1 лист Народное образование
Здравоохранение
Научное изучение края
Музеи в Енисейской губернии
Печать
Художественная культура
Творчество В. И. Сурикова
Будни и праздники сибиряков

§ 11. Культурная жизнь енисейской провинции


Народное образование


Признаки оживления общественно-культурной жизни Красноярска в пореформенную эпоху особенно рельефно проявились в сфере образования. Либеральные реформы 1860-х гг. дали ощутимый толчок для приобщения к образованию широких демократических слоев населения. Большую роль в этом сыграли земства, взяв на себя основной груз по содержанию местных учебных заведений. Однако в Сибири не было земств, поэтому здесь особенно остро ощущалась нехватка общеобразовательных учреждений. Так, на всю Енисейскую губернию к началу 1880-х гг. насчитывалось всего лишь 59 учебных заведений, в которых обучалось 2 687 учеников. Таким образом, одна школа приходилась более чем на 7 000 жителей губернии. Для сравнения: в американском штате Висконсин эта пропорция составляла 1:130. Красноярская мужская гимназия Основным типом учебных заведений в губернии долгое время оставались двухгодичные приходские училища. Это был отсталый тип учебных заведений, не отвечавший потребностям в подготовке грамотных кадров для губернского хозяйства и культуры, так как давал самое элементарное начальное образование. К 1863 г. в губернии действовало 36 двухклассных училища. Наряду с ними по инициативе общественности начинают создаваться школы, образовательные программы которых отличались более широким количеством предметов. Неполное среднее образование можно было получить в шестиклассных училищах, существовавших в Красноярске, Ачинске, Енисейске. Однако их выпускники не имели возможности продолжить свое дальнейшее образование кроме как в технических и ремесленных училищах. Таким образом, в начале 1860-х гг. в губернии не существовало учебных заведений, дававших полное среднее образование. Попытку восполнить этот недостаток в 1864 г. предпринял известный сибирский общественный деятель С. С. Шашков, открыв в Красноярске класс для мальчиков и девочек, обучение в котором шло по программе гимназии. Но поскольку это было частное учреждение, то доступ в него был возможен для ограниченного круга лиц, и потому его деятельность не сняла остроты вопроса. 1 февраля 1868 г. в Красноярске открылась мужская гимназия. Первый набор ее насчитывал 70 человек. Состав учеников комплектовался главным образом из детей дворян, чиновников и купцов. И в последующие годы он мало изменился. Например, по ведомости об учениках гимназии на 1892 г. состав учащихся выглядел так: дети дворян и чиновников — 42,8%, купцов — 21%, мещан — 23%, крестьян — 6,8%, казаков — 3,1%. Красноярская женская гимназия В 1876 г. состоялся первый выпуск: из семидесяти поступивших к выпускным экзаменам дошло шесть учеников, а выдержали их и получили аттестаты только трое. За 25 лет гимназию окончили всего лишь 144 ученика. Год спустя после открытия мужской гимназии в городе стала действовать женская прогимназия. По примеру Красноярска гимназии стали основывать и в других городах губернии. К 1890 г. их число выросло до шести, а количество учащихся составило 794 человека. Рост их численности сдерживался довольно высокой платой за обучение. К концу XIX в. она возросла до 30 руб. в год. Для сравнения: обучение в университете стоило 80 рублей. Существование гимназий осложнялось многочисленными финансовыми и организационными трудностями: отсутствовали библиотеки, не хватало учебной литературы, не были оборудованы кабинеты, плохо держались педагогические кадры. Половина преподавательских должностей в гимназиях оставались вакантными, занятия нередко вели преподаватели, не имевшие специального образования, или городские чиновники. Здание гимназии в г. Ачинске Задачу подготовки педагогических кадров для губернских начальных заведений выполняла Красноярская учительская семинария с трехгодичным курсом обучения, открывшаяся в 1873 г. Условия приема в гимназию были рассчитаны на выходцев из низших слоев общества: в нее принимались юноши от 16 до 22 лет, окончившие двухклассные училища. Выпускники семинарии были обязаны отработать в школе четыре года, а кто не отрабатывал положенный срок, должны были выплачивать денежную сумму в размере затрат на обучение. Семинария готовила учителей для одноклассных сельских училищ, но две трети ее выпускников оставались в городе, занимая чиновничьи должности. С учительской семинарией была тесно связана деятельность ее первого директора И.Т.Савенкова, внесшего огромный вклад в подготовку учительских кадров Сибири и в развитие педагогической мысли. Шахматный кружок в г. Красноярске Разработанная им система основывалась на передовых идеях российской педагогической школы и продолжала традиции К.Д.Ушинского. Его книга «Опыт наставления выпускным воспитанникам учительских семинарий, начинающим сельским учителям и учительницам о главнейших обязанностях народного учителя» (Красноярск, 1892) стала, по существу, одним из первых в истории народного образования Сибири примеров разработки основ профессиональной этики педагогов. Особенно Иван Тимофеевич подчеркивал необходимость знакомства учителя с традициями народной педагогики. Он ввел в свою книгу огромный пласт из древнего эпоса, отражавший представления народа о сущности и задачах обучения и воспитания. Резкое увеличение переселенческого движения в Енисейскую губернию на рубеже XIX—XX вв. заметно актуализировало вопрос о расширении сети сельских школ. И хотя их число в это время начинает стремительно расти, все же общее количество — 781 школа к 1916 г.— не могло удовлетворить потребности в развитии народного образования. Нехватка школ приводила к тому, что только десятая часть детей могла получить образование. Между тем возраставшие потребности промышленного развития в квалифицированных кадрах поставили проблему введения всеобщего начального образования. Однако к ее практическому осуществлению оказался подготовленным только Красноярск. Красноярские гимназистки Здесь по решению городской думы в 1908 г. было объявлено о введении всеобщего начального образования. Во многом это стало возможным благодаря активной поддержке дела народного образования городской общественностью, по инициативе которой еще в 1884 г. было создано Общество попечения о начальном образовании. Его главной целью являлось материальное улучшение приходских училищ и оказание помощи в продолжении образования наиболее способным ученикам. Одним из организаторов Общества и его бессменным руководителем на протяжении целой четверти века являлся Н. А. Шепетковский. Подобные общества вскоре возникли в Енисейске (1884) и Минусинске (1887). Красноярский гимназист Благодаря активному вниманию общественности к вопросам образования происходят позитивные перемены и в организации учебно-воспитательного процесса: наметился переход от дисциплинарных наказаний к мерам по предупреждению проступков учащихся, стало больше уделяться внимания развитию творческой активности, самодеятельности учеников. Гласность в освещении школьных проблем приводила к большей открытости в работе школы, участию в ней родительских комитетов, способствуя в целом общей демократизации внутришкольной жизни. С января 1916 г. в Красноярске начал выходить педагогический журнал «Сибирская школа» под редакцией заведующего железнодорожной школой Красноярска Г. И. Итыгина. Журнал знакомил учителей с новейшими методами обучения и воспитания, освещая проблемы сибирской школы и жизни сибирского учителя.

