ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Материал из ArtWiki

ИЗЛ XIX века. Реализм

Планы практ.зан.


Практические занятия

№ 1. Новеллистика П.Мериме

№ 2. Повесть О. де Бальзака «Гобсек»

№ 3. Роман Г.Флобера «Госпожа Бовари»

№ 4. Творчество Ч.Диккенса

№ 5. «Ярмарка тщеславия» У.М.Теккерея

№ 6. Поэзия Г.Гейне

Приложение


Практическое занятие 1

Новеллистика П. Мериме

План

  1. Общая характеристика творчества П. Мериме. Сочетание романтических и реалистических тенденций.
  2. Проблематика и поэтика новелл. Жанровая специфика, особенности композиции, образ рассказчика, приёмы создания персонажей:
  3. а) новеллы о нравах и жизни светского общества («Этрусская ваза», «Двойная ошибка», «Арсена Гийо»);

    б) «естественный человек» и местный колорит» («Таманго», «Коломба», «Матео Фальконе», «Кармен»);

    в) группа новелл с фантастическими мотивами («Души чистилища», «Венера Илльская», «Локис», «Джуман»).

Рекомендуемая литература

Тексты

Мериме П. Новеллы (по плану практического занятия).

Критические работы:

Виппер Ю.Б. Проспер Мериме – романист и новеллист//Мериме П. Хроника царствования Карла IX. Новеллы. – М., 1968.

Данилин Ю.И. Проспер Мериме//Мериме П. Избранные сочинения: В 2 т. – Т.1. – М., 1956.

Дынник В.А. Проспер Мериме//Мериме П. Собрание сочинений: В 6 т. – Т.1. – М., 1963.

Фрестье Ж. Проспер Мериме. – М., 1987.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 2

Повесть О. Бальзака «Гобсек»

План

  1. Формирование эстетических взглядов Бальзака. Основные требования Бальзака к искусству, изложенные в «Предисловии к «Человеческой комедии».
  2. «Человеческая комедия» Бальзака и место в ней повести «Гобсек».
  3. Особенности композиции повести, придающие ей обобщающее значение.
  4. Способы создания характера Гобсека:
  5. а) портрет;

    б) окружающая обстановка, принципы описания;

    в) эволюция образа;

    г) философия Гобсека.

  6. Персонажи второго плана, принципы их создания и связь с главным героем.
  7. Как соотносятся эстетические принципы Бальзака с методом изображения действительности в «Гобсеке».

Рекомендуемая литература

Тексты

Бальзак О. Гобсек. Предисловие к «Человеческой комедии».

Критические работы:

Верцман И.Е. Проблемы художественного познания. – М., 1967 (гл. «Эстетика Бальзака»).

Обломиевский Д.Д. Бальзак Этапы творческого пути. – М., 1961.

Реизов Б.Г. Бальзак. – М., 1960.

Храповицкая Г.Н. Оноре де Бальзак // История зарубежной литературы XIX века. (Под ред. Н.П. Михальской): В 2 ч. – М., 1991.- Ч.2.

Чичерин А.В. Произведения Бальзака «Гобсек» и «Утраченные иллюзии». – М., 1982.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 3

Роман Г.Флобера «Госпожа Бовари» Г. Ибсен «Кукольный дом»

План

  1. Биография Г.Флобера. Эстетические взгляды писателя, традиции и новаторство в его творчестве.
  2. История создания романа «Госпожа Бовари» и его место в творчестве Г.Флобера.
  3. Сюжет и композиция романа.
  4. Образ Эммы Бовари. Тема романтических иллюзий, разрыва между мечтой и реальностью.
  5. Персонажи второго плана: Шарль Бовари, Леон, Родольф, аптекарь Оме. Их роль в драме, переживаемой героиней.
  6. Изображение среды в романе.
  7. Особенности стиля романа.

Рекомендуемая литература

Тексты

Флобер Г. Госпожа Бовари.

Критические работы:

Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции. – М., 1955.

Пузиков А.И. Портреты французских писателей. – М., 1981.

Реизов Б.Г. Творчество Флобера. – М., 1955.

Реизов Б.Г. Французский роман 19 века. – М., 1977.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 4

Творчество Ч.Диккенса

План

  1. Особенности развития реализма в английской литературе 30-70-х годов XIX века. Викторианская эпоха. Расцвет романа.
  2. Общая характеристика и периодизация творчества Ч.Диккенса.
  3. Роман Ч.Диккенса: жанр, сюжет, композиция.
  4. Изображение характеров и действительности: гипербола, гротеск, детективные элементы. Проблема художественного метода Диккенса.
  5. Юмористическое и сатирическое в романах Диккенса.
  6. Творческая эволюция Диккенса.

