Одной из форм мобилизации масс на борьбу с разрухой в то время являлись коммунистические субботники. В Красноярске они начали проводиться с февраля 1920 года. Енисейский губком партии 12 марта 1920 года создал губернское бюро субботников. Такие же бюро были созданы при уездных комитетах партии. Массовый субботник в Красноярске был проведен первого мая 1920 года. В нем участвовало свыше 25 тысяч человек. В этот день только на станции Красноярск и в железнодорожных мастерских было выпущено из ремонта 2 паровоза, разобрано на ремонт 2 паровоза, поднято на скаты и домкраты 8 паровозов, отремонтировано 28 пассажирских вагонов, выгружено 168 вагонов различных грузов, отсортировано 10 000 пудов железа. Работники водного транспорта и красноармейцы занимались ремонтом судов Енисейского речного флота. На коммунистических субботниках работали чоновцы, бойцы и командиры красноярского гарнизона Красной Армии. 30 мая 1920 года в субботнике на Красноярских железнодорожных мастерских участвовали работники политотдела 5-ой Армии. Среди них был славный сын чешского народа коммунист Ярослав Гашек, впоследствии автор широко известного произведения «Похождения бравого солдата Швейка». В то время Гашек был председателем отдельного специального райкома партии штаба 5-ой Армии. С мая 1920 года коммунистические субботники в Красноярске и Енисейской губернии, как и во всей нашей стране, проводились систематически. Они воспитывали новое, коммунистическое отношение к труду, укрепляли трудовую дисциплину.
Десятый съезд партии, состоявшийся в марте 1921 года, одобрил разработанную В.И. Лениным новую экономическую политику. Переход к нэпу укрепил союз рабочего класса с крестьянством на новой экономической основе. Введение продовольственного налога вместо продразверстки усилило заинтересованность крестьян в развитии сельского хозяйства. Был нанесен сокрушительный удар по замыслам и тактике врагов советского строя. Для Енисейской губернии это имело особо важное значение. Особенность расстановки классовых сил в деревне в начале нэпа заключалась в том, что кулачество здесь представляло более значительную силу, чем в европейской части страны. Так, осенью 1921 года кулацкие хозяйства составляли около 15 процентов, а в Центральной России — 4—5 процентов хозяйств. Кроме того, и середняки губернии были гораздо зажиточнее: имели большие площади посевов, много скота, сельскохозяйственного инвентаря и запасов товарного хлеба. В целом сибирское крестьянство являлось, по выражению В.И. Ленина, самым сытым, крепким . На состоявшемся в начале апреля 1921 года пленуме губкома партии было решено широко распространить все резолюции X съезда партии, провести разъяснительную работу в массах. С переходом к нэпу партийные, советские и хозяйственные организации приняли энергичные меры для оказания помощи бедняцким хозяйствам и семьям, пострадавшим от колчаковцев. Эта помощь оказывалась со стороны государства. Кроме того, организовывалась коллективная взаимопомощь на местах. Для нуждавшихся хозяйств производилась заготовка леса, строились новые дома, выдавались семенная ссуда и денежные кредиты. Наиболее пострадавшие волости были обеспечены семенами и сельскохозяйственным инвентарем. Все это позволило организованно, с большим политическим и трудовым подъемом провести весенний сев 1921 года. Народное хозяйство хотя и медленно, но неуклонно шло на подъем. Возросла политическая активность рабочего класса и трудового крестьянства. Это нашло свое выражение прежде всего в успешной борьбе с кулацким бандитизмом. К началу 1923 года все его очаги на территории губернии были разгромлены. Не менее важным показателем возросшей политической активности трудящихся и первых хозяйственных успехов на путях новой экономической политики явилась помощь Енисейской губернии голодающим Поволжья в 1921 — 1922 годах. Население пожертвовало голодающим 257 пудов серебряных изделий, много драгоценностей, золотой и серебряной монеты, 50 тысяч пудов хлеба, около трех миллионов рублей денег, много одежды и обуви. Президиум ВЦИК отметил «гражданскую доблесть и самоотверженность сибирского крестьянства» и объявил благодарность за успешное выполнение продналога и активную помощь голодающим.