В начало


Здравоохранение


Здравоохранение в Сибири в пореформенный период испытывало немалые трудности. До реформы 1897 г. сельскому населению в губернии полагалось по одному врачу и три фельдшера на каждый округ. После реформы системы врачебной помощи в 1897 г. вся территория губернии была поделена на 22 врачебных участка, за каждым из которых были закреплен врач и три фельдшера. Фельдшерица с. Больше-Улуйского Ачинского уезда с больным. 1910 год В результате численность врачебного персонала выросла почти в пять раз. Однако и этого было крайне недостаточно, поскольку один врач приходился на 32 278 человек (в то время, как врач европейской России обслуживал впятеро меньшее количество людей). Кроме того, территории врачебных участков были столь велики, что иногда превосходили по площади некоторые европейские страны. При таких громадных расстояниях и плохих дорогах врач вынужден был затрачивать много времени на разъезды, что делало его работу малопродуктивной. Сельские больницы обычно располагались в неприспособленных зданиях, в них не имелось ни операционных, ни перевязочных, невозможно было изолировать инфекционных больных. Но даже и таких больниц не хватало: в 1897 г. в 22 больницах насчитывалось всего лишь 114 койкомест почти на 500 тыс. сельского населения. Финансирование больниц было более чем скудным — на одного больного отпускалось всего семь копеек. В городах было чуть получше с обеспечением населения медицинской помощью. Так, в Красноярске в начале 1880-х гг. практиковали девять врачей, действовала больница на 125 мест. В 1883 г. по инициативе городской общественности была открыта бесплатная больница, на содержание которой дума выделила из городского бюджета 1,2 тыс. рублей. Остальная часть необходимой суммы была дополнена частными пожертвованиями купцов Гадаловых, Кузнецовых и И.М.Сибирякова. Аптека Общества врачей Енисейской губернии в Красноярске Несмотря на известные подвижки в развитии здравоохранения, наметившиеся в пореформенный период, было очевидно, что губернские власти не справлялись с его организацией. Задачи руководства здравоохранением, подобные тем, что выполняли земства в центре страны, взяло на себя Общество врачей Енисейской губернии, созданное в 1886 г. Первым президентом Общества был избран доктор П. И. Мажаров, вице-президентом — П. И. Рачковский, секретарем — Вл.М.Крутовский. В первые годы в его состав вошло девять городских врачей и два уездных, а в 1890 г. оно уже насчитывало в своих рядах более 80 человек. Общество фактически возглавило работу по улучшению организации врачебной помощи в губернии. В 1887 г. при нем была открыта фельдшерская школа, ставшая первым учебным заведением в Сибири для подготовки медицинских кадров среднего звена. В Красноярске стали систематически проводиться медико-санитарные обследования школ и промышленных предприятий, издавался бюллетень, а с 1889 г.— протоколы, отражавшие положение здравоохранения и деятельность членов Общества. Был организован лекторий для жителей города, с 1903 г. при Обществе врачей стала издаваться первая в Сибири медицинская газета «Сибирские врачебные ведомости». Лечебница в с. Абаканском Отношение губернской администрации к Обществу врачей было двойственным. Она готова была использовать его в своих интересах, но как только инициатива общественности переходила рамки, очерченные властью, показывала прямую враждебность. А это случалось достаточно часто, поскольку члены Общества не ограничивались узкими рамками профессиональной деятельности, а стремились увязать задачи улучшения медицинской помощи с решением острых социальных вопросов. Так, большой общественный и научный отклик получил доклад Крутовского по материалам медико-статистического обследования рабочих на золотых приисках Енисейской губернии. Крутовский обоснованно доказал, что нормы выработки, назначавшиеся предпринимателями для рабочих, превосходили физиологические возможности человека, показав этим хищнический характер эксплуатации. Власти сочли, что его доклад носил предвзятый в политическом отношении характер. В рапорте начальника губернского жандармского управления говорилось: «Крутовский... защищая их (рабочих) интересы, придал своему докладу характер, могущий возбудить рабочих против золотопромышленников». Заседания Общества стали подвергаться жесткой цензуре.

