Новая историческая эпоха началась в Сибири 8—7 тыс. лет назад. На большей части территории в это время широко распространились леса, богатые зверем и птицей. Полноводные реки изобиловали рыбой. Климат был значительно теплее и мягче современного. Природа благоприятствовала жизнедеятельности первобытных охотников и рыболовов.
В период неолита люди расселились по всей территории края. Важнейшим изобретением этой эпохи стало появление глиняной посуды. Интересно, что уже тогда она сопровождалась примитивным орнаментом.
В эпоху развитого неолита в инвентаре погребений обычны скульптурные изображения рыб из камня и кости. Появляются луки усиленного типа, их размеры порой равнялись росту охотника. Стрела теперь летела на более далекое расстояние, а ее убойная сила и точность поражения были несравнимо выше.
Инвентарь этой эпохи имеет ярко выраженный охотничий характер. Ведущее значение охотничьего промысла отразилось и в искусстве. Десятки реалистичных изображений лосиных фигур и сцен охоты покрывают скалы сибирских рек.
А в Базаихском могильнике на Енисее археологи обнаружили даже скульптурное изображение лося (по-видимому, он был тотемом местных племен). Первобытный человек, привыкший мыслить конкретно, не мог представить мир иначе, чем в образе могущественного лося. Он для него олицетворял всю окружающую природу, а также верхний мир (небо, звезды, солнце) и подземный мир — царство мертвых. Заход и восход солнца осмыслялись как непрерывные циклы охоты мифического охотника за «небесным лосем», во время которой тот погибает, а затем вновь рождается и появляется в «верхнем мире» в образе солнца.
С образом лося был связан и культ родовых предков. Неслучайно на скалах часто находят изображение лося, выделенное на общем фоне красной охрой. Такие скалы превращались в своеобразные родовые храмы - святилища, где совершались ритуально-магические действия.
С течением времени в хозяйстве племен главную роль стало играть рыболовство. Существенные изменения произошли и в каменных орудиях труда. На смену рубящим и режущим орудиям из сланцев, обработанным сколами и ретушью, пришли топоры и тесла, треугольные ножи-острия из нефрита, поддающиеся только пилению и шлифованию. Отжимная техника продолжала применяться для изготовления наконечников стрел и лезвий вкладышевых орудий.
Полуоседлые охотники тундры и восточносибирской тайги жили большими семьями по 20—25 человек. В могильниках того времени орудия охоты и рыболовства наблюдаются преимущественно в мужских захоронениях, а орудия по обработке добычи — в женских. Это еще раз говорит о разделении труда между полами. В поздненеолитических могильниках, как правило, выделяются богатые по количеству инвентаря захоронения отдельных мужчин, что свидетельствует о первых признаках общественного неравенства.
На территории Красноярского края известно большое количество памятников эпохи неолита: Невонка, Кода, Чадобец, Усть-Кова II, Бадарма (Северное Приангарье), Боровое, верхние слои пещеры Еленева (окрестности Красноярска).
Крупнейшее изменение в жизни человека произошло во второй половине III тысячелетия до н.э.— в южных районах Сибири появились металлические изделия. Это означало конец каменного века, хотя каменные орудия еще долго были в ходу. Первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда, была медь. Период распространения орудий из меди и ее сплавов (различных видов бронзы) получил название эпохи энеолита. Бронза отличается большей твердостью, благодаря чему изделия из нее получили более широкое распространение. В целом бронзовый век Сибири датируется началом I тысячелетия до н. э. На рубеже от неолита к энеолиту в жизни племен Средней Сибири произошли кардинальные перемены. Человек впервые перешел от присваивающего (охота, собирательство, рыболовство) к производящему хозяйству. Он стал заниматься скотоводством, земледелием и обработкой металлов. Это повлекло революционные изменения в социально-экономическом развитии и заложило основу формирования древних сибирских этносов. Неслучайно историки определяют эти перемены как «неолитическую революцию». Сибирь оказалась разделенной на два мира: таежный (где обитали охотники и рыболовы) и степной-лесостепной, населенный скотоводами и земледельцами. Сибирские энеолитические культуры развились в районах, прилегающих к горно-металлургическим областям. Видимо, вначале человек обратил внимание на самородную медь, часто встречавшуюся в горах. Темно-коричневые куски камня не дробились, а только плющились. Это привело к возникновению способа «холодной ковки»-медь ковалась без нагрева, с помощью наковальни и каменного молота. Первыми племенами, которые перешли к использованию металла в хозяйстве, стали афанасьевцы. Свое название они получили от могильника в Хакасии под Афанасьевской горой на Енисее. Афанасьевцы появились в минусинских степях во