В первые годы нэпа в промышленности губернии преобладали мелкие предприятия. Наиболее крупными были Красноярский паровозовагоноремонтный, Абаканский железоделательный заводы, медеплавильные заводы «Юлия» и «Улень» в Минусинском уезде, Знаменский стекольный завод и некоторые другие. В 1921 году в губернии начал действовать Ольховский рудник по добыче золота, в Красноярске пущен завод каустической соды. Всего в 1921 году в ведении губернского Совета народного хозяйства (он вновь был создан после разгрома колчаковщины) находились 336 предприятий. Из них 124 механизированных, а 46 — чисто кустарных. Кроме того, было создано 46 кустарно-промысловых артелей. С переходом к нэпу была осуществлена организационная перестройка управления народным хозяйством. В совнархозе развернули работу отделы: производственный, топливно-лесной, кустарной промышленности, административно-инструкторский, финансовый, снабжения и учетно-статистический. Кроме того, был создан технический совет из представителей науки и высококвалифицированных специалистов. Он занимался изучением природных богатств губернии, проведением технических анализов и различных исследований по развитию новых отраслей промышленного производства. Совнархоз сыграл важную роль в восстановлении народного хозяйства губернии. В 1922 году в ведении совнархоза осталось 194 наиболее крупных промышленных предприятия, которые были переведены на хозяйственный расчет. Остальные, ввиду убыточности и малочисленности, занятых в них рабочих, временно передали в аренду частным лицам. Переход предприятий на хозяйственный расчет дал возможность осуществлять более действенный контроль за их работой, добиваться выполнения производственных заданий. Уже в 1922 году многие предприятия совнархоза успешно выполнили план. В кожевенной промышленности производительность труда выросла в три раза по сравнению с предыдущим годом. Однако ряд отраслей — особенно угольная, лесная - работали убыточно. Объяснялось это тяжелыми последствиями хозяйственной разрухи, изношенностью оборудования, недостатком оборотных средств. Подводя на XI съезде партии итоги первого года новой экономической политики, В. И. Ленин подчеркнул, что отступление окончено, и выдвинул задачу подготовки наступления на частнохозяйственный капитал. Выступая на пленуме Московского Совета в ноябре 1922 года, Ленин выразил твердую уверенность в том, что в течение нескольких лет «из России нэповской будет Россия социалистическая». В эти годы в Енисейской губернии зародились первые формы социалистического соревнования за досрочное выполнение производственных планов и заданий, более экономное расходование сырья, материалов, денежных средств. Инициаторами были коммунисты и комсомольцы. В трудные дни 1921 года, когда из-за недостатка топлива могли остановиться многие предприятия Красноярска, комсомольцы города и уезда в короткий срок построили конно-железную дорогу от Коркинских каменноугольных копей до Красноярска протяженностью в К12 километров. Подлинный героизм проявили комсомольцы губернии на строительстве железной дороги Ачинск—Абакан. Они показывали пример в труде, проводили субботники по разборке второстепенных железнодорожных веток и тупиков. Магистраль Ачинск—Абакан в 1925 году была сдана в эксплуатацию. По инициативе комсомольцев в губернии с большим подъемом прошла весной 1923 года «Неделя помощи Красному флоту». За активное участие в шефской работе комсомол губернии получил переходящее Красное знамя Сиббюро ЦК РКСМ. В Енисейской губернии, как и в целом по стране, быстро восстанавливалась промышленность. Выработка на одного рабочего в 1923 году возросла на 40 процентов по сравнению с 1921 годом. Увеличился выпуск продукции в угольной, лесной, кожевенной и других отраслях промышленности. Значительно улучшили работу железнодорожный и водный транспорт. На основе объединения мелких предприятий со старым, изношенным оборудованием были созданы единые промышленные комбинаты, располагавшие более значительными оборотными средствами. В Красноярске в 1923 году открылось обувное производство, на базе которого в дальнейшем была создана обувная фабрика «Спартак». В 1924 году угольная промышленность выполнила план на 100 процентов, добыча золота возросла на 132 процента. Рабочие железнодорожных мастерских добились снижения стоимости ремонта паровоза серии «Ж» против довоенной на 1053 рубля. Укрепилась производственная дисциплина на предприятиях. С восстановлением промышленности и ростом производительности труда улучшилось материальное положение трудящихся, возросла реальная заработная плата. Только во второй половине 1924 года реальная заработная плата рабочих и служащих в губернии увеличилась на 10 процентов. Развитие народного хозяйства на путях новой экономической политики неизбежно привело к некоторому оживлению и росту капиталистических элементов. Это проявлялось главным образом в торговле. На долю частного сектора в конце 1922 года приходился 41 процент всего товарооборота губернии, в том числе около 70 процентов — в розничной торговле. В последующие годы Советское правительство провело значительное снижение цен на промышленные товары и в первую очередь на предметы широкого потребления. Одновременно шло расширение сети государственной и кооперативной торговли. На этой основе происходило неуклонное вытеснение частного капитала из торговли. Завершение денежной реформы в 1924 году и введение твердой валюты также улучшило материальное положение трудящихся.
