Обучающие игры на уроках черчения
В 2001 г. наша школа отметила 100-летний юбилей. Ее учителя не только бережно сохраняют многолетние традиции обучения и воспитания школьников, но и создают новые, которые передаются следующим поколениям педагогов. Так, я на уроках черчения уже много лет провожу обучающие игры.
Игровая форма занятий позволяет увлечь школьников, полнее выявить их смекалку, эрудицию, нестандартность и гибкость мышления, повысить интерес к изучаемому предмету. Введение игровых ситуаций на уроках создает положительный эмоциональный настрой. Используя игру как форму организации учебно-воспитательного процесса, учитель решает ряд задач: привлекает учащихся к активному самостоятельному усвоению и закреплению материала, выявляет уровень их знаний и умений, формирует потребность реализовать свои возможности в практической деятельности.
Приведу в качестве примера описание игры «Эрудит», которую провожу в 8-м классе при изучении темы «Проецирование». В игре принимают участие все ученики класса. Каждый из них получает по две фишки (картонные кружки) и карточки с крупными цифрами от 1 до 5.
Игра состоит из четырех туров. Перед каждым из них учитель вывешивает на доске заранее подготовленные плакаты с вариантами ответов на соответствующие вопросы. Ученики поднимают карточки с верными, по их мнению, номерами ответов.
1-й тур. «Нахождение третьего вида по двум данным и аксонометрической проекции» (рис. 1)
Варианты ответов показаны на рис. 2.
2-й тур. «Загадочные проекции простых тел»
1. Какое простое тело имеет проекцию в виде круга?
Варианты ответа:
1) цилиндр,
2) пирамида,
3) конус,
4) куб,
5) шар.
2. Какое геометрическое тело имеет горизонтальную проекцию в виде круга, а фронтальную — в виде треугольника?
Варианты ответа:
1) цилиндр,
2) пирамида,
3) конус,
4) куб,
5) шар.
3. Определите по двум проекциям, какое геометрическое тело имеет фронтальную и профильную проекции в виде прямоугольника.
Варианты ответа:
1) 4-угольная призма,
2) 6-угольная призма,
3) 3-угольная призма,
4) цилиндр,
5) пирамида.
4. Какое геометрическое тело имеет фронтальную и профильную проекции в виде прямоугольника, а горизонтальную в виде треугольника?
Варианты ответа:
1) 4-угольная призма,
2) 6-угольная призма,
3) 3-угольная призма,
4) цилиндр;
5) пирамида.
3-й тур. «Найди предмет по описанию»
1. Параллелепипед расположен на плоскости красной гранью к ученику, желтая грань слева, а синяя — сверху.
2. Параллелепипед расположен на плоскости желтой гранью вверх, красной гранью к ученику, синяя грань слева.
3. Первый параллелепипед расположен желтой гранью вверх, синей — к ученику, красная грань — слева. Второй параллелепипед стоит на верхней (желтой) грани первого, синей гранью к ученику, красной вверх, желтая — слева.
4. Два параллелепипеда расположены так, что при взгляде на них спереди они образуют прямой угол из синих граней.
5. Три параллепипеда расположены так, что при взгляде спереди образуют букву П из синих граней.
Варианты ответов представлены на рис. 3.
4-й тур. «Установи взаимосвязь между видами» (рис. 4)
Варианты ответа представлены в таблице









Кленкова А. П., учитель черчения
Пестяковской средней школы, Ивановская обл.