Рекомендуемая литература

Критические работы:

Ивашева В.В. Английский роман XIX века в его современном звучании. – М., 1990.

Ивашева В.В. Творчество Ч.Диккенса. - М., 1954.

Катарский И.М. Диккенс. – М., 1960.

Михальская Н.П. Чарльз Диккенс. Очерк жизни и творчества. – М., 1959.

Сильман Т.И. Диккенс: Очерк творчества. – Л., 1970.

Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. – М., 1975.

Честертон Дж.К. Чарльз Диккенс. – М., 1982.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 5

«Ярмарка тщеславия» У.М.Теккерея

План

  1. Название романа, его связь с темой и идеей произведения.
  2. Смысл подзаголовка романа. Система персонажей. Сочетание индивидуального и оригинального с принципом типизации.
  3. Принцип подхода Теккерея к историческому повествованию.
  4. Примеры юмора в романе. Соотношение юмора и сатиры. Функция иронии, в том числе самоиронии автора.
  5. Композиционные особенности. Значение вступления «Перед занавесом» и заключительной фазы романа. Место авторских отступлений в романе.
  6. Особенности повествовательной формы. Функция образа Кукольника. Проблема автора и повествователя.

Рекомендуемая литература

Тексты

Теккерей У..М. Ярмарка тщеславия

Критические работы:

Алексеев М.П. Теккерей-рисовальщик// Алексеев М.П. Английская литература. Очерки и исследования. – Л., 1991. – С.414 – 437.

Вахрушев В.С. Творчество Теккерея. – Саратов, 1984.

Ивашева В.В. Теккерей-сатирик. – М., 1958.

Ивашева В.В. За щитом скептицизма// Ивашева В.В. «Век нынешний и век минувший». Английский роман XIX века в его современном звучании. 2-е изд., доп. – М., 1990.

Уильям Мейкпис Теккерей: Творчество. Воспоминания. - М., 1989.

Форстер М. Записки викторианского джентльмена/ Пер. с англ. – М., 1985.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 6

Поэзия Г.Гейне

План

  1. Общая характеристика немецкой литературы второй трети XIX века. Новый этап в развитии романтизма, зарождение реалистических тенденций.
  2. Жизнь и творчество Гейне.
  3. Сборник «Книга песен», его структура. Связь с романтическими традициями.
  4. Поэма «Германия. Зимняя сказка»:
  5. а) время появления поэмы, история ее создания, смысл заглавия;

    б) поэтический строй поэмы:

        -жанровое своеобразие;

        -композиция;

        -своеобразие стиха;

        -сочетание реалистических и романтических тенденций;

    в) сатирическая направленность поэмы;

    г) историческая концепция Гейне.

  6. Позднее творчество Гейне. Лирический сборник «Романсеро».

Рекомендуемая литература

Тексты

Гейне Г. Лирика. Германия. Зимняя сказка.

Критические работы:

История немецкой литературы: В 5 т. – Т. 3,4. – М., 1966, 1968.

Неупокоева И.Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века. Опыт типологии жанра. – М., 1971.

Гиджеу С.П. Лирика Генриха Гейне. – М., 1983.

Дейч a. m. Поэтический мир Генриха Гейне. – М., 1963.

Дмитриев А.С. Г. Гейне. – М., 1967.

Пронин В.А. «Стихи, достойные запрета»: Судьба поэмы Г. Гейне «Германия. Зимняя сказка». – М., 1986.

Стадников Г.В. Генрих Гейне. – М., 1984.

[вернуться в начало документа]

 


Практические занятия
ТемыЧасы
1. Новеллистика П.Мериме2
2. Повесть О. де Бальзака «Гобсек»2
3. Роман Г.Флобера «Госпожа Бовари»2
4. Творчество Ч.Диккенса2
5. «Ярмарка тщеславия» У.М.Теккерея2
6. Поэзия Г.Гейне2

[вернуться в начало документа]

 

  • ИЗЛ средних веков и эпохи возрождения
  • ИЗЛ ХVII-XVIII вв.
  • ИЗЛ XIX века. Романтизм
  • ИЗЛ XIX века. Реализм
  • ИЗЛ к.XIX-н.XX вв.