Текст_Дмитрий и Александра Андреевы

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Увеличить лекала на миллиметровой бумаге в соответствии с масштабом 1 деление=2,5 см. Размер корсета соответствует стандартному 46 размеру.

Материалы: верхняя ткань - плотный шелк или лен -150 см при ширине 70 см; прокладка (дублюр) - тонкий лен, бязь - 70 см при ширине 150 см; подкладка - шелк, тонкий лен - 70 см при ширине 150 см; клеевая ткань средней плотности; металлические кости (концы костей обмотать скотчем и клейкой лентой во избежание прорывов ткани); пластиковая упаковочная лента, разрезанная вдоль на четыре равных пластины; плотная тесьма саржевого плетения шириной 2 см или косая бейка из ткани верха.

Аристократия выбрала себе новую забаву - услады мирной сельской жизни, невинные игры пастухов и пастушек, нежные трели соловья, уютные гроты и беседки для интимных встреч... Во всем наигранная скромность и театральная простота. На подмостки моды выходит английский стиль, отличавшийся сдержанной элегантностью (илл. 04). И к 80-м годам всю Европу охватила англомания. Повсеместно распространились изящные платья «англэз» S-образного силуэта с прилегающей спинкой и небольшим турнюром сзади (илл. 02, 03). Бюст приобрел очертания голубиного зоба, выдающегося вперед, в формировании которого в немалой степени участвовал и корсет. Складки Ватто забыты, а громоздкие французские фижмы теперь предпочитали носить только с бальным и парадным платьем.

Каноническим примером парадного платья является свадебное платье Екатерины II, представленное в экспозиции Оружейной палаты Московского Кремли. Корсаж платья полностью укреплен костями; 14 боковых тассет обшиты лайкой - их прятали под юбку. Однако шесть передних и двое задних тассет покрыты тканью верха- глазетом - и вышиты серебром. Как и весь корсаж, эти тассеты выпускали наружу (под ними пропускали пояс парадного шлейфа и крепили непосредственно под шнипом). Шнип парадного корсажа, в отличие от бального, слегка подбивали конским волосом или очесом, создавая легкий объем, отдаленно напоминающий «брюхо» мужского дублета конца XVI века или перед военной кирасы.

По мере роста использования этих нежных воздушных фактур в моде зародилось новое оригинальное направление. С 1780-х годов в Англии впервые появились свободные, простого кроя муслиновые и кисейные платья - рубашки (шемиз) с широкими кушаками, хорошо нам известные по портретам Виже-Лебрен, Левицкого, Боровиковского и т.д (илл. 01.05).

По легенде первой во Франции моду на шемиз ввела Мария-Антуанетта, крой которых позволил ей долгое время скрывать беременность. Позднее кушак немного сузился и поднялся выше линии талии. В 90-е годы женщины в основном уже носили простые стеганые корсеты, упомянутые выше, и корсеты из мягких материалов с небольшим количеством костей (илл. 07а). Корсет заметно уменьшился в объемах: талия стала выше, спинка - уже. а декольте - еще глубже. Тассеты начинались прямо от завышенной талии или же совсем отсутствовали (илл. 07в).

Преклонение перед «возвышенной простотой» античной Империи на рубеже веков окончательно упростило женский костюм. «Всю лишнюю ткань долой!», и...корсет превратился в простой пояс, а порой обходились и вовсе без него. Так прервалось долгое и славное царствование Его Величества Корсета.

В качестве образца для реконструкции мы предлагаем использовать лекала корсета 1790-х годов из книги Норы Во «Корсеты и кринолины». Несмотря на достаточную легкость и наличие лишь тонких костей, такие корсеты, сшитые из двух слоев мягкого голландского полотна, сохраняли крой предыдущих десятилетий. Этот тип корсета, возможно, продолжали носить в Англии вплоть до начала следующего столетия.