Праздник «Белого цветка» в г. Канске в начале XX века

Выпуск Красноярской Фельдшерской школы, 1893 год Крутовский Владимир Михайлович (1856—1938).Родился в семье красноярского купца. После окончания Петербургской медико-хирургической академии работал ачинским окружным врачом, затем ординатором красноярской городской больницы. Принимал активное участие в создании Общества врачей Енисейской губернии, Общества попечения о начальном образовании, Красноярского музея. Автор научных работ по медицине и садоводству, сотрудник газеты «Сибирские врачебные ведомости», издатель журнала «Сибирские записки». Активный сторонник введения земства в Сибири, председатель Красноярского отдела Сибирского областного союза. Во время Февральской революции — эмиссар Временного правительства, в годы гражданской войны — министр внутренних дел Временного Сибирского правительства. После гражданской войны занимался преподавательской работой. В 1938 г. был репрессирован. Умер в заключении. Массовое переселение в годы столыпинской реформы еще более обострило проблемы с медицинской помощью. В огромном потоке крестьян преобладали малоимущие слои. Среди них распространялись болезни социального характера: истощение, малокровие, цинга, туберкулез, алкоголизм, сифилис. Смертность в некоторых переселенческих районах была равна прибыли населения. При переселенческом управлении создали медицинскую часть. Однако ведомственная разобщенность медицинских учреждений, нехватка средств, правовая и социальная незащищенность медперсонала, перегруженность врачей — все это сводило на нет отдельные попытки улучшения в организации здравоохранения. Требовались коренные преобразования всей системы, о необходимости которых говорилось в выступлениях участников первого губернского съезда врачей, состоявшегося в 1912 г. Но из всех требований, звучавших на съезде, енисейский губернатор согласился рассмотреть только требование об уменьшении территориальных границ врачебных участков. Равнодушное отношение бюрократии к острейшим вопросам народной жизни не только тормозило развитие здравоохранения в крае, но и усугубляло нараставший в предреволюционные годы общий кризис всей социально-политической системы.

В начало


Научное изучение края


Малочисленность и разобщенность интеллигенции, удаленность от крупных научных центров тормозили становление местной науки. В итоге она делалась самоотверженными усилиями немногих энтузиастов. Уроженец Красноярска И.А.Лопатин в 1866 г. возглавил Туруханскую экспедицию, увенчавшуюся открытием Норильского медно-никелевого месторождения. Ученый первым указал на необходимость промышленного освоения природных богатств этого уникального района. М.Е.Киборт описал 219 видов птиц, обитавших в окрестностях Красноярска. Материалы экспедиций по исследованию орнитологической фауны Прикрасноярья сделали его имя известным в научных кругах страны и за рубежом. Его коллекции экспонировались в музее Академии наук Петербурга, в Берлине, Вене, Лондоне. И.А.Лопатин Изучению географии губернии были посвящены труды члена РГО, преподавателя Красноярской гимназии А.К.Завадского-Краснопольского и директора гимназии А.С.Еленева. Известностью в научном мире пользовались труды по изучению флоры губернии и Сибири Я.Прейна, открывшего и описавшего ряд неизвестных ранее растений Сибири. В начале 1890-х гг. в связи с проектированием Сибирской железной дороги развернулось геологическое изучение местности вдоль будущей трассы. По его результатам К. И. Богдановичем была составлена первая геологическая карта Красноярского, Канского и Ачинского округов. В 1896 г. Богданович одним из первых указал на наличие угольных пластов в Минусинском округе. В 1893 г. известный исследователь Арктики Э. В. Толль изучил район Анабарской губы и Хатангского залива. Он впервые описал плоскогорье на междуречье Анабара и Попигая, сделал орографическое описание хребта Прончищева, собрал ценную палеонтологическую, зоологическую и этнографическую коллекции. Во время второй экспедиции в 1900 г. Толль организовал обширное геологическое исследование побережья Таймыра, провел геофизическое и метеорологическое изучение местности.


Орография — описание предметов рельефа местности сточки зрения их конфигурации, размера и направления.


Большую роль в изучении крестьянского хозяйства Енисейской губернии сыграл В.Ю.Григорьев. Он участвовал в статистическом обследовании крестьянских хозяйств Енисейской губернии, организованном в начале 1890-х гг. Департаментом государственного земельного имущества. Результатом обследования стал многотомный труд «Материалы по исследованию землепользования и хозяйственного быта сельского населения Иркутской и Енисейской губерний». В научном наследии Григорьева следует отметить его труд «К вопросу о поземельном устройстве инородцев Минусинского края». Основой для него послужили материалы, собранные им в экспедиции по Аскизской и Абаканской инородческим управам. Автор выступал против распространенной практики урезания земельных наделов у инородцев, доказывая, что это грозит подрывом кочевого скотоводства, составлявшего экономическую основу хозяйства инородцев. Н.Н.Бакай С Красноярском была связана деятельность известного сибирского историка и архивиста Н.Н.Бакая. В начале 1890-х гг. он возглавил работу комиссии по разборке архивов разных учреждений Енисейской губернии. Благодаря неутомимой деятельности ученого были спасены уникальные документальные материалы по сибирской истории. Особенно много внимания Бакай уделял актовым источникам. Не случайно его первой крупной научной публикацией стал очерк «Обзор главнейших актов, относящихся к истории колонизации Сибири в конце XVI—XVII вв.» (Красноярск, 1891). Большой заслугой ученого стала разработка принципов классификации и научной экспертизы архивных материалов по истории Сибири. Пионером в изучении археологических памятников палеолита на территории края можно назвать И.Т.Савенкова. В 1884 г. при раскопках на Афонтовой горе в окрестностях Красноярска он обнаружил стоянку древнего человека, отнесенную им к эпохе палеолита. Находка ученого имела сенсационный характер, так как коренным образом меняла научные представления о границах расселения человека в древности. Во второй половине 1880-х гг. Савенков совершает ряд экспедиций с целью обследования обширных районов среднего и верхнего Енисея и его притоков Кана, Бирюсы, Маны, Бузима. Его публикации по результатам экспедиций получили высокую оценку известных исследователей Сибири Д.А.Клеменца, Н.М.Ядринцева, И.А.Лопатина, И.Д.Черского. Имя скромного учителя из Красноярска становится известным в научном мире. В 1892 г. Савенков выступает с докладом на международном археологическом конгрессе в Москве. Его сообщение о находках палеолитических стоянок на берегах Енисея получило широкий резонанс. Французский археолог Ж. А. де Бай назвал выступление Савенкова «центральным событием конгресса». В 1907 г. Савенков возглавил Минусинский музей. В поле его интересов в это время оказываются памятники древнего наскального искусства, обнаруженные в верховьях Енисея и его притоков. Собранный им материал послужил основой для книги «Изобразительное искусство на Енисее», в которой он высказал новаторские мысли о датировке енисейских петроглифов и эволюции наскальной живописи к первобытным системам письменности. Эта работа получила высокую оценку в академических кругах, Савенков был удостоен за нее диплома члена-корреспондента Академии наук. Исключительное значение для организации научного изучения Енисейской губернии имело создание в 1901 г. Красноярского подотдела Русского географического общества. Отдел стал главным центром организации научных экспедиций по исследованию природных и экономических ресурсов края, координации связей с научными учреждениями в губернии и за ее пределами. С 1903 г. в ведение отдела был передан красноярский музей, стали издаваться «Известия», в которых публиковались результаты научных изысканий, проведенных под эгидой отдела. К числу наиболее значительных исследовательских проектов следует отнести этнографическую экспедицию Ф.Я.Кона в Урянхайский край в 1902 г., экспедицию П. Е. Островских по изучению физико-географических особенностей Туруханского края в 1904 г., экспедиции А.Я.Тугаринова в 1907—1908 гг. с целью комплексного изучения природы и населения Туруханского края.

