Крой для вечности

История кроильного искусства в Западной Европе по существу начинается с романской эпохи (Х-ХИ вв.). Все было ново для мастеров, осуществлявших первые конструктивные опыты с античной туникой - основной одеждой жителей средневековья. Практически безразличное к индивидуальному и физическому складу человека, это простое по конструкции, но стильное платье к концу XV столетия превратилось в костюм с ярко выраженным личностным началом. В нем проявились не только нормы художественных направлений в искусстве, национальные привязанности, но и вкусовые пристрастия заказчиков, неуемная фантазия и мастерство портных. Крой женского костюма раннего европейского средневековья развивался в русле и под воздействием эстетических принципов романского стиля с его плоскостной концепцией, характерными для него простотой и конструктивной ясностью, целесообразностью и рационализмом художественного мышления. Женский образ, изображаемый в миниатюрах, эмалях, на надгробных плитах, кажется данью его художественным законам.

При всей грациозности и хрупкости модная фигура достаточно устойчива за счет широкой, падающей к стопам, юбки. Схематично, композиционно - это треугольник, основанием обращенный книзу. Форма проста, легко обозрима, носит плоскостный характер. Эталону женской красоты в средневековой Европе соответствовали узкие покатые плечи (илл. 1), плоская грудь, силуэт со скользящей линией, которая, не прерываясь на талии, плавно перетекала к бедру, сбегая по диагонали вниз.

МОДА РАЗВИВАЕТСЯ ПО СПИРАЛИ, И СЕГОДНЯ В ПОИСКАХ НОВЫХ (ИЛИ ХОРОШО ЗАБЫТЫХ СТАРЫХ) ЭЛЕМЕНТОВ МЫ ВНОВЬ ОБРАЩАЕМСЯ К ИСТОРИИ.

СЕРИЮ ПУБЛИКАЦИЙ В РУБРИКЕ «ЭВОЛЮЦИЯ КРОЯ» ПРОДОЛЖАЕТ МАТЕРИАЛ ОБ ОПЫТЕ ПОРТНЫХ РОМАНСКОЙ ЭПОХИ.

Эстетика женского облика во многом определялась плоскостным решением кроя: преимущественно цельнокроеная одежда, отсутствие вытачек, прямая пройма, расширение одежды за счет боковых срезов. Таким образом, главная особенность кроя женского костюма раннего средневековья - сделать фигуру предельно плоской, создать впечатление ее расположения в двухмерном пространстве. Складки юбки, ложащиеся по сторонам, оставляли фронт и спину гладкими, а фигура оказывалась словно развернутой в одной плоскости (илл. 3).

Этот конструктивный стиль с различными модификациями, не выходившими, однако, за рамки плоскостной концепции, можно рассматривать как базовый в европейском женском костюме Х-ХIII веков/ Затем к XV столетию прослеживается его преобразование в направлении преодоления этой закономерности и выработки приемов создания объемной формы костюма.

Крой шенс - одна из базовых конструкций - прослеживается в изобразительном искусстве на протяжении нескольких веков и целиком в форме сорочки, позже - котт (платье), и в отдельных деталях: форма проймы, рукава и др.

Два совершенно плоских полотнища ткани сшиваются по плечевым и боковым срезам, плотно обхватывая торс. Слегка скошенный от плеча к линии груди срез обеспечивает необходимый припуск на бюст (это как бы переведенная в пройму вытачка). Подобным приемом решается проблема сглаживания формы бюста: ткань посредством кроя сдвигается в сторону, ближе к рукаву.

Срезы от линии груди вниз убирают излишек ткани в талии, которая еще более зауживается шнуровкой, и расширя­ются от бедер под углом (иногда прямым, см. илл. 7}, зависящим от ши­рины юбки. Диагональное направление проймы, соединяясь с прямой головкой рукава, определяет его расположение кверху, обеспечивая полную свободу движения рук (см. илл. 3). Плоскостными и линейными средствами, на первый взгляд кажущимися простейшими, средневеко­вые мастера достигали большой изысканности формы (илл. 7), отвечая эстетическим требованиям современников, о чем свидетельствуют не только изображения, но и многочисленные описания внешности средне- вековых красавиц. Поэт, живший в XII столетии, восхищенный обликом своей избранницы, описывает его, останавливаясь на ценимых эпохой нюансах фигуры:

«Платье было на ней, расшитое перлом и златом…

Пояс дивной красы...

Нежным объятьем облек чресла моей госпожи…

Грудь под тканью одежд нигде не виднелась сосками -

Стянуты туго они или уж очень малы.

Девушки груди свои нередко бантом пеленают,

Ибо для взгляда мужчин полная грудь не мила...»

Особенность плоскостного кроя прекрасно «работала» на создание модного субтильного типа женщины. Тот же характер кроя используется и в многочисленных верхних безрукавных одеждах - от скромного девичьего блио (илл. 5) до роскошного «королевского «сюрко» (илл. 4), которое шили из драгоценных тканей с горностаевой оторочкой, -придававших костюму разнообразие.

Впечатление мягкости, женственности, пластичности стиля, созданного мастерами той далекой поры, остаются неизменными при конструктивных модификациях, вносящих в базовую конструкцию композиционное разнообразие (илл. 6). На чертеже сюрко XII в. (илл. 6) переднее полотнище состоит из двух частей, линия отреза проходит под грудью. Овальные выступы кокетки посаживаются при соединении с соответствующими вырезами нижней части, обеспечивая облегание бюста. Сзади одежда - цельнокроеная со шлейфом. Шнуровка в боковых швах, срез проймы - прямой с наклоном, что позволяет использовать рукав базового кроя.

Тем же целям композиционного и пластического множества служат ленто- и крылообразные, балоно- и мешкоподобные рукава (илл. 2). В стелющихся по земле, изгибающихся, льнущих к телу, причудливых рукавах художники - современники этой моды - находили источники светотеневой моделировки изображения, приемы графического линейного рисунка, несколько условного, скованного, но сообщающего женскому облику особую притягательную силу легких волнообразных округлых изгибов, грациозных движений.

Показанные здесь образцы одежд романо-готических модниц, воплощенные в материале студентами под руководством автора статьи, прекрасно уживаются с современной эстетикой, где простота кроя, создающего эффектную свободную пластику вещи, доступность исполнения чертежа, не требующего профессиональных навыков, технологическая элементарность являются синонимами удобства и красоты. На практике поработав с этим материалом, требующим в отдельных случаях некоторой корректировки и внимания к цифровым данным, студенты зачастую приобщают выполненные опытные образцы к своему гардеробу - все зависит от фактуры ткани и расцветки. Большие плоскости этих просторных одежд располагают иных энтузиастов к росписи в технике батик. Немного смелой озорной фантазии - и история становится сегодняшним днем.

 Текст_Галина Галаджева