ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Материал из ArtWiki

ИЗЛ к.XIX-н.XX вв.

Планы практ.зан.


Практические занятия

№ 1. Французский натурализм. Роман Э. Золя «Жерминаль».

№ 2. Французский символизм.

№ 3. Европейская «новая» драма. Г. Ибсен «Кукольный дом».

№ 4. Пьеса Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца».

№ 5. Роман Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах»

№ 6. Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

№ 7. Новеллистика Т. Манна

№ 8. Американская новеллистика рубежа XIX – XX вв.

Приложение


Практическое занятие 1

Французский натурализм. Роман Э. Золя «Жерминаль»

План

  1. Натурализм как направление во французской литературе конца XIX века.
  2. Эстетика натурализма Э. Золя и его теория «экспериментального романа».
  3. Общая характеристика цикла «Ругон-Маккары», место в нём романа «Жерминаль»
  4. Система образов романа «Жерминаль». Человек и среда в романе.
  5. Роль массовых сцен. Изображение забастовки шахтёров, её кульминационные моменты. «Призрак революции»
  6. Проблема творческого метода Э. Золя.

Рекомендуемая литература

Тексты

Золя Э. Жерминаль

Критические работы:

Емельяников С.И. «Ругон-Маккары» Э. Золя. – М., 1965.

Кучборская Е. П. Реализм Э. Золя. – М., 1973.

Лану А. Здравствуйте, Эмиль Золя! – М., 1966.

Лилеева И. Краткая летопись жизни и творчества Эмиля Золя // Золя Э. Собр. соч.: В 26 т. – М., 1967. - Т. 26.

Пузиков А.И. Рыцари истины: Портреты писателей. – М., 1986.

Реизов В.Г. Французский роман XIX века. – М., 1977.

Травушкин Н.С. Жерминаль – месяц всходов. – М., 1979.

Трыков В.П. Золя, Эмиль // Зарубежные писатели: Библиографический словарь: В 2 т. – М.,1997. – Т. 1. – С.320-325.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 2

Французский символизм

План

  1. Символизм как направление в европейской литературе конца XIX в. - начала XX века.
  2. Общая характеристика французского символизма. Предсимволистские тенденции («Парнас», Ш.Бодлер). Теоретическое обоснование символизма в «Манифесте» Ж. Мореаса.
  3. Творчество французских поэтов-символистов (тема искусства и образ поэта, характерные мотивы, особенности художественного языка):
  4. а) П. Верлен;

    б) А. Рембо;

    в) С. Малларме.

  5. Анализ стихотворения П. Верлена «Осенняя песня».

Рекомендуемая литература

Тексты

Верлен П. Лирика (Сб. «Сатурнические стихотворения» («Женщина и кошка», «Осенняя песня», «Тоска»), сб. «Галантные празднества» («Лунный свет»), сб. «Романсы без слов», сб. «Когда-то и недавно» («Томление», Искусство поэзии»), сб. «Эпиграммы» («Я восхищен за Стих Свободный…»).

Рембо А. Лирика («Искательницы вшей», «Парижская оргия, или Столица заселяется вновь», Спящий в ложбине», «Руки Жанны-Мари», «Пьяный корабль», «Гласные», «Одно лето в аду»)

Малларме С. Лирика («Окна», «Лазурь», «Звонарь», «Лебедь»).

Критические работы:

Балашов Н. И. Рембо и связь двух веков поэзии // Рембо А. Стихи. – М., 1982.

Божович В. И. Традиции и взаимодействие искусств. – М., 1987.

Великовский С. И. В скрещенье лучей. – М., 1987.

Косиков Г. К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. – М., 1993. – С. 5-62.

Обломиевский Д.Д. Французский символизм. – М., 1973.

Толмачев В.М. Творимая легенда // Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / Ж. Кассу и др. – М., 1998.

Трыков В.П. Зарубежная литература конца XIX – начала XX веков: Практикум / Отв. Ред В.А. Луков. – М., 2001.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 3

Европейская «новая драма». Г. Ибсен «Кукольный дом»

План

  1. Общая характеристика «новой драмы».
  2. Этапы творческой эволюции Г. Ибсена.
  3. Особенности аналитической драмы и отражение их в «Кукольном доме». Функции «тайны». Конфликт пьесы и развитие действия. Специфика развязки. Подтекст в пьесе.
  4. Система образов (Нора, Хельмер, Крогстад, фру Линне, доктор Ранк).
  5. Значение творчества Ибсена для драматургов к. XIX – XX веков.