В начало


Музеи в Енисейской губернии


Важную роль в научном изучении сибирского края во второй половине XIX в. начинают играть местные музеи. Музей им. Н.М.Мартьянова В 1877 г. одним из первых краеведческих музеев в Сибири стал Минусинский музей. Инициатива его создания принадлежала городскому аптекарю Н. М. Мартьянову. Разработанный им устав получил одобрение городской думы, а сам Мартьянов был назначен распорядителем музея. Устав Минусинского музея был положен в основу многих музеев Сибири. Его концепция базировалась на представлении о музее как учреждении комплексного типа, сочетающем функции научно-исследовательского и культурно-просветительского центра с широкими задачами практического плана — пропаганды новейших промышленных и сельскохозяйственных технологий среди местного населения. Благодаря самоотверженному труду и энтузиазму его основателя музей из далекой сибирской провинции вскоре становится известным в научных кругах страны и за рубежом. С 1887 г. музей принимает участие в выставках, организованных научными обществами Сибири, во всероссийских выставках в Нижнем Новгороде, а в 1900 г. — на Всемирной выставке в Париже. Н.М.Мартьянов Особое внимание ученых привлекла уникальная археологическая коллекция музея, которой, по признанию известного шведского ученого Мартина, «могла бы позавидовать не одна европейская столица, так как по обилию древностей она единственная в мире». В адрес музея начинают приходить многочисленные письма от научных учреждений, библиотек, общественных организаций, ученых. Посылки с коллекциями музея расходятся в Москву, Петербург, Киев, Берлин, Вену, Гельсингфорс, Падую. С музеем сотрудничают выдающиеся российские и зарубежные ученые: П.П.Семенов-Тян-Шанский, Н.М.Ядринцев, Г.Н.Потанин, В.В.Радлов, Мартин, Колон, Тюмен. Создание Минусинского музея послужило толчком для активизации общественности и в других городах губернии. В 1883 г. в Енисейске состоялось открытие музея, у основания которого стояли гласный городской думы Н.В.Скорняков и ученый-краевед А.И.Кытманов. А.И.Кытманов Большую часть музейных фондов (свыше 3 000 экспонатов) составляла коллекция Кытманова. Музей вскоре становится базой для многих научных экспедиций по изучению Енисейского Севера, в его работе принимают участие известные исследователи Арктики А.И.Вилькицкий, Э.В.Толль, С.О.Макаров. В Красноярске в открытии музея активное участие приняли П.С.Проскуряков, И.Т.Савенков, М.Е.Киборт, А.С.Еленев и др. Ядро фондов составили собрание минералов А.П.Кузнецова, ботаническая коллекция Н.М.Мартьянова, нумизматическая коллекция Матвеевых. 12 февраля 1889 г. состоялось открытие музея. С первых лет своей работы музей стал играть заметную роль в общественно-культурной жизни города. В его работе принимали участие видные ученые Д.А.Клеменц, Г.Н.Потанин, И.Т.Савенков. Красноярский музей В 1887 г. учителем Д.С.Каргополовым был открыт музей в Ачинске. Хотя он значительно уступал по количеству экспонатов Минусинскому, Красноярскому и Енисейскому музеям, тем не менее его экспозиция вполне отвечала задачам краеведческого исследования. Известный ученый, основоположник музейного краеведения в Сибири Д.А.Клеменц, ознакомившись с его деятельностью, писал: «Из молодых музеев последний (Ачинский музей) произвел на меня самое благоприятное впечатление — маленький, с крошечными средствами как раз по городу, он исключительно местный, и задачи его ставились весьма определенно: река Чулым со своим бассейном и ее обитатели в прошлом и настоящем». Каргополову также принадлежала и заслуга создания в 1912 г. краеведческого музея в Канске. Таким образом, оживление в научном изучении края, наметившееся на рубеже веков, было связано с вовлечением его природных, экономических и культурных ресурсов в процессы, вызванные ускорением капиталистической модернизации страны.

