ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Материал из ArtWiki

ИЗЛ средних веков и эпохи Возрождения

Планы практ.зан.


Практические занятия

№ 1. Французский героический эпос. «Песнь о Роланде»

№ 2. «Божественная комедия» Данте Алигьери

№ 3. Дж. Боккаччо и итальянская новелла эпохи Возрождения

№ 4. Роман Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

№ 5. Трагедии У. Шекспира

№ 6. Трагедия У. Шекспира «Гамлет»

№ 7. Роман Сервантеса «Дон Кихот»

№ 8. Жанр сонета в поэзии эпохи Возрождения

Приложение


Практическое занятие 1

Французский героический эпос. «Песнь о Роланде»

План

  1. Основные этапы развития средневекового эпоса.
  2. Французский героический эпос, его основные циклы.
  3. Историческая основа «Песни о Роланде», трансформация реальных событий и её связь с центральной (национально-религиозной) идеей поэмы.
  4. Сюжет и композиция «Песни о Роланде».
  5. Система образов.
  6. Художественные особенности поэмы. Эпическая гиперболизация, повторяемость и параллелизм на разных уровнях.
  7. Отражение действительности в эпопеях феодальной эпохи. Общие и отличительные черты национальных разновидностей героического эпоса («Песнь о Роланде», «Песнь о моём Сиде», «Песнь о Нибелунгах»).
  8. Проблема происхождения героического эпоса.

Рекомендуемая литература

Тексты

Песнь о Роланде.

Песнь о моём Сиде.

Песнь о Нибелунгах.

Критические работы:

Волкова З.Н. Эпос Франции. – М., 1984.

Жирмунский В.М. Народный героический эпос: Сравнительно-исторические очерки. – М. – Л., 1962.

Типология народного эпоса/ Отв. Ред. В.М. Гацак. – М., 1975.

Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. – М., 1960.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 2

«Божественная комедия» Данте Алигьери

План

  1. «Божественная комедия» в контексте творчества Данте. Связь поэмы с литературой видений, аллегорической поэзией средневековья.
  2. Композиция поэмы. Данте – «геометр»: гармония пропорций. Архитектоника загробного мира.
  3. Основные темы и образы произведения. Тенденции ренессансного мировоззрения.
  4. Аллегорический смысл «Божественной комедии», возможные толкования.
  5. Художественные особенности поэмы. Поэтическое мастерство Данте.
  6. Данте и мировая литература. Значение «Божественной комедии».

Рекомендуемая литература

Тексты

Данте Алигьери. Божественная комедия.

Критические работы:

Асоян А.А. «Почитайте высочайшего поэта…». Судьба «Божественной комедии» Данте в России. – М., 1990.

Баткин Л.М. Данте и его время. Поэт и политика. – М., 1965.

Голенищев-Кутузов И.Н. Данте. – М., 1967.

Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. Статьи и исследования. – М., 1975. – С. 13-34.

Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. – М., 1971.

Данте и всемирная литература. – М., 1967.

Мокульский С.С. Итальянская литература: Возрождение и Просвещение. – М., 1966.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 3

Дж. Боккаччо и итальянская новелла эпохи Возрождения

План

  1. Боккаччо и его время:
  2. а) формирование гуманистической культуры Ренессанса;

    б) начало творческого пути Боккаччо.

  3. Истоки итальянской новеллы эпохи Возрождения.
  4. Итальянские новеллисты эпохи Возрождения (проанализировать темы, образы, сюжеты, язык).
  5. «Декамерон» Дж.Боккаччо:
  6. а) структура «Декамерона»;

    б) тематическое многообразие;

    в) Образы «Декамерона»; утверждение ценности человеческой личности;

    г) языковая выразительность «Декамерона»;

    д) функция рассказчика в сборнике.

  7. Сатира и социальная критика в новеллах.
  8. Эротика в «Декамероне», открытие природного» человека.
  9. Гуманистические идеалы эпохи Возрождения и их художественное воплощение в «Декамероне»

Рекомендуемая литература

Тексты

Боккаччо Д. Декамерон. - М., 1989.

Боккаччо Д. Малые произведения. - Л., 1975.

Итальянские новеллы Возрождения. - М., 1984.

Французская новелла Возрождения. - М., 1988.

Критические работы:

Баткин Л. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989.

Бранка В. Боккаччо средневековый. - М., 1983.

Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. - М., 1961.

Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций. Лекция 2. – М., 1996.

Хлодовский Р. Декамерон: Поэтика и стиль. М., 1982.

Данте и всемирная литература. – М., 1967.

