Лабораторный универсальный комплекс «Лукошко» для общеобразовательной школы
В результате исследовательского поиска, проведенного творческой группой конструкторского ученического бюро, обозначилась потребность в более совершенной учебно-материальной базе для подготовки и проведения интегрированного лабораторного практикума по электрорадиотехнологии, повышении безопасности при работе с электрическими цепями и приборами и выполнении творческих проектов по этому разделу программы.
Цель: разработка и изготовление лабораторного универсального комплекса «Лукошко» для общеобразовательной школы, позволяющего выполнять лабораторно-практические работы по электротехнике, радиоэлектронике, автоматике и цифровой электронике.

Исследования, проведенные в процессе работы над проектом
• Изучение и анализ учебной и специальной литературы ло технике, охране труда.
• Исследование существующих методик лабораторных практикумов по физике (электродинамике), электротехнике, радиоэлектронике, автоматике с применением видеосъемки и хронометража учебных занятий.
• Апробирование предлагаемых методик проведения лабораторных работ с применением вновь разработанного оборудования.
• Обработка опытно-экспериментальных данных с применением ЭВМ и корректирование элементов объектов проектирования.
Основные достоинства лабораторного комплекса «Лукошко»
1. Наличие множества энергоносителей, в том числе автономного источника низкого (12В) трехфазного напряжения.
2. Возможность выполнения сборки электрических цепей без применения проводных соединителей.
3. Возможность выполнения лабораторно-практических работ по различным разделам: электротехнике, радиоэлектронике, автоматике.
Практическое использование лабораторного комплекса «Лукошко» в течение учебного года показало его большое значение для выполнения творческих проектов по электрорадиотехнологии.
Описание основных узлов лабораторного комплекса «Лукошко»
1. Панель установочных элементе и съемных стендов предназначена для подключения установочных элементов к шинам узловых соединителей. Она соединена с панелью узловых соединителей 24 шинами, которые проходят через контакты модуля контрольных точек узловых соединителей, причем 14 из 24 шин имеют соединение и контактами разъема поля съемных приборных панелей. Панель установочных элементов и съемных стендов снабжена системой параллельно соединенных клемм — зажимов, облегчающих подключение установочных элементов с гибкими выводами. Съемные стенды закрепляются на ней двумя винтовыми зажимами. На панели размещены также динамическая головка и кнопка с нормально замкнутыми контактами, работающая на отключение электрической цепи (источник регулируемого напряжения 0-10 В).
2. Поле съемных приборных панелей содержит; стойки крепления приборных панелей и разъем-соединитель с 14 контактами; компрессор на базе микроэлектродвигателя с воможностью его реверсивного включения; разъем с винтовыми зажимами для подключения кабеля трехфазного напряжения (12 В переменного тока) внешней электросети; выходной трансформатор, рассчитанный на подключения динамической головки мощностью 0,25-0,5 Вт со звуковой катушкой сопротивлением 6-10 0м; электропатрон для сигнальной лампы с винтовыми зажимами.
3. Панель узловых соединителей состоит из 24 вертикальных контактных стержней с ползунковыми замыкателями, под которыми расположены горизонтальные контактные стержни для 12 узловых точек, промаркированных буквами А, Б, 8, Г, Д Ё, Ж, 3, И, К, Л, М. Основное функциональное назначение панели узловых соединителей — электрическое соединение каждого из 24 контактных стержней с любой из 12 узловых точек с помощью ползунковых замыкателей. А поскольку вертикальные контактные стержни через шины узловых соединителей связаны с клеммами — зажимами панели установочных элементов, то возможна сборка электрических цепей с использованием установочных элементов без применения дополнительных соединительных проводов.
4. Модуль контрольных точек узловых соединителей представляет собой 24 линейно расположенные контрольные точки — контакты для тестирования состояния ползунковых замыкателей и параметров установочных элементов, включенных в цепь через панель установочных элементов.
5. Блок измерительных приборов включает: электронный осциллограф Н 3013, прибор проверки параметров полупроводниковых триодов, магазин резисторов Р-33, магазин емкостей «Интеграл», набор съемных приборных панелей для измерений в цепях постоянного и переменного тока.
