэзии И.-В. Гете. Основные лирические циклы.
- Западноевропейский сентиментализм и «Страдания юного Вертера» И.-В. Гете. Творческий метод автора.
- История создания и художественное своеобразие трагедии И.-В. Гете «Фауст». Композиция трагедии. Образы Фауста и Мефистофеля. Философская проблематика.
[вернуться
в начало документа]