Социальные реформы Петра I сильно изменили сословный состав и ухудшили положение служебного и трудового населения края. С введением подушного налога резко (до 874 человек) сократили численность верстанных казаков. Они окончательно превратились в замкнутую служилую корпорацию.
Казаки каждого уезда составляли организацию типа крестьянского
Причиненный казне материальный ущерб возмещался сообща. Казачий круг распоряжался общим имуществом и свободными сельскохозяйственными угодьями, отведенными казакам. Выбираемый казачий голова утверждался воеводой и подчинялся ему. Казачьи дети, получив специальную подготовку, заступали на места своих отцов. В прежнем круге служебных обязанностей расширились административно-полицейские функции. Казаки по-прежнему не платили подушных денег и получали скудное жалованье, оставаясь «вооруженными крестьянами с наделом». Рядовая масса казаков занималась производительным трудом. По своему усмотрению казна меняла им место жительства. На мужскую половину казачьих семей фактически ввели поголовную рекрутскую повинность. Имеющихся сверх штатного числа служилых казачьих детей казна отрывала от семей, включала в регулярные полки солдатами, употребляла на заводские работы и «казенные надобности». Поэтому многие рядовые казаки и их дети старались при благоприятной возможности выйти из служилого сословия. Богатая же верхушка дорожила почетным и привилегированным положением служилого человека. От обременительных служб они избавлялись, нанимая за себя казачью бедноту. Интересно, что отдельные представители казачьей старшины заводили хозяйства помещичьего типа. В них они использовали труд холопов и должников (Самойловы, Иконниковы, Сухотины, Нашивошниковы).

Ведущей группой стали крестьяне. После первой подушной переписи ряды оброчных землепашцев пополнили под именем
С 1740-х гг. каждый десятый крестьянин и разночинец оказался еще и Купцы, посадские, цеховые по-прежнему сильно различались по своим хозяйственным занятиям и месту жительства.
Больше половины посадских и цеховых жили в сельской местности. И средства к существованию они добывали не торговлей или ремеслом, а земледельческим трудом. Тем не менее в податном и судебном отношении они подчинялись городу и входили в общеуездные посадские общины. Сельская ее часть состояла из более мелких, типа крестьянских, посадских миров-станков. Верхушку посада составляли купцы, закабалившие бедняков различных сословий.
До первой подушной ревизии в торгово-ремесленное население записывали по желанию или принудительно без учета прежних занятий и сословной принадлежности. Затем до 1782 г. можно было в любое время фактически перейти в эти сословные разряды, официально оформив переход при очередной ревизии. В итоге имела место двойная сословная принадлежность. Основные подушные и оброчные платежи делались по прежнему месту жительства и сословному разряду, а мирские раскладки — по новому, пока временному статусу.
Статус торгово-ремесленного сословия был престижнее крестьянского. Вот почему относительная свобода переходов сказалась на его более высокой, чем в европейской России, численности. В 1713 г. к этому сословию относилось 21% душ мужского пола, из них почти половина — не горожан. По составу, характеру платежей и натуральных повинностей сословие было связано с феодальными отношениями казенно-крепостнического и черносошного типов. На общинные нужды и уплату за «безвозвратно убылых» и бедных ежегодно взимались мирские деньги раскладкой. Со звериных ям, кузниц, мельниц, рыбной ловли, харчевен платилось 10% годового дохода (так называемый
Вперед
    
Назад
Новая категория — горнозаводские крестьяне: вместо барщины на государство или оброчных платежей выполняли вспомогательные работы на заводах. При возобновлении работы Ирбинского завода в 1764—1771 гг. к нему были приписаны 2 500 ревизских душ Ладейского и Частоостровского присудов Красноярского уезда.
Усложнились формы общественной жизни. За умерших, беглых и неимущих все платежи и работы выполнялись «соопча расклаткою». В этих условиях существовавшие трудовые сообщества и артели дополнялись быстро крепнувшими общедеревенскими и волостными (по присудам) союзами тружеников. Казна настойчиво насаждала такие сельские миры с их круговой порукой и коллективной ответственностью, ибо это помогало получать дополнительные доходы.Рядовые же труженики видели в общине средство спасения своих мелких хозяйств через справедливое распределение всех тягот и платежей по «прожиткам и семьям».
Но мирская организация нередко оказывалась в руках зажиточной верхушки и обращалась ею против рядовых общинников.
Вместе с тем община помогала давать отпор зарвавшимся сотским, приказчикам, управителям, комиссарам и пр. В целом противоречивость функций крестьянской общины-мира в Сибири проявлялась слабее, чем в европейской России, где огромную роль играли регулярные переделы земли.
Противоречия между родовой верхушкой и рядовыми кочевниками — скотоводами и охотниками продолжали углубляться. Форма феодальной эксплуатации нерусского населения почти не изменилась.
Лишь разрешено было вносить вместо пушнины деньги из расчета один рубль за одного соболя. Полным ясаком обложили обитателей южных районов края и уменьшили число аманатов. Участились поземельные споры с русским населением. Отдельные русские семьи, чтобы получить в свое распоряжение нужные земельные угодья, соглашались взять на себя уплату ясака.
В северных же районах края часть крестьян и разночинцев добивались того, чтобы вместо хлебного оброка с них брали пушнину. Их называли