6. Банк установочных элементов (рис. 2) состоит из элементов, выполненных на основе типовых резисторов, конденсаторов, транзисторов, диодов, герконов, ламп накаливания и некоторых других, заключенных в полиэтиленовые пеналы с гибкими выводами со штекерами.

7. Блок источников питания представляет собой набор преобразователей электрического напряжения, в который входят стабилизированный источник электрического напряжения 0-ЗОВ с электронной защитой, электронные преобразователи электрического напряжения (6 В постоянного тока в 50 6 переменного и 12 В постоянного тока в 100 В постоянного тока), машинный преобразователь 12 В постоянного тока в 12 В трехфазного переменного тока, понижающий трансформатор 220 /4,12, 20, 36 В, батарея аккумуляторов 3x1,25 В, 10 А-ч, батарея аккумуляторов 10x1,25 8, 1,5 Ач.
8. Базовый стенд первого уровня предназначен для сборки электрических цепей, поиска и устранения в них неисправностей. Имеет набор основных элементов, входящих в состав бытовых электроприборов: выключатели, соединители, эпектропатроны и др.
9. Базовый стенд второго уровня предназначен для сборки разветвленных электрических цепей. Заложенная в нем универсальная основа электрических соединений предполагает возможность сборки с минимальной дополнительной коммутацией.
Основные технологические операции при выполнении лабораторного комплекса «Лукошко»

1. Макетирование модулей основных узлов в комплексе.
2. Изготовление заготовок из металла.
3. Пайка установочных элементов с помощью технологического устройства «третья рука» (рис. 4).
4. Сверление отверстий с использованием кондукторов.
5. Общий монтаж комплекса.
6. Изготовление надписей на лицевых панелях с помощью печатного устройства.
7. Термообработка деталей из пластмасс на специальном технологическом оборудовании.
Безопасные приемы труда при выполнении проекта
В нашем случае особого внимания требуют мероприятия по охране труда при производстве радиоэлектронной аппаратуры (РЭА). Электромонтажные работы ведутся в основном с применением пайки. В состав припоев входит свинец, поэтому без применения необходимых мер защиты возможно отравление организма свинцом с изменениями в нервной системе, крови и сосудах человека. Флюсы, применяемые при пайке (канифольно-спиртовой, хлористый цинк), токсичны. Канифоль вызывает раздражение кожи, появление сыпи. Предусматривается специальная, плотно закрытая тара для хранения припоев, флюсов и других химических веществ. Рабочее место, где осуществляется пайка, оборудуется местной вытяжной вентиляцией, обеспечивающей концентрацию свинца в рабочей зоне не больше предельно допустимой —0,01 мг/м3.
Поражение электрическим током опасно для жизни человека. Электрический ток оказывает тепловое (ожог), механическое (разрыв тканей), химическое (электролиз) и биологическое (сокращение мышц, паралич дыхания или сердца) воздействия. Степень влияния электрического тока на организм человека зависит от силы тока, его напряжения и частоты, продолжительности воздействия, путей прохождения тока и индивидуальных особенностей организма человека. Опасным для человека является ток больше 10 мА, при котором человек все же может освободиться от токоведущих частей. Ток 50 мА вызывает тяжелое поражение, а ток 100 мА, воздействующий более 1-2 с, является смертельным.
Переменный ток с частотой 50-1000 Гц для человека опаснее, чем постоянный, но при напряжении свыше 300 В опасность постоянного тока резко возрастает.
Для предотвращения поражения электрическим током необходимо строго соблюдать правила безопасности труда. Напряжение электроинструмента при проектной работе выбрано не превышающим 50 В. Напряжение паяльника — 42 В.