В начало


Печать


Заметная роль в культурной жизни города и губернии принадлежала печати. Ее начало было положено изданием «Енисейских губернских ведомостей» в 1857 г. Большую часть материалов газеты составляли официальная хроника и перепечатки из столичных газет. Официозный характер издания не отвечал общественным запросам сибиряков, жаждавших слышать свободное слово. Однако неоднократные попытки красноярцев организовать частные издания оставались безуспешными, наталкиваясь на препоны со стороны губернских властей. Лишь в 1889 г. красноярский учитель Е. Кудрявцев получил разрешение на издание газеты «Справочный листок Енисейской губернии». Программа издания в первое время ограничивалась вопросами справочно-информационного характера, но вскоре Кудрявцев добился разрешения на публикацию статей об общем состоянии губернской экономики, городской жизни и фельетонов. И хотя газета стала более привлекательной по содержанию, Кудрявцеву так и не удалось вывести свое издание на уровень таких газет, как «Восточное обозрение» и «Степной край», которые имели общесибирское значение. С 1895 г. газета стала издаваться под названием «Енисей», а с 1905 г.— «Сибирский край». Одним из завоеваний первой русской революции стало провозглашение в Манифесте 17 октября 1905 г. свободы слова. Это дало толчок к возникновению в губернии целого ряда различных по своей общественно-политической направленности изданий. Только в Красноярске было основано более десяти новых газет. Как правило, они являлись печатными органами местных партийных организаций. Либерально-областническую окраску имели «Енисейский край», «Сибирь», «Красноярец», «Енисейское слово», «Голос Сибири», являвшийся трибуной красноярского отдела Сибирского областного союза. В дни декабрьского вооруженного восстания стал выходить «Красноярский рабочий», издававшийся от имени Красноярского комитета РСДРП. Вышло пять номеров газеты, после подавления восстания ее издание было прекращено и возобновлено нелегально в августе 1907 г. под названием «Рабочий». Однако отпечатали всего лишь два номера. Издания правомонархического плана начали выходить, когда массовое революционное движение уже пошло на спад. В 1907 г. в Красноярске появилась газета «Сусанин», издававшаяся правомонархической организацией «Союз мира и порядка». Близкую ей идейно-политическую окраску имела и газета «Православный сибиряк». После революции в связи с ужесточением цензуры число газет в губернии заметно сокращается, остаются лишь издания узко специализированного профиля, а также совершенно лояльный к властям «Сусанин». Из либеральных газет выжил только «Красноярец», издававшийся поверенным окружного суда А.А.Жалудским, однако даже весьма робкая критика властей, которую позволяла себе редакция, вызывала раздражение, и в 1909 г. газета была закрыта. К началу Первой мировой войны издательский рынок вновь оживляется. Издание газет становится прибыльным делом, и местная буржуазия начинает вкладывать свои капиталы в новую для себя сферу предпринимательской деятельности. К этому времени в губернии зарождается и журнальное дело. Начало было положено сатирическими изданиями, пользовавшимися спросом у публики. Один за одним появлялись журналы такого плана, как «Хи-ха-ха!», «Куманек», но их существование было весьма непродолжительным, поскольку даже шутливые намеки в адрес власти нередко приводили к нешуточным неприятностям для редакции журналов. Е.Ф.Кудрявцев с семьей. 1890-е годы Самым ярким явлением в губернской журналистике стал журнал «Сибирские записки», который начинает издавать с 1916 г. Вл.М.Крутовский. Программа журнала включала вопросы научно-просветительского и общественно-политического плана, художественную часть, литературную критику. Таким образом, он явился первым в Сибири «толстым журналом». Вокруг его редакции объединились видные российские и сибирские литераторы, ученые, общественные деятели: Г.Н.Потанин, Н.Н.Козьмин, С.Я.Елпатьевский, А.И.Иванчин-Писарев, В. Шишков, Л.Пантелеев, Г.Гребенщиков, Ф.Лыткин, А.Новоселов. Выход первого номера журнала был замечен в российской критике, его приветствовал А.М.Горький. Журнал оказался «долгожителем» в сибирской журналистике, где время издания иногда исчислялось несколькими месяцами. «Сибирские записки» издавались даже в годы гражданской войны, до 1919 г. С развитием губернской журналистики связано и складывание особого отряда местной интеллигенции — профессиональных литераторов. Среди мастеров «литературного цеха» следует назвать Ф.Ф.Филимонова, М.Ф.Глебова, Ф.И.Романова, А.Б.Клюге, И.И.Лебедева, В.И.Анучина, Н.В.Скорнякова. Губернская журналистика не дала сколько-нибудь громких имен, оставивших след в российской литературе. Исключение, пожалуй, представляет творчество уроженца губернии С.А.Сретенского. Его рассказы, повести и статьи на сибирские темы печатались в столичных изданиях. Он вел один из разделов в популярном сатирическом журнале «Искра». В произведениях Сретенского с документальной достоверностью и большой художественной силой отражен тяжелый быт приисковых рабочих, бесправие сибирского крестьянина, страдавшего от произвола местных начальников, жестокие нравы сибирской бурсы. К самым значительным произведениям писателя можно отнести повесть «Сибирские мученики», сюжет которой был взят из жизни крестьян, отправившихся на заработки на прииски. В повести отчетливо просматриваются народнические симпатии автора, сочувственно относившегося к нуждам крестьянства. Деятельность именно таких литераторов второго ряда формировала культурную среду и традиции, столь необходимые для успешного развития художественной жизни в провинции.