Рекомендуемая литература

Тексты

Ибсен Г. Кукольный дом.

Критические работы:

Адмони В.Г. Генрик Ибсен: Очерк творчества. – Л.,1989.

Аникст А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. – М., 1988.

Берковский Н.Я. Ибсен // Статьи о литературе. – Л. – М.,1962.

Зингерман Б.И. Очерки истории драмы 20 века. – М., 1979.

История западноевропейского театра. – М., 1974.

Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870 – 1970). – М., 1980.

Неустроев В.П. Литературные очерки и портреты. – М., 1983.

Хейберг Х. Генрик Ибсен. – М.,1975.

Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. – М., 1979.

Храповицкая Г.Н. Некоторые аспекты восприятия ибсеновского «символизма» в России нач. 20 века // Филологические науки. – 1995. - №2. – С. 43-52.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 4

Пьеса Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца»

План

  1. Место Б. Шоу в движении «новой драмы». Традиционализм и новаторство Шоу-драматурга.
  2. Отношение Б. Шоу к художественным открытиям Г. Ибсена.
  3. Пьеса «Дом, где разбиваются сердца» в контексте творчества Б. Шоу.
  4. Замысел и история создания пьесы.
  5. Значение заглавия и подзаголовка («Фантазия в русском стиле на английские темы»). Б. Шоу и А.Чехов.
  6. Трактовка темы английской интеллигенции в пьесе.
  7. Система образов.
  8. Жанровое своеобразие.

Рекомендуемая литература

Тексты

Шоу Б. Дом, где разбиваются сердца.

Шоу Б. Предисловие к пьесе «Дом, где разбиваются сердца» // Шоу Б. Полное собрание пьес: В 6 т. – Л.,1978. – Т. 1.

Критические работы:

Аникст А.А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. – М., 1988.

Балашов П.С. Художественный мир Бернарда Шоу. – М., 1982.

Бернард. Шоу о драме и театре. – М., 1963.

Гражданская З.Т. Бернард Шоу: Очерк жизни и творчества. – М., 1979.

Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX – XX вв. – М., 1974

Образцова А.Г. Драматургический метод Бернарда Шоу. – М., 1965.

Пирсон Х. Бернард Шоу. - М., 1972.

Ромм А.С. Джордж Бернард Шоу. – М.,1965.

Ромм А.С. Шоу-теоретик. – Л., 1972.

Шах-Азизова Т.К. Чехов и западноевропейская драма его времени. – М., 1966.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 5

Роман Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах»

План

  1. Общая характеристика творчества Дж. Голсуорси, его жанровое многообразие.
  2. История создания «Саги о Форсайтах». Жанровая специфика романа-эпопеи. Расширение границ «семейной хроники». Произведение Голсуорси в контексте эпической литературной традиции конца XIX – начала XX вв. (Э. Золя, Р. Роллан, Т. Манн).
  3. Конфликт романа, противостояние «красоты» и «собственности». Анализ «форсайтизма».
  4. Система образов. Мастерство автора в изображении характеров.
  5. Эволюция тематики и образов в трилогии «Современная комедия».
  6. Своеобразие художественного метода Голсуорси.

Рекомендуемая литература

Тексты

Голсуорси Дж. Сага о Форсайтах.

Критические работы:

Воропанова М.И. Джон Голсуорси: Очерк жизни и творчества. – Красноярск, 1968.

Дубашинский И.А. «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси. – М., 1979.

Дьяконова Н.Я. Джон Голсуорси. 1867-1933. – Л. – М., 1960.

Дюпре К. Джон Голсуорси: Биография / Пер. с англ. – М., 1986.

Михальская Н.П., Аникин Г.В. Английский роман XX в. – М., 1982.

Тугушева М.П. Джон Голсуорси. Жизнь и творчество. – М., 1973.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 6

Роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»

План

  1. Место творчества О. Уайльда в английской литературе рубежа XIX – XX вв.
  2. Эстетизм. Основные представители и принципы. Связь с прерафаэлитством.
  3. Особенности эстетической теории О. Уайльда.
  4. История создания романа «Портрет Дориана Грея».
  5. Реализация эстетических принципов Уайльда в романе:
  6. а) основная проблематика;

    б) тема искусства в романе, значение образа Бэзила Холлуорда и Сибиллы Вэйн;

    в) тема красоты в романе;

    г) структура и художественная функция парадокса в романе.

Рекомендуемая литература

Тексты

Уайльд О. Портрет Дориана Грея (любое издание).