Расчет себестоимости лабораторного комплекса
Общая себестоимость комплекса в значительной степени зависит от себестоимости основных узлов. Себестоимостью изделия принято считать сумму затрат на изготовление и реализацию изделия. Ее можно определить по формуле:
С - Мзп + Мзр + Роп + Ао + Очес + Окр + + 3др,
где: С — себестоимость продукции;
Мзп — материальные затраты на производство продукции;
Мзр — материальные затраты на реализацию продукции;
Роп — расходы на оплату труда;
Ао — амортизационные отчисления на восстановление основных производственных фондов;
Очсс — отчисления на государственное социальное страхование;
Окр — оплата по краткосрочным кредитам банка, кроме процентов по просроченным ссудам, выделенных на пополнение собственных оборотных средств;
Здр — другие затраты на производство и реализацию продукции, включая расходы по всем видам ремонтов основных производственных фондов.
В нашем случае материальные затраты складываются из стоимости основных узлов комплекса, перечисленных в таблице (цены указаны по состоянию на начало 2003 г.).
| Наименование основных узлов | Количество (шт.) | Цена (тыс. руб) | Сумма (тыс. руб) |
| Панель установочных элементов и съемных стендов | 1 | 2,2 | 2,2 |
| Стенд комплекса с полем съемных приборных панелей | 1 | 3,1 | 3,1 |
| Панель узловах соединителей | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Модуль контрольных точек узловых соединений | 1 | 0,15 | 0,15 |
| Блок измерительных приборов | 1 | 5,25 | 5,25 |
| Банк установочных элементов | 1 | 1,5 | 1,5 |
| Блок источников питания | 1 | 2,3 | 2,3 |
| Базовый стенд первого уровня | 1 | 0,3 | 0,3 |
| Базовый стенд второго уровня | 1 | 0,3 | 0,3 |
| Итого | 15,6 |
В нашем случае материальные затраты складываются из стоимости основных узлов комплекса, перечисленных в таблице (цены указаны по состоянию на начало 2003 г.).
Так как в данном случае речь идет о разовом изготовлении комплекса, то себестоимость можно признать равной материальным затратам 15600 руб.
Элементы развития лабораторного комплекса «Лукошко»
В рамках данного проекта были созданы модель робота МР-2 с дистанционным управлением и лабораторный стенд с автономным источником питания для изучения работы стабилитрона и стабистора (рис. 5) в старших классах по разделу «Электродинамика» курса физики. Отдельные узлы робота МР-2 можно использовать в лабораторно-практических работах, проводимых на лабораторном комплексе «Лукошко», к примеру, «голову» — в качестве мультивибратора, радиоприемника, световых и звуковых датчиков, «туловище» — в качестве блока питания.
Методика выполнения практической работы на базе лабораторного комплекса «Лукошко»
Особенностью сборки электрических цепей на основе лабораторного комплекса является коммутация с помощью ползунковых соединителей на панели узловых соединителей. При этом не используются соединительные провода, что облегчает сборку цепей, уменьшает вероятность ошибки, сокращает время сборки электрических схем на 25-30%, высвобождает дополнительное время на анализ результатов в ходе лабораторного практикума.

Перед выполнением практической работы необходимо осуществить следующие операции;
1. Присвоить порядковый номер каждому выводу установочного элемента на принципиальной электрической схеме, причем числа, обозначающие выводы, должны быть смежными в числовой последовательности (1-2; 6-7; 10-11-12 и т.д.) (рис. 6).
2. Обозначить буквами русского алфавита (от А до М) все точки узловых соединений выводов установочных элементов на принципиальной электрической схеме (рис. 7).
3. Отобрать из банка установочных элементов необходимые для выполнения данной практической работы.
4. Записать для каждого узла условную формулу, описывающую электрическое соединение выводов установочных элементов (рис. 7). В нашем случае для узла (А} —формула [1G1+3R1]; узла (Б) — формула [4R1+7C1+5R2]; узла (В) —формула [6R2+8C1+10SA1]; узла (Г) — формула [9SAU2G].
5. На панели узловых соединителей подключить ползунковые замыкатели к узлам, пользуясь условными формулами электрических соединений.
6. С помощью омметра или другого тестирующего устройства проверить правильность коммутации, выполненной в п. 5. Для этого предусмотрены контрольные точки на модуле контрольных точек узловых соединителей.
7. Подключить заранее отобранные установочные элементы к соответствующим клеммам на панели установочных элементов и съемных стендов.
8. Далее лабораторную работу выполнять согласно методическим указаниям, разработанным для конкретной работы.