На путях новой экономической политики быстрыми темпами шло восстановление и сельского хозяйства. Замена продразверстки продналогом дала возможность крестьянам продавать излишки сельскохозяйственной продукции и покупать у государства машины и сельскохозяйственный инвентарь. Середняцкие слои деревни пополнялись за счет экономически крепнущих бедняцких хозяйств. Середняк становился центральной фигурой в деревне. С 1922 по 1924 год число бедняцких хозяйств (беспосевных и с посевом до 2-х десятин) умень¬шилось с 48,5 до 36,6 процента, а число середняцких хозяйств (с посевом от 2-х до 8 десятин) увеличилось с 47,6 до 57,4 процента. К концу 1925 года сельское хозяйство губернии по основ¬ным показателям было не только полностью восстановлено, но даже превысило лучшие показатели довоенного периода. Посевные площади составили 775580 десятин, а валовый сбор зерна — 59,1 млн. пудов, из них товарные излишки — 22,9 млн. пудов. Вместе с тем это было не простое восстановление сельского хозяйства на старой, дореволюционной основе. Происходило постепенное накапливание элементов социалистической реконструкции сельского хозяйства. Непрерывно возрастала материально-техническая помощь трудовому крестьянству со стороны государства, развивались производственные формы кооперации. Основными формами производственной кооперации в то время были машинные товарищества и первые сельскохозяйственные коммуны, возникшие вскоре после окончания гражданской войны. В Хакасии создавались мелиоративные товарищества. В начале 1921 года в губернии была 41 коммуна. Некоторые из них действовали вплоть до начала 30-х годов, перейдя потом на устав сельскохозяйственной артели. Преимущество коллективных хозяйств в губернии показывали также первые совхозы. В 1921 году крупными и рентабельными совхозами были Учумский в Ужурской волости, Батеневский в Новоселовский и Алтайский в Хакасии. Созданные на базе бывших экономии Алексеева и Четверикова, они специализировались на мериносовом овцеводстве и имели высокие экономические показатели. В 1923 году на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве Учумский совхоз получил четвертую премию. Преодолев большие хозяйственные трудности, машинные и мелиоративные товарищества, совхозы и сельскохозяйственные коммуны к концу восстановительного периода стали социалистическими опорными пунктами в деревне. Подъем сельского хозяйства в условиях новой экономической политики привел к общему улучшению материального положения крестьянства. Однако и классовая борьба в деревне не утихала. Пользуясь малочисленностью деревенских ячеек коммунистов, кулаки пробирались к руководству сельскими Советами и правлениями кооперативных товариществ. Они саботировали выполнение плана продовольственного, а затем единого сельскохозяйственного налога. В 1924—1925 годах участились случаи убийства сельских активистов. В такой обстановке особое значение приобретала массово-политическая и организаторская работа партийных организаций в деревне. Активизируя деятельность сельских Советов, деревенские коммунисты создавали широкий беспартийный актив вокруг ячеек, привлекали бедноту и середняков к участию в работе Советов, кооперации и других массовых организаций. Большую роль сыграли школы, народные дома, избы-читальни в ликвидации неграмотности и развертывании культурной работы в деревне. Одним из важных средств усиления пролетарского влияния на крестьянство являлось шефство рабочих над деревней. Оно проходило под лозунгом «Лицом к деревне» и выражалось сначала в политической и культурной, а затем и производственной помощи селу. Инициаторами этой работы выступили в апреле 1923 года четыре ячейки коммунистов первого района Красноярска. Рабочее шефство внесло большое оживление в политическую и культурную жизнь деревни.