В пройму вшиты крылообразные крошечные рукава, которые должны были продолжаться кружевным каскадом оборок -ангажантов. По вырезу декольте также пришивали полосу кружев в соответствии с модными канонами второй половины XVII века, а спереди поверх кружева крепили драгоценный алмазный гарнитур. В экспозиции также представлено коронационное платье императрицы, корсаж которого максимально повторяет предыдущий, несмотря на разницу почти в 20 лет (илл. 06). До революции французский бальный корсаж сохранял складки Ватто, а по переду продолжали крепить богато украшенный стомак. Валери Стил в книге «Корсет» пишет о занятном различии между бытовыми корсетами двух стран: «Все, кто бывал в Англии, отмечают, что англичанки всегда шнуруются туже, чем француженки». С. Л. фон Пельниц, в 1733 году посетивший Англию, заметил, что «англичанки всегда туго зашнурованны, и увидеть здесь женщину без корсета равносильно тому, чтобы увидеть на улице парижанку при полном параде».

Обработка боковых деталей:

Проложить строчки для образования кулисок в соответствии со схемой. Вставить в каждую кулиску по две металлические кости. С изнаночной стороны в соответствии со схемой настрочить кулиски из льна. Вставить в кулиски пластиковую упаковочную ленту (в каждую кулиску по три из четырех пластин).

 

Обработка деталей спинки:

Края спинки в области отверстий и припуски по центру спинки проклеить полосой клеевой ткани шириной 5 см. Заутюжить припуски по центру спинки на изнаночную сторону. Отступив от края, проложить 3 строчки на расстоянии друг от друга - 1 см. В первую и третью образовавшиеся кулиски вставить металлические кости.

Вдоль средней кулиски обработать отверстия для шнуровки. В соответствии со схемой проложить строчки для образования кулисок. Вставить в каждую кулиску по две металлические кости.

Стачать детали полочки, боковые детали и детали спинки между собой двойной строчкой (длина стежка - 2 мм). Притачать лямки. Обработать верх и низ корсета тесьмой или косой бейкой. Выкроить все детали из подкладки и стачать все детали двойной строчкой (длина стежка - 2 мм).

Подшить подкладку с изнаночной стороны корсета вручную, отступив от края каждой детали спинки на 2 см. По переду обработать отверстия для шнуровки вручную мулине или поставить люверсы.

Со второй половины XVIII века корсетное производство медленно пошло на спад. Мастерам, сообразуясь с модой, приходилось лишь менять направление костей (илл. 10). Количество швов стало постепенно сокращаться. Теперь корсет мог состоять всего из шести частей. 2 детали по переду, 2 - по спинке и 2 - детали лямок. Линия декольте при достаточно высокой спинке опустилась ниже (илл. 07). Корсеты этого времени покрывались по большей части гладким шелком или хлопком (илл. 09). Платье «англэз» подразумевало наглухо застегнутый лиф (илл. 02, 03), следовательно, стомак, как декоративный элемент, полностью исчерпал себя и превратился лишь в конструктивное дополнение. Передний центральный шов корсета иногда до конца не зашивали, оставляя разъем, соединенный шнуровкой (илл. 08, 09). Видимо, путем регулирования шнуровки стало возможно выделить активнее грудь в соответствии с новым силуэтом. К 1770-м годам француженки стали носить облегченные бельевые корсеты из стеганого льна без костей, подобные домашним жакетам. Застегивались они спереди при помощи лент либо пряжек. В 1785 году модный журнал The Ladies Magazine не без преувеличения сообщает английским читательницам: «Французские леди уже не носят ничего кроме стеганых жилетов, называемых «un korset» без каких-либо уплотнителей».

Но не следует забывать про парадный и бальный корсажи. С изменениями, произошедшими в моде около 1680-го года, стало понятно, что полностью обнаженные плечи и жесткий тугой корсаж - превосходный «плацдарм» для демонстрации драгоценностей, густой вышивки, дорогой парчи и кружев. Потому-то этот корсаж и сохранился практически в первозданном виде вплоть до революции 1789-го года. Стечением времени могло меняться лишь направление швов, но местоположение лямок, пролегающих ниже плеча, оставалось неизменным. В Европе и России подобные корсажи носили с юбками на огромных плоских фижмах и с длинным пристежным шлейфом (илл. 11).