Практические занятия
№ 1. Французский героический эпос. «Песнь о Роланде»
№ 2. «Божественная комедия» Данте Алигьери
№ 3. Дж. Боккаччо и итальянская новелла эпохи Возрождения
№ 4. Роман Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
№ 5. Трагедии У. Шекспира
№ 6. Трагедия У. Шекспира «Гамлет»
№ 7. Роман Сервантеса «Дон Кихот»
№ 8. Жанр сонета в поэзии эпохи Возрождения
Приложение
Практическое занятие 1
Французский героический эпос.
«Песнь о Роланде»
План
- Основные этапы развития средневекового эпоса.
- Французский героический эпос, его основные циклы.
- Историческая основа «Песни о Роланде»,
трансформация реальных событий и её связь с
центральной (национально-религиозной) идеей поэмы.
- Сюжет и композиция «Песни о Роланде».
- Система образов.
- Художественные особенности поэмы. Эпическая гиперболизация,
повторяемость и параллелизм на разных уровнях.
- Отражение действительности в эпопеях феодальной эпохи.
Общие и отличительные черты национальных разновидностей
героического эпоса («Песнь о Роланде», «Песнь о моём Сиде»,
«Песнь о Нибелунгах»).
- Проблема происхождения героического эпоса.
Рекомендуемая литература
Тексты
Песнь о Роланде.
Песнь о моём Сиде.
Песнь о Нибелунгах.
Критические работы:
Волкова З.Н. Эпос Франции. – М., 1984.
Жирмунский В.М. Народный героический эпос: Сравнительно-исторические очерки. – М. – Л., 1962.
Типология народного эпоса/ Отв. Ред. В.М. Гацак. – М., 1975.
Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. – М., 1960.
[вернуться
в начало документа]
Практическое занятие 2
«Божественная комедия» Данте Алигьери
План
- «Божественная комедия» в контексте творчества Данте.
Связь поэмы с литературой видений, аллегорической поэзией
средневековья.
- Композиция поэмы. Данте – «геометр»: гармония пропорций.
Архитектоника загробного мира.
- Основные темы и образы произведения.
Тенденции ренессансного мировоззрения.
- Аллегорический смысл «Божественной комедии»,
возможные толкования.
- Художественные особенности поэмы.
Поэтическое мастерство Данте.
- Данте и мировая литература. Значение «Божественной комедии».
Рекомендуемая литература
Тексты
Данте Алигьери. Божественная комедия.
Критические работы:
Асоян А.А. «Почитайте высочайшего поэта…».
Судьба «Божественной комедии» Данте в России. – М., 1990.
Баткин Л.М. Данте и его время. Поэт и политика. – М., 1965.
Голенищев-Кутузов И.Н. Данте. – М., 1967.
Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. Статьи и исследования. – М., 1975. – С. 13-34.
Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. – М., 1971.
Данте и всемирная литература. – М., 1967.
Мокульский С.С. Итальянская литература: Возрождение и Просвещение. – М., 1966.
[вернуться
в начало документа]
Практическое занятие 3
Дж. Боккаччо и итальянская новелла эпохи Возрождения
План
- Боккаччо и его время:
а) формирование гуманистической культуры Ренессанса;
б) начало творческого пути Боккаччо.
- Истоки итальянской новеллы эпохи Возрождения.
- Итальянские новеллисты эпохи Возрождения (проанализировать
темы, образы, сюжеты, язык).
- «Декамерон» Дж.Боккаччо:
а) структура «Декамерона»;
б) тематическое многообразие;
в) Образы «Декамерона»; утверждение ценности человеческой личности;
г) языковая выразительность «Декамерона»;
д) функция рассказчика в сборнике.
- Сатира и социальная критика в новеллах.
- Эротика в «Декамероне», открытие природного» человека.
- Гуманистические идеалы эпохи Возрождения и их художественное воплощение в «Декамероне»
Рекомендуемая литература
Тексты
Боккаччо Д. Декамерон. - М., 1989.
Боккаччо Д. Малые произведения. - Л., 1975.
Итальянские новеллы Возрождения. - М., 1984.
Французская новелла Возрождения. - М., 1988.
Критические работы:
Баткин Л. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989.
Бранка В. Боккаччо средневековый. - М., 1983.
Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. - М., 1961.
Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций. Лекция 2. – М., 1996.
Хлодовский Р. Декамерон: Поэтика и стиль. М., 1982.
Данте и всемирная литература. – М., 1967.
Мокульский С.С. Итальянская литература: Возрождение и Просвещение. – М., 1966.