С победой Великой Октябрьской социалистической революции при активной братской помощи со стороны русского народа началось подлинное развитие всех ранее отсталых народностей. В Туруханском крае, объединявшим тогда весь север Енисейской губернии, Советская власть была восстановлена в январе 1920 года. В середине того же года состоялся съезд уполномоченных от трудящихся всех станков Туруханского края. Участники съезда послали телеграмму председателю Совета Народных Комиссаров В.И. Ленину. В ней говорилось: «С чувством искреннего уважения за Ваши заслуги в деле освобождения трудящихся Туруханский съезд шлет Вам горячий привет и готов поддержать Вас в дальнейшей борьбе за укрепление Советской власти». Всей работой по созданию органов Советской власти и восстановлению народного хозяйства «а енисейском Севере руководила Туруханская организация РКП (б). Туруханский ревком, возглавляемый коммунистами, провел учет всех продовольственных и промышленных товаров и реквизировал их у торговцев. Были установлены твердые цены на хлеб, соль и другие товары. Весной 1920 года Туруханский ревком национализировал пушнину и рыбу, принадлежавшую местным купцам. Были приняты меры по установлению революционного порядка и ликвидации остатков колчаковских банд, скрывавшихся в тайге и тундре. Для этого был создан Туруханский коммунистический отряд особого назначения, основное ядро которого составляли коммунисты. Крупным событием в жизни трудящихся енисейского Севера стал первый краевой съезд Советов, собравшийся 27 декабря 1920 года в Туруханске. Впервые после разгрома колчаковщины съехались северяне для обсуждения наболевших вопросов политической и хозяйственной жизни. Съезд обсудил отчет крайревкома, доклад уполномоченного Енисейского продовольственного комитета, состояние народного образования. Было принято решение о преобразовании революционного комитета в краевой исполнительный комитет Советов рабочих и крестьянских депутатов. Съезд избрал крайисполком, подчиненный Енисейскому губиополкому. Участники съезда обратились с призывом к населению края помочь голодающим Поволжья. В фонд голодающих были сданы десятки центнеров свежей и соленой рыбы, мяса и пушнины. Советы на станках и факториях установили контроль за расходованием промышленных и продовольственных товаров. Социалистический уклад жизни народов Севера рождался в классовой борьбе. Туземная родовая верхушка, остатки недобитой русской торговой буржуазии, шаманы, знахари и другие реакционные силы упорно сопротивлялись созданию местных Советов, срывали их мероприятия, терроризировали людей. Однако беднота, составлявшая большинство населения, все более сплачивалась. На основе утвержденного Енисейским губисполкомом в 1923 году «Положения о кочевых и родовых Советах Туруханского края» началось создание национальных родовых и кочевых Советов. Родовой принцип организации местных Советов полностью оправдал себя и явился переходной формой к территориальному принципу с организацией в 1930 году Таймырского и Эвенкийского национальных округов. В Туруханеком крае началось строительство школ, больниц и культурно-бытовых учреждений. Трудящиеся Таймыра и Эвенкии, минуя капиталистическую общественно-экономическую формацию, начали переход непосредственно к социализму.
Восстановление народного хозяйства в Хакасии имело свои специфические особенности. Хакасия так же, как Таймыр и Эвенкия, до Октябрьской социалистической революции являлась отсталой национальной окраиной царской России. «Неизвестная туземная народность, без своей письменности, без права на существование»,— так говорили в прошлом о хакасах. Они были раздроблены на несколько национальных групп (качинцы, сагайцы, кызыльцы) и закабалены экономически и политически. За годы гражданской войны хозяйство сильно пострадало, большое количество скота было уничтожено. Только Советская власть создала социалистическую государственность хакасов. В 1923 году образовался Хакасский национальный уезд Енисейской губернии, который в 1925 году был преобразован в Хакасский национальный округ. Ликвидация экономической и культурной отсталости хакасского народа проходила на основе ленинских принципов национальной политики. Это обеспечивалось ростом промышленности и кооперированием крестьянских хозяйств. О первыми успехами в развитии сельского хозяйства в Хакасии стал ощущаться недостаток в удобных для земледелия землях. Часто повторялись засухи. Например, в 1923 году в селении Бея выгорели все крестьянские посевы на пло¬щади в 2000 десятин. Пострадало от засухи много других деревень. Поэтому основной формой производственной кооперации в Хакасии стали мелиоративные товарищества. К середине 1925 года было создано 21 мелиоративное товарищество. Увеличилась площадь земель в долинах рек Абакан, Аскиз и Уйбат. Орошаемые земли государство освобождало от налога. Значительных успехов в развитии сельского хозяйства добилось Аскизское мелиоративное товарищество. Оно построило оросительный канал протяженностью в 18 километров и в 1925-1926 годах освоило 600 десятин новых земель. В октябре 1925 года здесь была пущена в эксплуатацию электростанция. Наряду с мелиоративными стали возникать и развиваться машинные товарищества и другие формы коллективного труда в сельском хозяйстве.