Мокульский С.С. Итальянская литература: Возрождение и Просвещение. – М., 1966.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 4

Роман Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

План

  1. Замысел и структура романа. Источники произведения Рабле. Литературная пародия в романе. Краткая характеристика 5-ти книг.
  2. Гуманизм в романе. Система обучения Гаргантюа: от схоластики к гуманизму (Тубал Олоферн и Понократ); письмо Гаргантюа к Пантагрюэлю; образование Пантагрюэля. Телемское аббатство. Идеал гармоничного человека.
  3. Образная система романа (Гаргантюа, Пантагрюэль, Панург, брат Жан).
  4. Проблема сатиры. Соотнесённость образов и событий романа с современной Рабле действительностью. Путешествие Панурга и Пантагрюэля: аллегорические картины жизни (острова Прокурации, Жалкий, папефигов и папоманов, Звонкий, Застенок и др.) Оракул Божественной Бутылки, смысл пророчества.
  5. Своеобразие художественного метода. Гротескно-комическая стихия романа. Связь с народной культурой. Материально-телесное начало жизни (физиологические процессы, мир вещей). Понятие «карнавальность», «амбивалентность», «универсальность праздничного смеха», «гротескный образ тела» в книге М.М.Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса».
  6. Особенности языка романа (выстраивание синонимических рядов, использование архаизмов, заимствование из греческого и латыни, переосмысление старого значения слов).

Рекомендуемая литература

Тексты

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль

Критические работы:

Артамонов С.Д. Ф.Рабле. – М., 1964.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1965, 1990.

Евнина Е.М. Франсуа Рабле. - М., 1948.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1982.

Пинский Л.Е. Смех Рабле // Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. - М., 1961.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 5

Трагедии У. Шекспира

План

  1. Жизнь У. Шекспира. Суть «шекспировского вопроса».
  2. Периодизация творчества Шекспира. Жанровое своеобразие его драматургии.
  3. Особенности и эволюция шекспировской трагедии (понятие трагического, конфликт, характеры и их развитие):
  4. а) «Ромео и Джульетта»;

    б) «Гамлет»;

    в) «Отелло»;

    г) «Король Лир»;

    д) «Макбет».

  5. Трагикомедии У. Шекспира («Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря»).

Рекомендуемая литература

Тексты

По плану практического занятия.

Критические работы:

Аникст А.А. Шекспир. – М., 1964.

Аникст А.А. Театр эпохи Шекспира. – М., 1965.

Аникст А.А. Шекспир: Ремесло драматурга. М., 1974.

Барг М.А. Шекспир и история. – М., 1979.

Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. Италия, Испания, Англия. – Л., 1973.

Левин Ю.Д. Русский гамлетизм // От романтизма к реализму: Из истории международных связей русской литературы. – Л., 1978. – С. 189-236.

Морозов М.М. Статьи о Шекспире. – М., 1964.

Морозов М.М. Шекспир, 1564-1616. – М., 1956.

Пинский Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии. – М., 1981.

Самарин Р.М. Реализм Шекспира. – М., 1964.

Смирнов А.А. Шекспир. – М. – Л., 1963.

Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Его герой и его время. – М., 1964.

Шведов Ю.Ф. Трагедия Шекспира «Отелло». – М., 1969.

Шведов Ю.Ф. Шекспир: Исследования. – М., 1977.

Шведов Ю.Ф. Эволюция шекспировской трагедии. – М., 1975.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 6

Трагедия У. Шекспира «Гамлет»

План

  1. Трагедия «Гамлет» в контексте шекспировского творчества.
  2. Источники сюжета трагедии.
  3. Система образов:
  4. а) образ Гамлета;

    б) другие действующие лица (Горацио, Офелия, Гертруда, Клавдий, Полоний, Лаэрт, Розенкранц, Гильденстерн, Фортинбрас);

  5. Конфликт трагедии.
  6. Особенности композиции.
  7. «Гамлет» и мировая литература. Речь И.С. Тургенева «Гамлет и Дон Кихот».

Рекомендуемая литература

Тексты

Шекспир У. Гамлет.

Критические работы:

Смотрите литературу к практическому занятию 3

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 7

Роман Сервантеса «Дон Кихот»

План

  1. Жанр романа в испанской ренессансной литературе.
  2. История создания романа Сервантеса «Дон Кихот». Замысел автора и его воплощение. «Дон Кихот» как литературная пародия (схема рыцарского романа, герой-рыцарь, стиль произведения) и глубинный смысл романа (вечные типы и темы).
  3. Дон Кихот и Санчо Панса. Создание характеров в романе.
  4. Гуманистические мотивы романа.
  5. Особенности композиции романа.
  6. «Дон Кихот» в русской культуре. Дилемма «Гамлет и Дон Кихот».