[вернуться
в начало документа]
Практическое занятие 4
Роман Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
План
- Замысел и структура романа. Источники произведения Рабле.
Литературная пародия в романе. Краткая характеристика 5-ти книг.
- Гуманизм в романе. Система обучения Гаргантюа: от схоластики
к гуманизму (Тубал Олоферн и Понократ); письмо Гаргантюа к
Пантагрюэлю; образование Пантагрюэля. Телемское аббатство.
Идеал гармоничного человека.
- Образная система романа (Гаргантюа, Пантагрюэль, Панург, брат Жан).
- Проблема сатиры. Соотнесённость образов и событий романа с
современной Рабле действительностью. Путешествие Панурга и
Пантагрюэля: аллегорические картины жизни (острова Прокурации,
Жалкий, папефигов и папоманов, Звонкий, Застенок и др.) Оракул
Божественной Бутылки, смысл пророчества.
- Своеобразие художественного метода. Гротескно-комическая
стихия романа. Связь с народной культурой. Материально-телесное
начало жизни (физиологические процессы, мир вещей). Понятие
«карнавальность», «амбивалентность», «универсальность
праздничного смеха», «гротескный образ тела» в книге
М.М.Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура
средневековья и Ренессанса».
- Особенности языка романа (выстраивание синонимических рядов,
использование архаизмов, заимствование из греческого и латыни,
переосмысление старого значения слов).
Рекомендуемая литература
Тексты
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль
Критические работы:
Артамонов С.Д. Ф.Рабле. – М., 1964.
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1965, 1990.
Евнина Е.М. Франсуа Рабле. - М., 1948.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1982.
Пинский Л.Е. Смех Рабле // Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. - М., 1961.
[вернуться
в начало документа]
Практическое занятие 5
Трагедии У. Шекспира
План
- Жизнь У. Шекспира. Суть «шекспировского вопроса».
- Периодизация творчества Шекспира. Жанровое своеобразие его драматургии.
- Особенности и эволюция шекспировской трагедии (понятие трагического, конфликт, характеры и их развитие):
а) «Ромео и Джульетта»;
б) «Гамлет»;
в) «Отелло»;
г) «Король Лир»;
д) «Макбет».
- Трагикомедии У. Шекспира («Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря»).
Рекомендуемая литература
Тексты
По плану практического занятия.
Критические работы:
Аникст А.А. Шекспир. – М., 1964.
Аникст А.А. Театр эпохи Шекспира. – М., 1965.
Аникст А.А. Шекспир: Ремесло драматурга. М., 1974.
Барг М.А. Шекспир и история. – М., 1979.
Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. Италия, Испания, Англия. – Л., 1973.
Левин Ю.Д. Русский гамлетизм // От романтизма к реализму: Из истории международных связей русской литературы. – Л., 1978. – С. 189-236.
Морозов М.М. Статьи о Шекспире. – М., 1964.
Морозов М.М. Шекспир, 1564-1616. – М., 1956.
Пинский Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии. – М., 1981.
Самарин Р.М. Реализм Шекспира. – М., 1964.
Смирнов А.А. Шекспир. – М. – Л., 1963.
Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Его герой и его время. – М., 1964.
Шведов Ю.Ф. Трагедия Шекспира «Отелло». – М., 1969.
Шведов Ю.Ф. Шекспир: Исследования. – М., 1977.
Шведов Ю.Ф. Эволюция шекспировской трагедии. – М., 1975.
[вернуться
в начало документа]
Практическое занятие 6
Трагедия У. Шекспира «Гамлет»
План
- Трагедия «Гамлет» в контексте шекспировского творчества.
- Источники сюжета трагедии.
- Система образов:
а) образ Гамлета;
б) другие действующие лица (Горацио, Офелия,
Гертруда, Клавдий, Полоний, Лаэрт, Розенкранц,
Гильденстерн, Фортинбрас);
- Конфликт трагедии.
- Особенности композиции.
- «Гамлет» и мировая литература. Речь И.С. Тургенева «Гамлет и Дон Кихот».
Рекомендуемая литература
Тексты
Шекспир У. Гамлет.
Критические работы:
Смотрите литературу к практическому занятию 3
[вернуться
в начало документа]
Практическое занятие 7
Роман Сервантеса «Дон Кихот»
План
- Жанр романа в испанской ренессансной литературе.
- История создания романа Сервантеса «Дон Кихот».
Замысел автора и его воплощение. «Дон Кихот» как литературная
пародия (схема рыцарского романа, герой-рыцарь, стиль
произведения) и глубинный смысл романа (вечные типы и темы).