21 января 1924 года умер Владимир Ильич Ленин. С глубокой скорбью встретили эту весть советские люди, трудящиеся всего мира. В день похорон В. И. Ленина во всех городах и селах на пять минут была приостановлена работа. Под траурные гудки фабрик, заводов, паровозов, звучавшие по всей стране, гроб с телом В.И. Ленина опустили в Мавзолей на Красной площади. Прощаясь с Лениным, партия, советский народ давали клятву выполнить до конца его заветы. На тяжелую утрату любимого вождя рабочий класс ответил массовым вступлением в партию, получившим название ленинского призыва. В Енисейской губернии ленинский призыв дал партийной организации 1588 человек, в основном производственных рабочих со стажем от 5 до 25 лет. В апреле 1924 года губернская партийная организация насчитывала 5933 человека, а в сентябре того же года — 6884. Численность комсомольской организации с 1 октября 1923 года по 1 декабря 1924 года увеличилась в три раза: в губернии стало 7043 комсомольца. В дни всенародного траура партия чувствовала особую поддержку со стороны де только рабочего класса, но и всех трудящихся нашей страны. Это нашло свое выражение в многочисленных письмах беспартийных в партийные организации и. в газеты, в резолюциях массовых митингов. Вот некоторые из них: «Мы, рабочие водного транспорта Енисейского бассейна, узнав о тяжелом горе, постигшем Коммунистическую партию, весь пролетариат мира со смертью нашего вождя Владимира Ильича Ленина, торжественно обещаем по зову Центрального Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков) сплотиться вокруг рядов РКП (б), чтобы довести идеи, завещанные нам Лениным, до победного конца». «Мы, крестьяне деревни Малый Кемчуг Красноярского края,— говорилось в одной из резолюций, - собравшись на общее собрание и заслушав печальную весть о смерти Владимира Ильича, тяжело почувствовали горе, постигшее крестьян и рабочих Союза Советских Республик. Мы говорим заседающему съезду Советов: «Работайте, товарищи, спокойно. Крестьяне и рабочие на местах зорко следят за врагами». В селах губернии крестьяне открывали новые школы, уголки Ленина, создавали кружки по изучению ленинизма и просили партийные ячейки обеспечить такие кружки руководителями. Комсомольцы Покровской волости Ачинского уезда в память о Владимире Ильиче собрали 200 рублей золотом. Эти деньги они использовали на покупки книг для изб-читален, на выписку газет «Крестьянская газета», «Путь молодежи» и в фонд воздушного флота. Еще во время болезни и особенно после смерти В.И. Ленина троцкисты повели яростную атаку против генеральной линии партии. Во главе фракционной группы в губернской партийной организации стоял активный участник «рабочей оппозиции» Пронский. Борьба с троцкистами приняла острый характер. В июне 1924 года Оргбюро ЦК РКП (б) специально рассмотрело вопрос о Красноярской организации, одобрило деятельность Енисейского губкома партии и постановление Центральной Контрольной Комиссии об исключении из партии троцкистской группы Пронского.
Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли большое внимание культурному строительству, являвшемуся составной частью борьбы советского народа за социализм. Для осуществления культурной революции нужно было ликвидировать неграмотность взрослого населения, ввести всеобщее обязательное обучение детей, создать широкую сеть средних и высших учебных заведений для подготовки специалистов, всемерно развивать науку, литературу и искусство. Уже в первые годы восстановительного периода в губернии появилось 14 клубов, объединивших более пяти тысяч активистов. Большой популярностью у населения Красноярска пользовался клуб имени Карла Либкнехта при железнодорожных мастерских. Здесь формировались кадры музыкантов, художников, вокалистов, спортсменов, участников драматических коллективов, проводились первые городские комсомольские конференции, вечера на атеистические темы. Рабочие приходили сюда с семьями, заполняя до отказа зрительный зал. Рабочий класс губернии играл решающую роль в идейном воспитании и культурном просвещении крестьянства. Рабочие коллективы посылали в деревню своих докладчиков и самодеятельных артистов, создавали пункты по ликвидации неграмотности, ремонтировали школы, избы-читальни, красные уголки и налаживали в них работу. Центрами всей политико-воспитательной работы в деревне являлись Народные дома и избы-читальни. Вокруг этих очагов культуры группировался сельский актив: учителя, врачам, агрономы. Только с ноября 1922 по октябрь 1923 года губком партии направил в деревню 22 тысячи брошюр, более 93 тысяч листовок и плакатов. Для обучения неграмотных повсеместно создавались пункты ликбеза, школы малограмотных, широко практикова¬лось индивидуальное обучение. Всю эту огромную работу в стране возглавляли Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности и общество «Долой неграмотность!». В 1922 году в губернии действовали 38 школ ликбеза. Широко практиковалось индивидуальное обучение силами учителей, комсомольцев, школьников. Многие рабочие и крестьяне садились за парты в 40 — 60-летнем возрасте. Важным средством политического просвещения трудящихся была советская печать. 