Критические работы:

Аникин Г.В. Эстетика Джона Рёскина и английская литература XIX века. – М.,1986.

Кутлунин А.Г., Малышев М.А. Эстетизм как способ понимания жизни // Философские науки. – М., 1990. - №9. – С. 66-77.

Лангланд Ж. де. Оскар Уайльд, или Правда масок. – М.,1999.

Некрасова Е.А. Прерафаэлиты, Рёскин и Моррис // Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве. – М., 1975. – С. 147-216.

Пальцев Н. Художник и критик. Критика как художество. Эстетика О.Уайльда// Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. – М., 1993. Т. 2.

Соколянский М.Г. Оскар Уайльд. – Киев, Одесса. – 1990.

Урнов М.В. Оскар Уайльд и его творчество// Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. – М., 1979. Т. 1.

Урнов М.В. Ужасные дети// Урнов М.В. На рубеже веков. – М., 1970.

Эллман Р. Оскар Уайльд: Биография. – 2000.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 7

Новеллистика Т. Манна

План

  1. Общая характеристика творчества Т. Манна. Тема бюргерства, сопоставление и конфликт «бюргера» и «художника» как социальных, психологических, этико-философских типов.
  2. Новелла «Тристан»: «красота смерти» и «пошлая обыденность». Декаденство Детлефа Шпинеля.
  3. Отражение гибели «бюргерского» периода в новелле «Тонио Крёгер». Столкновение двух эстетик в дискуссиях Тонио Крёгера и Лизаветы Ивановны. Идея «заблудшего бюргера».
  4. Образ писателя Густава Ашенбаха в новелле «Смерть в Венеции». Вопрос о соотношении искусства и действительности. Тема распада и хаоса, болезни, смерти, глобальной катастрофы.
  5. Эволюция темы искусства и образа художника в творчестве Т. Манна.

Рекомендуемая литература

Тексты

Манн Т. Новеллы.

Критические работы:

История немецкой литературы: В 5 т. – Т. 4 (1848-1918). – М., 1968.

Адмони В.Г., Сильман Т.И. Томас Манн: Очерк творчества. – Л., 1960.

Апт С.К. Над страницами Томаса Манна. – М., 1980.

Апт С.К. Эпическое искусство Томаса Манна: Мировоззрение и жизнь / Пер. с нем. – М., 1981.

Фёдоров А.А. Томас Манн: Время шедевров. – М., 1981.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 8

Американская новеллистика рубежа XIX –XX вв.

План

  1. Жанр новеллы в истории американской литературы (фольклорные источники, романтическая новелла В. Ирвинга и Э. По, новелла кон. XIX – нач.XX вв.).
  2. Новеллистика О’Генри.
  3. Художественное своеобразие рассказов М. Твена. Творческая эволюция писателя.
  4. Проблематика рассказов Дж. Лондона. Сочетание романтических и реалистических тенденций.

Рекомендуемая литература

Тексты

О’Генри. Новеллы.

Твен М. Рассказы.

Лондон Дж. Рассказы.

Критические работы:

Засурский Я.Н. Американская литература XXв. – М., 1984.

Литературная история США: В 3 т. – Т. 2. – М., 1978.

Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. – М., 1990.

Старцев А.И. От Уитмена до Хемингуэя. – М., 1981.

Левидова И.М. О’Генри и его новелла. – М., 1973.

Зверев А.М. Мир Марка Твена: Очерк жизни и творчества. – М., 1985.

Мендельсон М.О. Марк Твен. – М., 1964.

Ромм А.О. Марк Твен. – М., 1977.

Батурин С.С. Портреты американских писателей: Л. Стеффенс, Дж. Лондон, Т. Драйзер. – М., 1979.

Богословский В.Н. Джек Лондон. – М., 1964.

Зверев А.М. Джек Лондон. – М., 1975.

[вернуться в начало документа]

 


Практические занятия
ТемыЧасы
1. Французский натурализм. Роман Э. Золя «Жерминаль».2
2. Французский символизм.2
3. Европейская «новая» драма. Г. Ибсен «Кукольный дом».2
4. Пьеса Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца».2
5. Роман Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах»2
6. Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»2
7. Новеллистика Т. Манна2
8. Американская новеллистика рубежа XIX – XX вв.4

[вернуться в начало документа]

 

  • ИЗЛ средних веков и эпохи возрождения
  • ИЗЛ ХVII-XVIII вв.
  • ИЗЛ XIX века. Романтизм
  • ИЗЛ XIX века. Реализм
  • ИЗЛ к.XIX-н.XX вв.