второй половине III тысячелетия до н. э. По всей видимости, они мигрировали сюда с западных территорий и принесли в Сибирь зачатки металлургии, земледелия и скотоводства. Свои орудия труда афанасьевцы делали из камня. Медь использовалась для украшений, игл, шильев, небольших ножей. Керамика афанасьевской культуры разнообразна по размерам и форме. Преобладали высокие остродонные сосуды с елочным орнаментом. Хозяйство афанасьевцев было комплексным. Наряду с рыболовством и охотой получили развитие скотоводство (разведение коров, лошадей, овец) и в меньшей степени земледелие. Все это позволило афанасьевцам жить оседло, в постоянных жилищах. Общественный строй еще сохранял черты первобытного равенства: в погребениях не отмечено следов какого-либо различия между общинниками. Археологи находят большие коллективные погребения (до восьми человек). Они представляют собой земляные курганы с выложенными на них каменными площадками или оградками. В первой половине II тысячелетия до н. э. на юге Восточной Сибири складываются культуры зрелого бронзового века: окуневская — в минусинских степях и глазковская — в таежной зоне. Окуневцы обладали более развитой металлургией. Они знали не только медь, но и бронзу. Наряду с ковкой применялось и литье, что указывает на довольно высокий уровень металлообработки. Ведь для того чтобы расплавить медь, требуется особая технология, которая обеспечивает горение с температурой свыше 1 000 градусов. Основой хозяйственной деятельности окуневцев было скотоводство, хотя рыболовство и охота не потеряли своего значения. В стаде преобладали овцы и крупный рогатый скот. Окуневцы оставили после себя замечательные памятники искусства. На каменных плитах сохранились реалистически выполненные изображения животных и личин. Окуневцы очень любили украшения. Часто в их захоронениях встречаются остатки ожерелий из клыков и зубов животных, бусы из камня, которые использовались для украшения одежды и обуви.
В то время как в минусинских степях развивались земледельческо-скотоводческие культуры, в таежной зоне Приенисейского края племена по-прежнему вели кочевую жизнь охотников и рыболовов. Об уровне их развития свидетельствуют памятники глазковской культуры (XVIII—XIII вв. до н.э.). Несмотря на то, что глазковцам удалось освоить обработку металла, в их хозяйстве продолжались использоваться каменные орудия труда. Из металла изготовлялись наиболее часто употреблявшиеся в хозяйстве рыболовные крючки, иглы, шилья, широкие листовидные ножи.
Основу хозяйства глазковцев составляли охота, рыболовство и собирательство. В рыболовстве активно применялись новые формы и приемы лова: приманки для рыб, улучшенные крючки.
Изменения в хозяйственном развитии у таежных племен привели к изменениям в общественном укладе. В могильниках глаз-ковцев чаще стали встречаться парные захоронения мужчины и женщины. Нередко женщины умерщвлялись насильственно, что свидетельствовало о переходе от материнского рода к отцовскому. Кроме того, это говорит о том, что положение женщин становится полурабским. Примерами захоронений глазковской культуры являются могилы на Афонтовой горе, Базаихе (под Красноярском), Усть-Собакинская стоянка.
В середине II тысячелетия до н. э. культурный облик сибирских степей и лесостепей резко меняется. На всей громадной территории от Приуралья до Енисея распространяется андроновская культура. Основу хозяйства андроновцев составляло скотоводство и земледелие, охота и рыболовство играли подсобную роль.
Андроновцы жили оседло, в полуземлянках и бревенчатых срубах. Рядом с жилищем строились загоны для крупного рогатого скота, овец, лошадей. С долговременными поселениями было связано и примитивное земледелие, которое велось на орошаемых землях и в поймах рек. Землю обрабатывали вручную каменными мотыгами, сеяли просо и пшеницу. Убирали урожай бронзовыми серпами, а зерна растирали на каменных плитах-зернотеках.
Заметные сдвиги произошли в металлообработке — был освоен метод литья бронзы. Металл плавился в специальных тиглях и разливался в формы. Андроновцы производили серпы, топоры, кельты, кинжалы, копья с листовидным пером, причем эта продукция расходилась за пределы их обитания. Освоив степь и лесостепь, андроновцы в поисках новых полей и пастбищ проникли по долинам рек в таежную зону, где смешались с аборигенным населением.
В конце II тысячелетия до н. э. андроновская культура в Южной Сибири сменяется карасукской. Новые племена оказали большое влияние на сибирское население на заключительном этапе бронзового века.
Карасукцы впервые освоили верховую езду на лошади. Кроме того, они широко использовали повозки, в которые впрягали быков. Особый колорит эпохе придавали многочисленные металлические изделия: изогнутые и коленчатые ножи с навершиями рукояти в виде голов орла, лошади, лося и т. д. У карасукцев имелись разнообразные