Рекомендуемая литература

Тексты

Сервантес Сааведра М. де. Дон Кихот

Критические работы:

Багно В.Е. Дорогами «Дон Кихота»: Судьба романа Сервантеса. – М., 1988.

Державин К.Н. Сервантес: Жизнь и творчество. – М., 1958.

Сервантес и всемирная литература. – М., 1969.

Снеткова Н.П. «Дон Кихот» Сервантеса. – Л., 1970.

Степанов Г. Дон Кихот: Персонаж и личность // Сервантовские чтения. Л., 1985.

[вернуться в начало документа]

 


Практическое занятие 8

Жанр сонета в поэзии эпохи Возрождения

План

  1. Сонет как поэтическая форма. Развитие жанра сонета в европейской литературе (прочитайте сонет У.Вордсворта о сонете и «Сонет» А.С.Пушкина)
  2. Сонет в творчестве Данте и Петрарки. Преодоление традиций «сладостного нового стиля». Система поэтических образов. Диалектика любовного чувства.
  3. Сонет в творчестве поэтов Плеяды. Основные циклы сонетов Ронсара («Любовные стихотворения», «Новое продолжение любовных стихотворений», «Сонеты к Елене»). Система поэтических образов в них.
  4. Отличие английского сонета от классического (итальянского и французского). Английские поэты-сонетисты XVI века (Т.Уайет, Ф.Сидни, Э.Спенсер).
  5. У.Шекспир как мастер сонета. Тематика и система образов в его сонетах. Их связь с драматургией Шекспира.

Рекомендуемая литература

Тексты

Английский сонет XVI-XIX веков/ Сост. А.Л.Зорин; Вст. статья А.Н.Горбунова. – М., 1990.

Европейские поэты Возрождения – М., 1974.

Западноевропейский сонет XIII-XVII веков: Поэтическая антология/ Вст. статья З.И. Плавскина. – Л., 1988.

Критические работы:

Бехер И. Философия сонета, или маленькое наставление по сонету// Бехер И. Любовь моя поэзия. – М., 1965.

Виппер Ю. Поэзия «Плеяды». – М., 1976.

История всемирной литературы: В 9 т. – М., 1989. – Т. 3.

Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: Учеб. для высш. учеб. заведений: В 2 т. – М., 2001.

Смотрите литературу к практическому занятию 2

[вернуться в начало документа]

 


Практические занятия
ТемыЧасы
1. Французский героический эпос. «Песнь о Роланде»2
2. «Божественная комедия» Данте2
3. Дж. Боккаччо и итальянская новелла эпохи Возрождения2
4. Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»2
5. Трагедии У. Шекспира2
6. Трагедия У. Шекспира «Гамлет»2
7. Роман Сервантеса «Дон Кихот»2
8. Жанр сонета в поэзии эпохи Возрождения2

[вернуться в начало документа]

 


Уильям Вордсворт

РАЗРОЗНЕННЫЕ СОНЕТЫ. ЧАСТЬ II

Не хмурься, критик, не отринь сонета!
Он ключ, которым сердце открывал
Свое Шекспир; Петрарка врачевал
Печаль, когда звенела лютня эта;
У Тассо часто флейтой он взывал;
Им скорбь Камоенса была согрета;
Он в кипарисовый венок поэта,
Которым Дант чело короновал,
Вплетен, как мирт; он, как светляк бессонный,
Вел Спенсера на трудный перевал,
Из царства фей, дорогой потаенной;
Трубой в руках у Мильтона он стал,
Чье многогласье душу возвышало;
Увы, труба звучала слишком мало!

Пер. Арк. Штейнберга

[вернуться в начало документа]

 


А.С.Пушкин

СОНЕТ

Сонет

Scorn not the sonnet, critic.
Wordsworth*.

Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

И в наши дни пленяет он поэта:
Вордсворт его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдаленной
Певец Литвы в размер его стесненный
Свои мечты мгновенно заключал.

У нас еще его не знали девы,
Как для него уже Дельвиг забывал
Гекзаметра священные напевы


* Не презирай сонета, критик. Вордсворт (англ.).

[вернуться в начало документа]

 

  • ИЗЛ средних веков и эпохи возрождения
  • ИЗЛ ХVII-XVIII вв.
  • ИЗЛ XIX века. Романтизм
  • ИЗЛ XIX века. Реализм
  • ИЗЛ к.XIX-н.XX вв.