10 января 1920 года стал снова выходить «Красноярский рабочий» тиражом в 3500 экземпляров. В Ачинске выпускалась газета «Рабочий и крестьянин», в Канске — «Власть Советов» и «Камский крестьянин», в Минусинске — «Власть труда», в Енисейске — «Красный таежник». В 1923 году по решению губкома партии начала изда¬ваться еженедельная газета «Коммунар» — приложение к «Красноярскому рабочему». В ней публиковался материал о работе партийных ячеек. В 1924 году газета «Коммунар» была реорганизована. На ее базе стал выходить еженедельный журнал «Знамя коммунизма». В 1925 году тираж «Красноярского рабочего» превысил 12000 экземпляров. В эти годы в Енисейской губернии по инициативе губкома партии было создано «Паевое книжное товарищество». Членами-учредителями товарищества являлись губком партии, редакция газеты «Красноярский рабочий», губсовнархоз, губоно и другие. Рабочим делалась пятнадцатипроцентная скидка со стоимости каждой книги. Особенно большое значение в политическом воспитании коммунистов и всех трудящихся губернии имело распространение произведений В.И. Ленина. В 1924 году в губернии действовало 34 библиотеки, имелось 6 партийных библиотек. В Енисейской губернии много делалось для развития художественного творчества. Произведения художественной литературы печатались не только в Красноярске, но и в других народах губернии. Так, в 1922 году в Канске была издана фантастическая повесть В. Итина «Открытие Риэля» («Страша Гонгури»), принятая ранее М. Горьким для журнала «Летопись». В Красноярске в эти годы работают художники Д.И. Каратанов, А.П. Лекаренко, Г.Я. Троицкий, К.Ф. Вальдман, А.С. Шестаков, К.И. Матвеева, А.Ф. Ефремов, А.В. Вощакин и другие. Выпускники рисовальной школы пропагандируют искусство в массах. Ведущим направлением в изобразительном искусстве по-прежнему оставалась работа краеведческого характера. Наиболее последовательно эту тему в своем творчестве проводит художник Д.И. Каратанов. Он продолжает свои поездки с научными экспедициями. Как вдумчивый исследователь он восстанавливает в художественных образах живые картины исторического прошлого края: «Постройка кургана», «Первая встреча казаков с эвенками», «Постройка Красноярского острога» и другие.
К концу 1925 года трудящиеся Енисейской губернии в основном закончили восстановление промышленности и сельского хозяйства. Рабочие и крестьяне губернии вместе со всем советским народом приступили к развернутому строительству социалистического общества в нашей стране.
Вскоре после завершения гражданской войны началось преследование по религиозным признакам. Уже в 1924-1925 гг. были лишены избирательных прав все священнослужители: священники, псаломщики, церковные старосты, руководители церковных советов и др. Среди лишенных оказывались и члены их семей. От этого пострадали И. П. из Кан-Перевоза, Д. Лавренев из Александро-Ерши, А. Волосов из Петрушков, А. А. Иокиманский из Георгиевки, Николай Ващинский из Анцири, С. И. Лопардин из Ашкаула, Г. Н. Галин из Бражного, И. Убиенных из Верхнего Амонаша, а также Николай Иваницкий, Фома Крикунов, А. И. Барков и др. Не принималось во внимание даже то, что часть священников была бедняками. Например, священник из с. Бражного Георгий Николаевич Галин имел в 1928-1929 гг. лошадь, корову, телку, 4 овцы, 2,5 десятины земли. Наемного труда не применял с 1927 г. Но, тем не менее, был подвергнут твердому заданию. Правда, это задание отменил райисполком, но председатель местного сельсовета добился восстановления твердого задания. 24 октября 1928 г. Галин был арестован, 14 января 1929 г. отказался от своего сана через газету "Труд пахаря". Но на следующий день он был сослан. Власти следили за отправлением религиозных нужд населения. В августе 1925 г. Верх-Амонашенский сельсовет запретил крестный ход и освящение колодцев. Амонашенский райисполком утвердил это решение. Власти не делали никакого исключения для любой религии, действуя по принципу: "Религия - опиум для народа". Житель Ашкаула Гавриил Прокопьевич Иванов 8 мая 1930 г. обратился к районным властям с вопросом, за что он подвергается преследованиям. Он был руководителем местной баптистской общины и написал краткую историю этой общины. Община возникла в 1918 г. и возглавил ее Федор Пырак. По доносу односельчан он был расстрелян колчаковцами. Община была восстановлена в 1921 г., и ее возглавил Г. П, Иванов. И вот теперь община подвергается преследованиям, а сам Иванов лишен права голоса, несмотря на то, что он участвовал в восстании против Колчака, а затем добровольцем вступил в РККА. В своем заявлении Иванов писал: "Прошу подтвердить, что законы Советской власти не только печатаются на бумаге, но и проводятся в жизнь". Речь в данном случае шла о свободе вероисповедования. В религиозные общины засылались агенты, чтобы знать о настроениях верующих. Так, агент по кличке "Четный" сообщал, что уезжавшего на Кубань Сезько жители Верхнего Амонаша провожали с пением псалмов. 