|
|||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Cпортивные игры |
|
|
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
Классификация подвижных игр Требования к подвижным играм. Специфика подвижных игр Этапы подвижных игр Организация обучения подвижным играм
|
Выбор и этапы подвижных игр, направленных на повышение
технической и тактической подготовки лыжников. Овладение
техникой и тактикой начинается с первых шагов, т.е. с подводящих игр и
специальных игровых упражнений. Реализация
принципа сознательности и активности при изучении техники передвижения на
лыжах заключается в осознании цели, задач, результата выполнения
отдельного упражнения и умении самостоятельно контролировать и оценивать
свои двигательные действия. Наиболее
сложные элементы техники лыжного спорта (ходы, переходы, повороты в
движении, прыжки) рекомендуется изучать в три этапа:
На этапе первоначального изучения разучивают элементы техники, затем осваивают
способ передвижения в целом. Особенности этой стадии изучения следующие:
недостаточная точность движений в пространстве и времени, неточность
мышечных усилий, неустойчивость ритма передвижений, наличие излишних движений.
При этом обучающиеся затрачивают много лишних усилий и при этом выполняют
движения при общей напряженности всех или большинства мышц тела. Все это
обуславливает повышенную утомляемость, недостаточную работоспособность. Для
этого нужно проводить подвижные игры, которые совершенствуют координацию
движений и быстроту. Игры,
совершенствующие равновесие и координацию лыжника целесообразно проводить в
первой половине основной части урока. Подбирая
игру, ту или иную, следует учитывать возраст, физическую подготовку,
условия проведения игры. Эти
качества можно развивать в таких подвижных играх, как: «Прокладка железной
дороги», «Поезд», «Веер», «Змейка», «сороконожка на лыжах», «Салки».
«Прокладка железной дороги» учащиеся выстраиваются в шеренгу боком по
направлению движения с интервалом 1 м. Передвигаются приставным шагом, прокладывая
«железную дорогу». Выигрывают те, у кого ровнее и четче проезжая лыжня
на снегу. На
втором этапе обучения необходимо решить три задачи: На
этом этапе обучения возрастает роль сознательности и активности обучающихся.
Для этого нужно давать по возможности полную информацию о закономерностях
и условиях применения разученных действий, побудить к глубокому анализу
техники и результатах своей работы. Овладевать элементами техники
целесообразно на фоне целостного выполнения изучаемого способа передвижения.
Внимание учащихся при этом переключается с важных действий на второстепенные,
с крупных на мелкие. Следует добавить того, чтобы лыжник учился
анализировать свои движения и определять ошибки, а преподаватель только
направлял его на верный путь. Этап
закрепления и совершенствования. Цель этапа – обратить умения и навык и
выработать умение применять освоенный способ передвижения на лыжах в
различных условиях и сочетаниях с другими способами. Процесс
обучения на этом этапе включает две стадии развития двигательного
навыка: Задачи
обучения на третьем этапе таковы: 1.Закрепить
основную технику способа передвижения на лыжах, продолжая уточнение деталей; 2.Научить
целесообразно выполнять усвоенные действия в различных условиях, в том
числе в соревновательных и в сочетании с другими действиями; 3.Обогащать
технику новыми деталями в соответствии с индивидуальными особенностями
занимающихся и с учетом улучшения физической подготовленности их. Навыком,
в первую очередь, необходимо овладеть «чувством лыжи и снега»: научиться
управлять лыжами, отталкиваться лыжей от снега и переносить массу тела с
одной ноги на другую. В то же время не следует забывать о необходимости
выработки умения удерживать равновесие – умения уверено скользить на двух
лыжах и особенно на одной. При
решении этих задач можно делать подводящие упражнения и применять наиболее
простые способы передвижения на лыжах: многократно принимать разную позу
лыжника на месте; поочередно поднимать ноги с лыжами на месте, сгибая их, как
при обычной ходьбе; поочередно поднимать носки лыж, не отрывая пятку от
снега и делать движения лыжей вверх и вниз, вправо и влево; делать
перевороты, переступания на месте вокруг пяток и носков лыж, добиваясь
параллельного положения лыж при приставлении лыжи; делать прыжки на месте
вверх с двух ног и поочередно с правой ноги на левую и наоборот, одновременно
перенося массу тела; делать приставные шаги в сторону на два и четыре счета;
делать, стоя на месте, маховые скользящие движения ногой с лыжей
вперед-назад и т.д. С
помощью этих упражнений вырабатывают двигательные навыки, сходные с элементами
техники основных способов передвижения на лыжах (лыжные ходы, переход,
повороты в движении). Можно
применять и игровые упражнения – скольжение (тот, кто проскользит расстояние между
флажками, сделав меньше шагов, – победитель); накат (кто дальше укатится за
10 шагов); гонки (ноги связаны выше голени, только по прямой! 50-100 м, кто быстрее). В этих упражнениях развивается быстрота. Силовые
качества развиваются в играх на лыжах, требующих приложения для достижения
результата мощных усилий ногами, руками и туловища. Для этого подбирают
соответствующие игровые задания или изменяют условия, в которых проводятся
игры. Например, если проводить игру «Быстрый лыжник», «Догонялки» и
др. на небольшом подъеме или, наоборот, на глубоком снегу, то они будут
способствовать развитию силы. «Догонялки».
В четыре диаметрально противоположных места круговой лыжни обозначаются
стартовые линии. В гонке участвуют одновременно 4 лыжника. По старту лыжники
начинают гонку. Каждый стремится быстрее настигнуть бегущего впереди лыжника.
Как только один из лыжников догонит бегущего впереди, он становится
победителем. Гонка заканчивается. (Место проведения: круговая лыжня с
меняющимся рельефом длиной 200 м. Игра проводится как классическими,
так и коньковыми ходами). Запрещается использование отталкиваний
палками или, наоборот, разрешается передвижение только с помощью обоих
палок, можно значительно увеличить силовую нагрузку на ту или иную группу
мышц. Например,
в играх с преодолением полного подъема одновременным или попеременным
бесшажным ходом (используя отталкивание палками) большую силовую
нагрузку получают мышцы рук и туловища, а при применении попеременного
или конькового ходы без палок нагрузка приходится на мышцы ног. Игры,
развивающие выносливость, проводятся на отрезках от 400 м. и более.
Нагрузка уменьшается или увеличивается за счет изменения длины преодолеваемых
отрезков, пауз отдыха между отдельными игровыми заданиям, количество этапов
в эстафетах и стартов в заданиях, продолжительности игры. Можно
проводить такие игры: «Гонка с выживанием». На замкнутой круговой лыжне
одновременно стартуют 5-8 лыжников. Линия старта является и линией финиша.
После прохождения каждого круга лыжник, оказавшийся на финише последним,
выбывает из игры. Например, стартовали 5 лыжников, а после завершения
первого круга гонки продолжают 4, после второго круга – 3 и т.д. «Охота
на лис». «Лисы» – 2-4 лучших лыжника углубляются в лес на 400-500 м. «Охотники» – все остальные участники – через 5 минут выходят на поиск «лис». «Лисы»
убегают, прячутся за деревьями, в оврагах, кустах, меняют направление,
путают следы. «Охотники» стараются их найти и поймать. По сигналу игра
прекращается, и игроки возвращаются на место сбора. Ценность
подвижных игр и игровых упражнений заключается в том, что в них работа над
закреплением и совершенствованием техники передвижения на лыжах и
воспитанием физических качеств проходит интересно, эмоционально и как бы
незаметно для учащихся. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
г.Канск 2006 год |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||