ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Материал из ArtWiki

ИЗЛ XIX века. Романтизм

Планы практ.зан.


Практические занятия

№ 1. Своеобразие новеллистики Э. Т. А. Гофмана

№ 2. Лиро-эпическая поэма Дж. Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда».

№ 3. Поэзия П.Б. Шелли

№ 4. Исторический роман В. Скотта «Айвенго»

№ 5. Роман В. Гюго «Собор Парижской богоматери»

№ 6. Романное творчество Жорж Санд

№ 7. Сказки Х. К. Андерсена

№ 8. Проблематика и поэтика новеллистики Э.А. По

№ 9. Поэма Лонгфелло «Песнь о Гайавате»

Приложение


Практическое занятие 1

Своеобразие новеллистики Э. Т. А. Гофмана

План

  1. Личность, мировоззрение, эстетические принципы Э. Т. А. Гофмана.
  2. «Музыкальные новеллы» Гофмана: тема искусства и образ художника (новеллы «Кавалер Глюк», «Дон Жуан», «Крейслериана» и др.)
  3. Концепция романтического двоемирия в новелле «Крошка Цахес».
  4. Эстетическое своеобразие романтической иронии у Гофмана («Золотой горшок» и др.)
  5. Роль фантастического, ужасного и обыденного в новеллистике Гофмана («Песочный человек», «Мадемуазель де Скюдери» и др.)
  6. Эстетическая концепция в новелле «Угловое окно».

Рекомендуемая литература

Тексты

Э.Т.А. Гофман. Новеллы.

Критические работы:

Берковский Н. Я. Романтизм в Германии.- Л., 1973. – С. 463 – 539.

Миримский И. Э. Т. А. Гофман // Гофман Э.Т.А. Избр. соч. (БВЛ).- М., 1972.

Художественный мир Гофмана. Сборник статей. - М.,1982.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 2

Лиро-эпическая поэма Дж. Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда».

План

  1. История создания поэмы.
  2. Жанр и художественная структура поэмы:
  3. а) «Паломничество Чайльд-Гарольда» как лирико-эпическая романтическая поэма;

    б) взаимоотношение эпического и лирического пластов повествования;

    в) путешествие как организующее начало в свободной романтической композиции поэмы.

  4. Проблема романтического героя в поэме:
  5. а) «байронический герой»: его черты, отражение в нем типического умонастроения эпохи;

    б) образ Чайльд-Гарольда;

    в) эволюция соотношения между Чайльд-Гарольдом и образом автора от первой к четвертой песне;

    г) герой и борющийся народ.

  6. Образ природы и романтический пейзаж в поэме, образ моря.

Рекомендуемая литература

Тексты

Дж.Г. Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда.

Критические работы:

Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. – М., 1978.

Дубашинский И.А. Поэма Дж.Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». – Рига, 1975.

Елистратова А.А. Байрон. – М., 1956.

Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. – М., 1960.

Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. – Л., 1978.

Ромм А.С. Байрон. – М.-Л., 1960.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 3

Поэзия П.Б. Шелли

План

  1. Основные этапы творчества Шелли. Философские и эстетические взгляды.
  2. Политическая тема в лирике Шелли («Лорду-канцлеру», «Англия в 1819 году», «Песнь к людям Англии», «Ода к свободе»).
  3. Философская лирика Шелли («Ода западному ветру», «Облако», «Изменчивость»).
  4. Тема любви в поэзии Шелли («Философия любви», « Констанции», «К Мэри», «Индийская серенада», «Доброй ночи»).
  5. Тема искусства и судьбы художника («Орфей», «Жаворонку»).
  6. Поэтическое мастерство Шелли.

Рекомендуемая литература

Тексты

Поэзия английского романтизма (БВЛ). – М., 1975.

Шелли П.Б. Избранное (стихи, поэмы, драмы). – М., 1997.

Критические работы:

Дьяконова Н.Я., Чамаев А.А. Шелли. – М., 1994.

Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. – М., 1960.

Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. – М., 1978. –С. 131-165.

Колесников Б.И. Революционная эстетика Шелли. – М., 1959.

Неупокоева И.Г. Революционный романтизм Шелли. – М., 1959.

История английской литературы. – М., 1953, т.2, вып.1 / гл. о Шелли.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 4

Исторический роман В. Скотта «Айвенго»

План

  1. Личность В. Скотта. Основные этапы творческого пути (поэт, романист, основоположник жанра исторического романа).
  2. Проблема историзма в литературе, особенности историзма В. Скотта.
  3. Изображение исторической эпохи в романе «Айвенго»:
  4. а) тематическое единство романа;

    б) функции предисловия;

    в) способы создания исторической атмосферы в романе.

  5. Система образов в романе:
  6. а) место и роль образа Айвенго;

    б) особенности изображения исторических деятелей в романе;

    в) женские образы;

    г) образы героев из народной среды.

  7. Художественное своеобразие романа «Айвенго».

Рекомендуемая литература

Тексты

Скотт В. Айвенго (любое издание).

Критические работы:

Долинин А.А. История, одетая в роман: Вальтер Скотт и его читатели. – М., 1988.

Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. – М., 1978.

Ладыгин А.А. Романтический роман. – М., 1981.

Орлов С.А. Исторический роман Вальтера Скотта. – Горький, 1960.

Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. – М.-Л., 1965.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 5

Роман В. Гюго «Собор Парижской богоматери»

План

  1. Связь романа с современной Гюго эпохой. Роль предисловия к роману. Концепция рока, судьба.
  2. Образ собора и его идейно-композиционная роль.
  3. Изображение народа в романе («Двор чудес»).
  4. Образная система романа (К.Фролло, Квазимодо, Эсмеральда, Феб). Воплощение в их образах концепции судьбы.
  5. Образ Людовика XI и его роль в развитии сюжета.
  6. Художественные приёмы (гротеск, контраст, светотень), роль пейзажа в характеристике персонажей.

Рекомендуемая литература

Тексты

Гюго В. Собор Парижской богоматери.

Критические работы:

Муравьёв Н. И. Гюго. - М., 1961.

Николаев Д. М. Виктор Гюго. – М., 1962.

Трескунов М. С. Виктор Гюго: Очерк творчества. – М., 1961.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 6

Романное творчество Жорж Санд

План

  1. Биография, личность, мировоззрение в контексте французской действительности 30-70-х годов 19 века.
  2. Творческий путь Ж. Санд: основные этапы, эволюция романного метода и жанровых форм.
  3. Проблема конфликта романа «Индиана», значение финала.
  4. Образная система романа «Индиана». Способы создания характеров.
  5. Социальный контекст романа «Орас».
  6. Характер Ораса в контексте романной традиции.

Рекомендуемая литература

Тексты

Санд Ж. Индиана. Орас.

Критические работы:

Моруа А. Жорж Санд. – М., 1975

Трапезникова Н. С. Романтизм Жорж Санд. – Казань, 1976

Трескунов М. С. Жорж Санд. – М., 1976

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 7

Сказки Х. К. Андерсена

План

  1. Жанр литературной сказки. Сходство и различие с народной сказкой.
  2. Андерсен как представитель романтизма:
  3. а) сказочный вариант истории молодого человека («Снежная королева»);

    б) романтическая проблема выбора (эпизод «Цветник женщины, которая умела колдовать» в сказке «Снежная королева»);

    в) тема двойничества («Тень»). Ср.: Шамиссо. «Удивительная история Петера Шлемиля».

    г) концепция природы. Проблема истинного, природного и искусственного («Свинопас», «Соловей»).

Рекомендуемая литература

Тексты

Андерсен Х.К. Сказки.

Критические работы:

Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка. – М., 1979.

Брауде Л.Ю. Жизнь и творчество Андерсена. – Л., 1973.

Брауде Л.Ю. Сказочники Скандинавии. – М., 1974.

Бо Г. Ханс Кристиан Андерсен: Жизнь, творчество, личность. – М., 1979.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 8

Проблематика и поэтика новеллистики Э.А. По

План

  1. Трагизм личной судьбы Э. По.
  2. Э. По в контексте американского романтизма. Его эстетика. Поэтическое наследие писателя («Ворон», «Колокола», Улялюм», «Аннабель Ли» и др.).
  3. Проблематика и поэтика новелл Э. По.
  4. а) Новеллы в жанре «рассказов ужаса» («Король Чума», Нисхождение в Мальстрем» и др.).

    б) Новеллы с мотивом бездуховности, механистичности («Человек, которого разрубили на куски»).

    в) Новеллы с мотивом безумия («Маска Красной смерти»).

    г) Новеллы о гибели поэтического начала в жизни человека («Падение дома Ашеров»).

    д) Новеллы на тему искусства и красоты («Овальный портрет»)

    е) Новеллы детективного жанра («Убийство на улице Морг», «Золотой жук», «Тайна Мари Роже»).

    ж) Юмористические новеллы («Очки»)

Рекомендуемая литература

Тексты

По Э. Новеллы.

Критические работы:

Аллен Г. Эдгар По. – М., 1984.

Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе XIX века. –М., 1972.

Злобина Г. Эдгар По – романтик и рационалист // По Э. Стихотворения. Проза. (БВЛ). – М., 1976.

Ковалёв Ю.В. Эдгар По: Новеллист и поэт. –Л., 1984.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 9

Поэма Лонгфелло «Песнь о Гайавате»

План

  1. История создания и истоки поэмы.
  2. Жанр поэмы. Способы создания эпического.
  3. Особенности человеческого бытия, в поэтической форме воспроизведённые в поэме (мифология, религия, быт).
  4. Основная философская мысль произведения. Решение проблемы человек и природа.
  5. Образная система поэмы. Образ Гайаваты.
  6. Поэтическое новаторство Лонгфелло.

Рекомендуемая литература

Тексты

Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате.

Критические работы:

Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе XIX века. – М., 1972.

Ронгонен Л.И. Лонгфелло и его поэма «Песнь о Гайавате». – М., 1982.

Эстетика американского романтизма. – М., 1972.

[вернуться в начало документа]

 


Практические занятия
ТемыЧасы
1. Своеобразие новеллистики Э.Т.А. Гофмана2
2. Лиро-эпическая поэма Дж. Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда»2
3. Поэзия П.Б. Шелли2
4. Исторический роман В. Скотта «Айвенго»2
5. Роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»2
6. Романное творчество Ж. Санд2
7. Сказки Г.Х. Андерсена2
8. Проблематика и поэтика новеллистики Э. По2
9. Поэма Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»2

[вернуться в начало документа]

 

  • ИЗЛ средних веков и эпохи возрождения
  • ИЗЛ ХVII-XVIII вв.
  • ИЗЛ XIX века. Романтизм
  • ИЗЛ XIX века. Реализм
  • ИЗЛ к.XIX-н.XX вв.