60 единоверцев возглавлял баптистский проповедник Захарий Савенко. Всего же в районе в октябре 1930 г. насчитывалось 26 религиозных объединений православного направления, по одному иудаистского и магометанского, а также 6 баптистских. В 1934 г. в г. Канске при Церкви Скорбящей Божьей Матери было 145 верующих и 1 священник. В Спасском соборе 2 священника обслуживали 369 верующих. Была в городе и православная община тихоновского толка и молельный дом баптистов, который посещали 22 человека. Против верующих использовался и такой метод борьбы, как закрытие церквей. Уже в 1925 г. был закрыт терский молитвенный дом. В 1929 г. такая же участь постигла церкви в Большой Уре, Кан-Перевозе и Петрушках. В 1930 г. были закрыты комаровская, ашкаульская и браженская церкви. В 1931 г. прекратили работу церкви в Амонаше, Анцири и Верхнем Амонаше, последняя, правда, сгорела. Новоселовская церковь и Михайловский молитвенный дом дотянули до 1932 г. К 1934 г. осталась только георгиевская церковь, но местное население вынуждено было принять решение о передаче здания на культурные нужды. Религиозные здания использовались на самые разнообразные нужды. Под клубы были переоборудованы здания в Большой Уре, Комарово, Амонаше, Петрушках. Гаражом стала кан-перевозинская церковь. В терском к молитвенном доме была школа, а в михайлоьском - изба-читальня. Пустовали здания в Ашкауле и Бражном. Некоторые здания по несколько раз меняли свои функции: петрушковская церковь из клуба превратилась в зернохранилище, а затем была использована на строительстве молочноконсервного завода, как и анцирская. А большеуринская была использована при строительстве МТС. Новоселовская была пущена на строительные нужды в Тайнинском совхозе. Можно по-разному относиться к религии, но отрицать ее роль в формировании нравственного облика человека, вряд ли возможно. Важную роль играли и церковно-приходские школы. Еще до революции в Браженской школе работала дочь местного священника Ильи Шангина. Несколько детей амонашенского священника Алексея Баркова работали учителями в Амонаше, Верхнем Амонаше и других селах. В 1928 г. А. Барков вынужден был отречься от сана, считая, что жизнь станет спокойнее. Но его ожидал новый удар судьбы. Он перешел жить в семью сына Гавриила, объединив хозяйства. Сразу же объединенное хозяйство попало в разряд зажиточных. Но самая крупная драма происходила в г. Канске и связана она была с закрытием Спасского Собора. 26 января 1930 г. окружные власти приняли решение о закрытии собора. В качестве предлога использовали такие: невнесение арендных платежей, безобразное отношение к имуществу и просьбы трудящихся о закрытии храма. Окружной исполком уже в 7 часов 27 января приступил к ликвидации собора. Здание было окружено вооруженными призывниками. Были сброшены и увезены 4 из 8 колоколов. На место крестов были водружены красные флаги. Сам храм был опечатан. В таком положении храм находился до полудня, после чего в нем было разрешено богослужение. Чем же можно объяснить изменение позиции властей? Дело в том, что было нарушено положение о религиозных культах, дававшее право на двухнедельный срок для опротестования решения Окрисполкома. Власти допустили и другое нарушение - вручили копию своего решения через 4 дня после принятия, Представитель верующих, в свою очередь, закон выполнял неукоснительно. Получив решение о закрытии храма, они тут же дали ответ на все обвинения, а также передали ходатайство граждан о сохранении храма. Еще 26 января в лоно церкви было принято 506 горожан и жителей окружающих сел, где церкви уже были закрыты. Используя свое право на обжалование, верующие составили жалобу в адрес Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. При этом верующие указывали, что по их мнению, закрытие храма не вызвано экономическими причинами, а "исключительно нетерпимостью местных атеистов". Пока верующие соблюдали букву закона и ждали ответа из ВЦИК, городские власти, в лице председателя горисполкома, председателей административного и финансового отделов, техника коммунхоза и архиерея собора В. А. Зубкевича оформили изъятие 7 из 8 колоколов, общим весом более 10 тонн. В соборе был оставлен лишь колокол весом в 2 пуда. К 1937 г. сопротивление верующих было сломлено. 28 декабря 1937 г. состоялось общее собрание группы верующих Спасского Собора. В повестке дня - лишь один вопрос: о передаче собора горсовету. В протоколе отмечено, что осталось всего пять человек из числа тех, кто подписывал договор об аренде здания. Здание практически разрушилось, не отапливается. Община средств на его содержание не имеет. Уже на следующий день специальная комиссия приняла от старосты церковного совета Зверевой церковное имущество: по 5 архиерейских и поповских риз, облачения, мантии и др., всего 63 наименования. Точка была поставлена 24 января 1938 г., когда горисполком передал здание под аэроклуб.
