Люди в твиде

По химическому составу шерстяное волокно представляет собой белок - кератин. Шерсть очень хорошо, но достаточно медленно впитывает влагу, отличается малой теплопроводностью, стойкостью к кратковременному воздействию высоких температур, высокой растяжимостью, упругостью. Именно поэтому шерстяные ткани в изделиях хорошо сохраняют форму, мало сминаются. Разведение мериносовых овец, дающих сильно завитую, мягкую и тонкую шерсть, на индустриальную основу впервые было поставлено в Испании. Естественно, вывоз мериносов был строжайше запрещен. Испанцы сохраняли монополию поставщиков шерсти для всего мира вплоть до 1760 года.

Позднее наиболее крупным поставщиком шерсти становится Австралия, а наряду с шелковым путем возникают и «шерстяные». Австралия и поныне дает третью часть мирового производства шерсти. Изображение головы овцы даже запечатлено на гербах двух австралийских штатов - Квинсленда и Виктории.

В Англии в средние века шерсть считалась самым драгоценным достоянием королевства. Об овцах говорили, что они превращают песок в золота, а по приказу Эдуарда III мешок с овечьей шерстью был водворен даже в палату лордов, где находится до сих пор. Вот уже более 600 лет лорды-канцлеры ведут заседания, восседая на мешке, - ничего не поделаешь, традиция! Многие из известных сегодня шерстяных тканей были созданы умелыми руками ткачей Англии и Шотландии. В XVIII веке в горной местности Чевиот-Хилс (Cheviot Hills), в Англии была выведена порода овец, дающих очень кудрявую, но грубую шерсть, которая получила название шевиот (Cheviot). Шерсть этих овец, как правило, серая или черная, используется для изготовления ткани «шевиот». Это мягкая ткань саржевого переплетения, сотканная довольно редко и подвергнутая валянию и стрижке. Она пользовалась большим успехом во все века, не забыта и сейчас.

Любимый англичанами твид, комфортный и элегантный, «родился» в Шотландии и его название происходит от реки Твид (Tveed), по берегам которой располагались основные места производства этой ткани. Первоначально твидом назывались кустарные ткани полотняного переплетения, изготовленные из шерсти ручной выработки довольно грубых сортов, с одноцветными нитями основы и разноцветными - утка. В настоящее время этим словом называют все ткани, изготовленные из аппаратной пряжи, имитирующие ручную работу и имеющие шершавую поверхность и характерную цветовую гамму. Поверхность ткани может быть пронизана узелками или отличаться живописным колоритом благодаря разноцветной уточной нити. Сегодня даже трикотажные полотна имитируют внешний вид этих тканей. Начиная с эпохи Средневековья и поныне, подлинный твид ткут из пряжи ручного прядения, которая придает готовой ткани некоторую грубоватость, характерную упругость и легкую ворсистость. Твид очень популярен в Шотландии, так же как и традиционный рисунок в клетку -тартан, который имеет свои отличительные черты и определяет соответствие определенному клану, поэтому региональную принадлежность «человека в твиде» в Англии и Шотландии можно легко было определить по характерному рисунку и качеству ткани. Твиды ручной работы всегда имели своих верных почитателей. Люди с хорошим вкусом не жалели денег на «вечную» ткань уникальной фактуры и сложного, но во все времена привлекательного колорита. Характерная цветовая гамма твидовых тканей делает хорошо продуманный костюм не бросающимся в глаза и в то же время подчеркивает умение хозяина выглядеть, как принято, умеренно и вместе с тем стильно. Это особое искусство - быть индивидуальностью в среде, где надо быть «как все».

Начиная с 30-х годов прошлого века, твид становится основой модных коллекций тканей, потеснив фаворитов середины двадцатых - мягкие, легкие и дорогие шерстяные ткани «каша» и «бурафиль», сделанные из шерсти тибетских коз. Достаточно вспомнить приверженность твиду Габриэль Шанель. Ей очень нравились британские твиды, с которыми она успешно работала. Возможно, в этом увлечении «повинен» один из героев ее многочисленных романов, герцог Вестминстерский, один из самых богатых людей Англии того времени. Шанель объединила твидовые юбки со свитерами, дополнив свои модели знаменитыми бусами из искусственного жемчуга. Манера Шанель носить оригинальные, но часто поддельные, украшения с повседневными пуловерами или костюмами из твида производила потрясающий эффект и стала узнаваемой приметой ее стиля.

Твидовый костюм с жакетом без воротника, украшенным тесьмой, и юбкой до середины колена, который Коко впервые представила в 1954 году, стал называться костюмом Шанель. Этот костюм, дополненный не менее знаковыми аксессуарами - жемчужными бусами, брошами из разноцветного стекла и стеганой сумочкой с цепочками через плечо, - хотели иметь женщины во всем мире. Много лет спустя этот образ в новых интерпретациях будет появляться в коллекциях многих знаменитых кутюрье.

В 30-е годы во многом благодаря кино популярность твида чрезвычайно выросла. Голливуд процветал, мужественные герои фильмов держались свободно и раскованно, чему способствовал стиль костюмов, отличавшихся хорошим вкусом: они никогда не были ни броскими, ни вульгарными. Кинематограф верен «вечной» ткани и поныне: достаточно вспомнить английский телевизионный сериал «Дживс и Вустер», который вполне может претендовать на роль энциклопедии твида.

Сегодня твид снова в центре внимания дизайнеров модной одежды. Многие из них используют в своих коллекциях эту ткань. Рост популярности твида они объясняют изменением взглядов людей на то, что действительно можно считать фешенебельным. Сегодня люди хотят иметь ткани, обладающие собственной сущностью, ткани, которые по своим качествам действительно роскошны. В этом - новое отношение ко всему натуральному, сменившее увлечение синтетикой, которое отмечалось в последнее время.

Сегодня снова ценится мастерство, которое видно в каждом переплетении нитей. Натуральные шерстяные ткани находят все больше поклонников, что очень характерно для твида - фаворита зимних сезонов. Вновь появилось множество почитателей английского стиля и семейства твидовых тканей. Основное количество твидов сегодня производится машинным способом, но все-таки существует еще довольно большой рынок тканей, вытканных на ручных станках из пряжи ручного производства. Их главное достоинство - чем больше их носишь, тем лучше они становятся. Твид из природноокрашенных нитей прекрасно «вписывается» в экологическое направление. Многим известен и особо любим самый ценный и уникальный по своим свойствам твид -харрис», названный так по месту его происхождения - острову Харрис. Он отличается характерной фактурой поверхности, тональностью колоритов, отражающей богатство и разнообразие природных пейзажей Шотландии.

ШЕРСТЯНАЯ ПРЯЖА - ОДИН ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ ВИДОВ ВОЛОКОН ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ (ШЕРСТИ ОВЕЦ, КОЗ, АЛЬПАКИ, ЛАМЫ, ВЕРБЛЮДА И Т.Д.), ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОДЕЖДЫ.

ДЛИНА ТАКИХ ВОЛОКОН МОЖЕТ БЫТЬ ОТ 5 ДО 20 СМ, А ТОЛЩИНА ОТ 15 ДО 90 МКМ.

Текст_Барбара Венгер