- Дон Кихот и Санчо Панса. Создание характеров в романе.
- Гуманистические мотивы романа.
- Особенности композиции романа.
- «Дон Кихот» в русской культуре. Дилемма «Гамлет и Дон Кихот».
Рекомендуемая литература
Тексты
Сервантес Сааведра М. де. Дон Кихот
Критические работы:
Багно В.Е. Дорогами «Дон Кихота»: Судьба романа Сервантеса. – М., 1988.
Державин К.Н. Сервантес: Жизнь и творчество. – М., 1958.
Сервантес и всемирная литература. – М., 1969.
Снеткова Н.П. «Дон Кихот» Сервантеса. – Л., 1970.
Степанов Г. Дон Кихот: Персонаж и личность // Сервантовские чтения. Л., 1985.
[вернуться
в начало документа]
Практическое занятие 8
Жанр сонета в поэзии эпохи Возрождения
План
- Сонет как поэтическая форма. Развитие жанра сонета в
европейской литературе (прочитайте сонет У.Вордсворта о
сонете и «Сонет» А.С.Пушкина)
- Сонет в творчестве Данте и Петрарки. Преодоление традиций
«сладостного нового стиля». Система поэтических образов.
Диалектика любовного чувства.
- Сонет в творчестве поэтов Плеяды. Основные циклы сонетов
Ронсара («Любовные стихотворения», «Новое продолжение любовных
стихотворений», «Сонеты к Елене»). Система поэтических образов
в них.
- Отличие английского сонета от классического (итальянского
и французского). Английские поэты-сонетисты XVI века (Т.Уайет,
Ф.Сидни, Э.Спенсер).
- У.Шекспир как мастер сонета. Тематика и система образов в
его сонетах. Их связь с драматургией Шекспира.
Рекомендуемая литература
Тексты
Английский сонет XVI-XIX веков/ Сост. А.Л.Зорин; Вст. статья А.Н.Горбунова. – М., 1990.
Европейские поэты Возрождения – М., 1974.
Западноевропейский сонет XIII-XVII веков: Поэтическая антология/ Вст. статья З.И. Плавскина. – Л., 1988.
Критические работы:
Бехер И. Философия сонета, или маленькое наставление по сонету// Бехер И. Любовь моя поэзия. – М., 1965.
Виппер Ю. Поэзия «Плеяды». – М., 1976.
История всемирной литературы: В 9 т. – М., 1989. – Т. 3.
Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: Учеб. для высш. учеб. заведений: В 2 т. – М., 2001.
Смотрите литературу к практическому занятию 2
[вернуться
в начало документа]
Практические занятия |
Темы | Часы |
1. Французский героический эпос. «Песнь о Роланде» | 2 |
2. «Божественная комедия» Данте | 2 |
3. Дж. Боккаччо и итальянская новелла эпохи Возрождения | 2 |
4. Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» | 2 |
5. Трагедии У. Шекспира | 2 |
6. Трагедия У. Шекспира «Гамлет» | 2 |
7. Роман Сервантеса «Дон Кихот» | 2 |
8. Жанр сонета в поэзии эпохи Возрождения | 2 |
[вернуться
в начало документа]
Уильям Вордсворт
РАЗРОЗНЕННЫЕ СОНЕТЫ. ЧАСТЬ II
Не хмурься, критик, не отринь сонета!
Он ключ, которым сердце открывал
Свое Шекспир; Петрарка врачевал
Печаль, когда звенела лютня эта;
У Тассо часто флейтой он взывал;
Им скорбь Камоенса была согрета;
Он в кипарисовый венок поэта,
Которым Дант чело короновал,
Вплетен, как мирт; он, как светляк бессонный,
Вел Спенсера на трудный перевал,
Из царства фей, дорогой потаенной;
Трубой в руках у Мильтона он стал,
Чье многогласье душу возвышало;
Увы, труба звучала слишком мало!
Пер. Арк. Штейнберга
[вернуться
в начало документа]
А.С.Пушкин
СОНЕТ
Сонет
Scorn not the sonnet, critic.
Wordsworth*.
Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.
И в наши дни пленяет он поэта:
Вордсворт его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.
Под сенью гор Тавриды отдаленной
Певец Литвы в размер его стесненный
Свои мечты мгновенно заключал.
У нас еще его не знали девы,
Как для него уже Дельвиг забывал
Гекзаметра священные напевы
* Не презирай сонета, критик. Вордсворт (англ.).
[вернуться
в начало документа]