После окончания гражданской войны, крестьянство принялось за восстановление сельского хозяйства. Происходило расширение посевных площадей, увеличение количества скота, приобретались сельхозмашины. Не имея достаточного количества хлеба, государство не преследовало крестьянина-собственника. Оно даже оказывало поддержку тем, кто вел хозяйство более рационально, предоставляя им льготы по сельхозналогу. Особые льготы были предоставлены бедноте и середнякам. К концу 20-х годов значительная часть крестьянства стала на ноги. Появились середняки и даже крепкие хозяева. Но крестьяне, за исключением бедноты и молодежи, предпочитали не ввязываться в политику, стараясь заниматься преимущественно сельским хозяйством.
Усиление политических противоречий пришло в деревню в конце 20-х годов, когда началась массовая коллективизация. До 1929 г. проводилась политика, более или менее устраивавшая крестьянина. Но уже
1.одобряя взятую линию быстрейшей коллективизации основных масс деревни, необходимо сохранить этот темп коллективизации;
2.взять курс на укрупнение колхозов и перевод простейших объединений в более сложные формы.
Это означало начало массовой коллективизации и уничтожение кулака как класса.
И уже в августе 1929 г. было ликвидировано Белоярское ТОЗ "как кулацкое и состоящее из родственников". По причине родства был ликвидирован кооператив и в Верхнем Амонаше.
Готовясь к уничтожению кулака, власти засылали тайных агентов в крепкие хозяйства. Уже в начале 1928 г. агент по кличке "Четный" докладывал, что на квартире Моцковского Т. (Верхний Амонаш) он часто слышит, "что при Советской власти жить плохо, а при царе было лучше", а то посадили каких-то бродяг и разбойников, а они что хотят, то и делают над крестьянами".
Крестьянин же пока предпочитал активных мер не принимать, хотя изменение политики государства в отношении крестьянства заставляло крестьян искать пути сохранения хозяйства, а порой и собственной жизни. А государство уже провело перегруппировку сил и начало борьбу с крестьянством. При этом она официально направлена была против кулаков, но в конце концов в этот процесс были втянуты практически все сельские жители.
Начало массовых репрессий против крестьянства пришлось на конец 1929 - начало 1930-х годов. В это время по Канскому округу были составлены списки кулацких хозяйств. Они, в зависимости от богатства, делились на три категории. Самые состоятельные были отнесены к первой категории и подлежали немедленному аресту. Ко второй категории предусматривалось применение такой меры, как высылка в отдаленные районы, а третья категория выселялась за пределы района. В Канском районе в 1930 г. в списках значилось 814 семей. Правда, наученные твердыми заданиями и другими мерами, часть кулачьих семей предпочла скрыться, не дожидаясь ареста. Часть из них бежала на Дальний Восток. Так, в 1930 г. из Ашкаула очень многие оказались на станции Ерофей Павлович. В 1931 г. от раскулачивания скрылось в Канском районе 88 семей, в т.ч. из с. Комарово 28 семей (среди них 15 семей Рахмановых). В 1932 г. число бежавших возросло до 274 семей, в т. ч. из Комарово – 90 человек, а из Большой Ури - 111 человек. В 1931 г. 92 человека сбежали из ссылки.
По селам нынешнего Канского района к первой категории было отнесено 86 семей, ко второй - 287, а к третьей – 84 семьи. Общее число составило 50% от уровня всего округа. Наибольшее количество, включенных в списки, пришлось на старожильческие села: Ашкаул - 25 семей, Малая Уря - 33, Большая Уря - 44, Бражное и Комарово - по 46. Среди переселенческих сел 25 семей было из Александро-Ерши, 36 - из Верхнего Амонаша. Даже в таком маленьком селе, как Новотроицк, было выявлено 2 кулацких хозяйства.
Кулак оказался между молотом и наковальней: его преследовали за развитие хозяйства и его сокращение. Имевшие в 1931 г. твердые задания жители Верхнего Амонаша вынуждены были сокращать посевы, т. к. все равно их имущество у них изымали. Засевавший в 1930 г. 16,36 десятины С. Кутергин в 1931 г. имел 1,15 десятины, а Кириченко Ф. - 10,3 десятины и 50 соток соответственно.

Вперед      Назад