В начало


Художественная культура


Рост культурных запросов проявился в отношении сибиряков к театру. Интерес к нему первоначально удовлетворялся главным образом за счет гастролировавших трупп, репертуар и постановки которых не отличались особенно высоким вкусом. Поэтому местная интеллигенция, жаждавшая видеть на сцене лучшие образцы театральной классики, нередко сама устраивала самодеятельные представления. Прекрасными актерами были И.Т.Савенков и И.П.Кузнецов, который не только играл на сцене, но и писал пьесы для любительских спектаклей. В 1874 г. антрепренер А.Егоров организовал в Красноярске постоянную труппу, однако вскоре она распалась. Из ее остатков было позднее сформировано первое в Сибири актерское товарищество, но и оно просуществовало недолго, столкнувшись с финансовыми трудностями. Именно последнее обстоятельство привело к тому, что к концу 1880-х гг. театр в Красноярске влачил жалкое существование. И тогда городская общественность взяла инициативу в свои руки. В 1887 г. красноярскими театралами было создано Общество любителей драматического искусства, в числе учредителей которого выступили известные в городе люди И.П.Кузнецов, супруги Матвеевы, В.А.Данилов, И.Т.Савенков, Вл.М.Крутовский, Н.Д.Тютрюмов и др. Деревянное здание теара в Красноярске Общество взяло на себя все заботы о содержании театра, затраты которого должны были покрываться из денежных взносов его членов и сборами со спектаклей. Чтобы привлечь как можно больше зрителей и одновременно наполнить театральную кассу, почти каждую неделю давали премьеру. Поспешность, с которой в репертуар вводились новые спектакли, разумеется, не могла не сказаться на их художественном уровне. Но все же красноярские театралы не чуждались и сложных постановок, знакомя горожан с лучшими образцами русской и зарубежной классики — пьесами В.Шекспира, Ф.Шиллера, А.С.Грибоедова, А.Н.Островского. Народный дом им. А.С.Пушкина в Красноярске С постройкой железной дороги в енисейскую провинцию все чаще стали приезжать столичные театральные труппы. Большим событием для местных театралов стал приезд труппы Малого театра во главе с великой русской актрисой Г.Н.Федотовой. В мае 1902 г. труппа артистов московских театров под руководством А.П.Щепкиной показала в Красноярске пять спектаклей, среди них «Бешеные деньги», «Волки и овцы» по пьесам А.Н.Островского. Спектакли с участием столичных актеров проходили в недавно построенном здании Народного дома им. А.С.Пушкина (ныне драматический театр имени великого поэта). Большой популярностью у красноярцев пользовались музыкальные вечера, обычно проводившиеся в зале Общественного собрания. Концертировали в основном гастролеры. Увлеченность музыкой у отдельных красноярцев была столь велика, что возникло решение организовать свой музыкальный коллектив. Минусинский драматический театр В ноябре 1882 г. красноярский педагог З.А.Барш объединил вокруг себя городских меломанов в кружок, участники которого стали концертировать с программой, включавшей достаточно сложные произведения музыкальной классики. С 1886 г. кружок стал называться «Красноярское общество любителей музыки и литературы». Большой вклад в его деятельность внес ученик Н.А.Римского-Корсакова С.М.Безносиков, организовавший в 1887—1888 гг. в Красноярске симфонический оркестр. В концертах оркестра пропагандировалась русская классическая музыка, ставились сцены из опер.

В начало


Творчество В. И. Сурикова


Самым ярким явлением в культурной жизни енисейской провинции в пореформенный период стало творчество выдающегося художника В.И.Сурикова, феномен которого выходит за рамки локальной культуры, приобретая общероссийское и мировое значение. Уроженец Красноярска, выходец из старинного казацкого рода, свои первые шаги в живописи он делает в родном городе под руководством учителя рисования Н. В. Гребнева. Учитель поддержал стремление Сурикова поступить в Академию художеств после окончания училища в 1861 г. Это стало возможным благодаря помощи известного енисейского золотопромышленника П. И. Кузнецова, предоставившего ему стипендию на время обучения в Академии. В.И.Суриков После окончания в 1875 г. Академии Суриков в своем творчестве постоянно обращается к Сибири. Так, историю боярыни Морозовой он слышал в детстве от крестной матери О.М.Дурандиной. Также и композиция картины сложилась из воспоминаний о том, как по одной из улиц Красноярска везли кого-то из осужденных к публичному наказанию. Прообразами героинь картины стали его родственницы. И сам художник признавал, что «женское царство «Морозовой» вышло из нашего деревенского дома в Торгошине». После окончания работы над «Боярыней Морозовой» Суриков делает зарисовки видов города, пишет портреты матери, брата, знакомых. К 1897 г. относится замысел его картины, посвященной Степану Разину. Тогда же было сделано несколько этюдов к картине, в том числе и портретные зарисовки самого Разина, для которых художнику позировал известный красноярский педагог и ученый И.Т.Савенков. С пребыванием в Красноярске связана картина Сурикова «Взятие снежного городка», сюжетом которой послужило любимое развлечение сибиряков, устраивавшееся обычно на масленичные гуляния. Местом, где Суриков делал этюды с построенного по его заказу снежного городка, стало с. Ладейское под Красноярском. Сибирская красавица. Портрет Е.А.Рачковской, 1891 год Сам художник не раз высказывал мысль об особом типе духовного склада сибиряка. Он был убежден, что в Сибири дух свободы способствовал развитию человеческого достоинства и активности личности, поднимая ее на такую нравственную высоту, которая была невозможна в условиях многовекового крепостного рабства, господствовавшего в коренной России. Он писал: «В Сибири народ другой, чем в России,— вольный, смелый». И эти качества глубоко импонировали художнику, хотя он и не идеализировал казацкую вольницу в Сибири, прекрасно осознавая ее оборотную сторону — произвол и жестокость сильной личности. Этот взгляд Сурикова на проблему наиболее полно проявился в его картине «Покорение Ермаком Сибири», которую можно назвать программной в мировоззрении художника. Собирая материал для картины, он много работал в Красноярске, Минусинске, Тюмени, Тобольске, Сургуте, Таре, где искал прототипы своих героев, делал этюды. Продолжением сибирской исторической тематики стала работа над картиной «Красноярский бунт». Сурикова привлек этот сюжет тем, что в событиях 1695—1698 гг. участвовали его предки. Дом Суриковых в Красноярске До конца своей жизни Суриков не порывал связей с родными местами. Очень точно органическую связь творчества художника с его родиной подчеркнул внук художника М.Кончаловский, заметив, что «если бы Суриков не был сибиряком, он бы не был Суриковым». Приезды Сурикова на родину оказывали благотворное влияние на становление молодых сибирских художников. По инициативе Сурикова в Красноярске в 1910 г. открылась рисовальная школа. Одним из ее первых преподавателей стал Д.И.Каратанов, которого с Суриковым связывали дружеские отношения. Под его влиянием в творчестве самого Каратанова начинает преобладать тематика, посвященная истории Сибири. Влияние Сурикова сказалось и на творчестве архитектора Л.А.Чернышева, ставшего первым директором рисовальной школы. По проектам Чернышева был построен целый ряд зданий, преобразивших архитектурный облик Красноярска: купеческий клуб, ныне гостиница «Енисей» (пр. Мира, 71), особняк в стиле «ориенталь» с мавританскими элементами (ул. Кирова, 24), здание музея (ул. Дубровинского). Таким образом, красноярцы внесли свой вклад не только в развитие сибирского края, но и в сокровищницу русской культуры, дав миру имя своего гениального земляка Василия Ивановича Сурикова.

В начало


Будни и праздники сибиряков


В повседневной жизни населения Енисейской губернии на рубеже XIX—XX вв. происходят такие перемены, которые постепенно начинают подрывать патриархальные устои. Благодаря телеграфу и телефону до сибиряков начали быстрее доходить столичные новости, не так явно стала ощущаться изоляция провинции. Во внешнем облике городов губернии проступают новые черты. Если раньше в них преобладали деревянные постройки, мало чем отличавшиеся от деревенских усадеб, то к началу XX в. возрастает количество капитальных каменных строений, архитектуре которых присущ самобытный художественный стиль. По мере роста городских доходов «отцы города» стремились уделять больше внимания благоустройству. В губернском центре по инициативе городского головы П.С.Смирнова в 1912 г. была построена электростанция и проведено электрическое освещение улиц города, а на следующий год был введен в действие водопровод. В жизни горожан появляются новые увлечения. В начале 1890-х гг. стала популярной езда на велосипеде. В 1895 г. в Красноярске новым видом спорта овладели уже пятьдесят человек, и вскоре велосипедисты организовали первый в истории города велокросс по маршруту Красноярск — Томск. Чтобы упорядочить езду велосипедистов по улицам городов, губернатору пришлось издать правила велосипедного движения. Не менее популярным среди горожан становится кинематограф. Первый сеанс состоялся в Красноярске в 1897 г., а в начале XX в. в городе действовало уже три частных кинотеатра. Сибиряки восприняли кинематограф не только как разновидность досуга, но и довольно быстро овладели им как профессией. Местный фотограф М.П.Чулков в 1913 г. снял документальный фильм «Живая хроника Красноярска», в котором нашло отражение пребывание в городе известного полярного исследователя Ф.Нансена. Дочь известного красноярского врача. Женя Коновалова Городская интеллигенция стремилась как-то оживить и разнообразить досуг жителей, отвлечь от пагубного пристрастия простого люда к пьянству. С этой целью было решено организовать народные чтения, которые по замыслу устроителей должны были популяризировать научные знания, приобщать к достижениям культуры и искусства. С 1885 г. такие чтения стали проводиться в Красноярске, а вскоре этому примеру последовала общественность и других городов губернии. Программа лектория была весьма разнообразна: сведения о природных явлениях, об истории Российского государства и освоения Сибири, о творчестве выдающихся русских писателей, художников и ученых, религиозно-нравственная тематика, вопросы социально-правового характера (как например охрана труда рабочих на производстве). С 1891 г. в Красноярске стали устраиваться рождественские елки для детей. Кинотеатр «Патеграф» в Красноярске Инициатива этого начинания принадлежала городскому голове Н.К.Переплетчикову, который 4 января устроил на свои средства праздник для детей городской бедноты. На елку собралось 500 детей. Праздник имел такой успех, что с этого времени стал проводиться ежегодно. Однако новые формы общественно-культурного быта не могли так сразу вытеснить старые традиции и привычки. В жизни мещанства, составлявшего основную часть городского населения, еще прочно держались бытовые традиции, характерные для сибирского крестьянства. Большая часть времени этой части сибиряков была занята тяжелым трудом. Весной-летом все помыслы труженика были поглощены заботами о будущем урожае, с окончанием же сельскохозяйственных работ жизнь не становилась беззаботнее. Часть крестьян и горожан уходили на заработки на прииски, часть занималась извозом, кто-то шел в тайгу добывать пушнину и дичь. Летом обычным занятием сибиряков был сбор ягод, грибов и орехов. Значительная часть времени поглощалась работой в домашнем хозяйстве: молотьбой, уходом за скотом, заготовкой дров, ремонтом хозяйственных построек, исправлением сельскохозяйственного инвентаря. Женщины занимались домашними заготовками, стряпней, ткали полотно, домашние ковры, вязали рукавицы, чулки, катали валенки, мяли и пряли куделю, шили обновы. Первая художественная выставка в г. Красноярске. Состоялась в 1892 году Однообразный утомительный ритм будней сменялся праздниками, связанными главным образом с датами религиозного календаря. Из светских праздников, имевших общесибирское значение, можно отметить только день Дмитрия Солунского (26 октября) как исторический день завоевания Сибири. В этот день в городах местные власти устраивали банкеты и балы, в селах праздник отмечался привычными религиозными ритуалами — поминанием своих предков, крестным ходом в честь Ермака и первопроходцев, основателей своих поселений. Самыми значимыми в календаре православных сибиряков были праздники Рождества, Богоявления (Крещения), Благовещения, Пасхи, Троицы, Петрова дня, Ильина дня, Покрова дня, Казанской Божией матери, Николина дня. В эти дни обычно запрещалось трудиться. Но помимо этих праздников в церковном календаре было немало таких, которые не имели обязательных ритуальных регламентации и отмечались лишь теми, кто считал их своими. Например, некоторые — только женщинами (Варвары-мученицы, Авдотьи-каплюжницы, Параскевы-мученицы, Кирики-Улиты, Марии-Магдалины и т. д.) или молодежью (Иванов день, Еремей-запрягальник). Наряду с общерусскими религиозными праздниками у жителей губернии были святые сибирского пантеона — Иннокентий Иркутский (26 ноября) и Василий Мангазейский, мощи которого находились в Туруханском монастыре.

Карусель во время Масленицы на Новобазарной площади Красноярска
Помимо общерусских и общесибирских праздников отмечались храмовые — в честь святого своей приходской церкви. Как правило, на их празднование съезжались жители деревень данного прихода, поэтому они еще назывались съезжие. Проходили такие праздники при большом стечении народа, от 100 до 300 человек, и длились по нескольку дней. Китайская беседка в Городском саду Красноярска Участники их переходили из дома в дом, где гостям устраивали обильное угощение, дарили подарки. В некоторых деревнях, как например на Ангаре и в Маклаковской волости, было принято варить канун — поминальное пиво в честь святого приходской церкви и угощать им гостей. Иногда пиво пили из больших чаш — братин, ходивших по кругу среди сидевших за общим столом. Угощавшиеся жертвовали «грошики» на церковь. Такие праздники требовали весьма больших затрат — свыше 30 рублей в год. Кроме того, все праздники в целом занимали едва ли не треть года. Однако не следует думать, что крестьянин руководствовался только мотивами удовольствия. Можно посмотреть на этот обычай, принятый и в коренной России, иначе — как на своего рода инвестирование в общинную солидарность, которая в условиях высоких хозяйственных рисков выступала как своеобразный фактор социального страхования. Ведь участие в общем застолье, с одной стороны, воспринималось каждым как моральное обязательство в оказании помощи, а с другой — служило гарантией для ее получения. Пикник на пароходе «Сокол» у скита Достаток сибиряка добывался напряженным трудом. За короткое сибирское лето нужно было успеть сделать ту работу, на которую земледельцам в южных районах страны природа отвела время с весны по осень. В страдные дни крестьяне работали по 16—18 часов, и в это время, конечно, приходилось отказываться от отдыха не только по воскресным дням, но и по церковным праздникам, пренебрегая религиозными ритуалами. Однако, несмотря на всепоглощающий труд, в енисейской деревне начинает формироваться тонкий слой сельской интеллигенции, представлявшей цвет сибирского крестьянства. Это крестьянские умельцы, которые по образцам фабричной техники могли изготовлять самодельные сеялки, веялки, жнейки, и представители народной агрономии, по крупицам собиравшие земледельческий опыт, накопленный сибирским крестьянством. К последним можно отнести Ф.Ф.Девятова. На своем земельном наделе в с.Курагино Минусинского округа он разводил лучшие сорта пшеницы, огородных культур, апробировал посевы льна, проводил опыты по травосея¬нию. Девятов вывел новую породу крупного рогатого скота, полученную путем скрещивания голландского производителя с местной породой, разводил йоркширскую породу свиней. О своих опытах он рассказывал на страницах сибирских газет и других изданий, уделяя в них внимание не только вопросам агрономии, но и организации крестьянского хозяйства, поиску путей увеличения доходности. Федор Федорович также принимал участие во всевозможных сельскохозяйственных выставках. В 1892 г. он представил образцы яровой ржи и пшеницы на Красноярской выставке, получив золотую медаль.
Свадьба в деревне Карымова Канского уезда
В 1896 г. коллекция зерновых культур Девятова была представлена на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде и отмечена похвальной грамотой. Но самым крупным признанием достижений сибирского крестьянина-самоучки стало присуждение ему бронзовой медали на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г. Девятое был знатоком быта сибирского крестьянства, записывал свадебные обряды, народные предания, песни. Его советы использовал в своей работе известный историк и этнограф Ф.Кон. Собранные Девятовым материалы были положены в основу музейной коллекции Н.М.Мартьянова. Сам Девятов считал важным фактором прогресса крестьянского хозяйства просвещение народа. Он явился инициатором создания библиотеки в с. Курагино и в 1900 г. отдал под нее свой дом. Т.М.Бондарев Не менее ярким примером, отражающим глубинные изменения в крестьянском мировоззрении, является судьба крестьянина села Иудина Минусинского округа Т.М.Бондарева. В поисках ответа на волновавшие его вопросы общественной жизни и государственного устройства, высшего морального закона он много читает, занимается самообразованием. При этом в круг чтения его входили не только книги религиозного характера, но и сочинения А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.А.Крылова. Итогом его многолетних размышлений стал целый цикл рукописных произведений, в которых он выступает как оригинальный философ-моралист: «Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца», «Се человек», «Первородное покаяние», «Гордиев узел», «О любви к ближнему», «Спасение от тяжкой нищеты» и другие. Философские идеи Бондарева представляют самостоятельную трактовку христианства, сочетаясь с резкой критикой официальной церкви. В них нашли свое отражение народные идеалы социальной справедливости. Л.Н.Толстой, ознакомившись с рукописями Бондарева, был глубоко потрясен идеей об обязательности труда для каждого человека. Это оказалось созвучно его духовным исканиям. «Мое мнение,— писал он,— что вся русская мысль, с тех пор как она выражается, не произвела со своими университетами, академиями, книгами и журналами ничего подобного по значительности, силе и ясности тому, что высказали два мужика — Сютаев и Бондарев. Это не шутка и не интересное проявление мужицкой литературы, а это событие в жизни не только русского народа, но и всего человечества». Усилиями Толстого труд Тимофея Михайловича Бондарева был опубликован на русском языке в 1906 г., спустя несколько лет после смерти последнего. Таким образом, в духовной жизни земледельческого и городского населения Енисейской губернии на рубеже веков все заметнее стали проявляться новые черты, связанные с вовлечением далекой сибирской окраины в общероссийские культурно-исторические процессы.

В начало


Вперед      Назад