В конце девяностых годов прошлого столетия Канск, как и другие окружные города Енисейской губернии, стал уездным центром. Наиболее полную, но и спорную характеристику города первых лет XX века дал в своей справочной книге 3. Вольский:


27 февраля 1912 года Енисейский Губернатор Бологовский утвердил новый «План проектированного расположения уездного города Канска». В архиве сохранилась копия плана, по которой можно судить о том, что за основное направление развития города принималось, как и прежде, — западное. Именно в этом направлении были прочерчены новые кварталы городской застройки. В целом этот план не внес существенных градостроительных изменений, а лишь позволил наметить перспективные территориальные границы. Он стал последним из утвержденных планов, составленных в дореволюционный период развития Канска. Несколько слов об авторе данного проектного плана. На копии плана, сохранившейся в архиве, авторская подпись отсутствует. Однако, имеется еще одна копия плана: она выполнена, как указывает надпись на чертеже, 29 марта 1961 года — Евсюковым.

В 1910 году канские купцы Ксенофонт Чевилев и Яков Шмулевич создали компанию «электрической станции и мельницы». Они заключили договор с городской управой на право эксплуатации электрической энергии в городе сроком на десять лет, то есть до 1920 года. Однако, в июне 1912 года компаньоны подали новое заявление — об увеличении срока концессии, а в начале 1914 года — еще одно.
Городские власти оставили заявления без ответа. Через три года со времени создания компании, в 1913 году, Я. Л. Шмулевич продал свое половинное участие в деле Д. Ф. Алексееву.
В августе 1917 года компаньоны вновь поставили перед городской управой вопрос о продлении срока концессии. В заявлении они пояснили, что малый срок по договору был вызван

После установления советской власти в Енисейской губернии в 1920 году «для производства гражданских построек общественного характера, технической помощи сельскому населению, в связи с санитарным строительством, а также ввиду тифозной эпидемии» Енисейская губерния была разделена на 7 строительных участков.
В центре одного из этих участков — городе Канске намечались следующие работы на 1920 год:
С 1929 по 1936 год в Канске шло строительство автодорожного моста через реку Кан. С окончанием этой стройки началось освоение правобережья.
Но в целом объем городского строительства в тридцатых годах был невелик. Например, из одиннадцати объектов, приняты в эксплуатацию в 1936 году, на восьми проводился капитальный ремонт, остальные включали мощение улиц, осушение и планировку территории рынка, ремонт водостоков. Качество работ, как отмечено контролером, было не выше удовлетворительного.
В том же 1936 году закончилось строительство клуба «Заготзерна» и детского туберкулезного санатория, возведенных даже без проектов и смет. Трудное время переживала страна; сил и средств в Канске хватало не на многое. И все же городское хозяйство постепенно расширялось.
К 1937 году коммунальное хозяйство Канска состояло из:
— 1,3 километров водопровода;
— 370 м замощенных улиц;
— двух бань;
— гостиницы на 48 коек;
— Дома колхозника на 65 мест.

Воспитание и формирование исторического сознания начинается, прежде всего, с изучения истории, истории своего государства, малой Родины, города. Современное российское общество практически не помнит и не знает истории своей страны, не говоря уж о знании истории своего края или области, города или деревни, т.е. того места, где он родился, вырос, живет. И до тех пор, пока мы будем Иванами не помнящими родства, наше государство не сможет успешно развиваться. Поэтому, на наш взгляд, необходимо прививать историческую культуру, прежде всего молодому поколению, так как именно за ним будущее.
Современное российское государство переживает своеобразный «промышленный кризис», наша экономика держится на сырьевой базе, а ведь для стабильного положения требуется прежде всего развитие перерабатывающей промышленности. Большинство предприятий, некогда игравших огромную роль в жизни страны, сегодня находятся в критическом положении. Такая ситуация прослеживается практически во всех областях России, а ведь именно на работе фабрик и заводов зачастую держится жизнь и стабильность малых городов и их жителей. Не исключением является и город Канск.
XX век для истории российского государства является переломным во многих отношениях, и прежде всего, в политическом и экономическом плане. В 20-40-е годы происходит строительство индустриального общества (государства) по всей России, и Канск в этой цепочке не является исключением. Базовые предприятия Канска получили свое рождение именно в этот период. В 20-е годы шло строительство в рамках индустриализации, а в 40-е годы было эвакуировано ряд предприятий, которые в будущем стали играть очень важную роль в жизни города. Кроме того, в военные годы возникли и новые предприятия.
К 1946 г. в Канске сложилась достаточно сложная и многоотраслевая промышленность, хотя преимущественное развитие получила легкая и пищевая.
Строительство новой жизни началось в городе с восстановлением Советской власти в январе 1920г., хотя Канск и не успел встать на крепкий экономический фундамент – помешала война.
До 1920г. Российское государство - государство прежде всего аграрное, промышленных предприятий было не много, поэтому необходимо было развивать именно это направление, для того чтобы составить конкуренцию ведущим мировым державам.
Развитие промышленности в Красноярском крае – наглядный пример претворения в жизнь политики индустриализации окраинных районов страны.
В 1913г. в промышленности Енисейской губернии было занято около 13 тыс. человек. Промышленное производство представляли мелкие предприятия – хлебозаводы, лесопилки, кожзаводы, золотые прииски и т.д. Уровень развития промышленности был значительно ниже, чем во многих других районах Сибири и в целом по стране. Такая ситуация наблюдается во многих городах края, в том числе и в городе Канске.
    Из доклада уездного съезда Канска «Об экономическом положении города и промышленных предприятиях» от 18.01. 1924г. следует:
    Во-первых, основными занятиями населения Канска и Канского уезда являются - добыча соли, золота, угля, слюды, пушнины, а также пчеловодство.
    Во-вторых, по с/х Канский уезд занимал по Енисейской губернии 1-е место, но в силу революции и Гражданской войны наблюдается упадок.
    В-третьих, по поводу промышленности сказано следующее: «Крупной частной промышленности в Канском уезде нет, и вообще, если есть, мелкая и местного значения».
В ведении имеется 1 солеваренный завод, каковой в 1923г. выполнил задание свыше 100%, также имеются Винокуренный завод, 5 кожевенных (которые не действуют), гос. типография, 2 чугунолитейных завода (оба бездействуют), 1 мыловаренный завод (закрыт).
Таким образом, Канск и Канский уезд к середине 20-х годов являлся аграрным районом. Те же предприятия, которые к этому времени уже были образованы, после революции и Гражданской войны не работали. Однако в период с 1924-1928г. началось постепенное восстановление.
    В рамках провозглашенного курса на индустриализацию (1925 г.) в г.Канске были организовано строительство целого ряда новых предприятий. В их числе:
    • Канский лесопильный завод окружного отделения местного хозяйства, был образован в 1926г.
    • Канское лесопромышленное хозяйство (1929г.). Основные задачи, которые встали перед ним – заготовка, сплав, доставка древесины.
    • Мясокомбинат (1928г.)
    • Канский ликеро-водочный завод (1929г.).
    • Канский кожевенный завод был образован еще в 1918г. Но с 1927г. началось расширение предприятия, был построен новый кирпичный корпус, в котором разместились 3 цеха. А уже в 1931г. завод перешел на выпуск новой продукции.
    • В 1930 г. был заложен первый камень в фундамент первой крупной стройки города – лесоцеха №1, будущего лесозавода, цех запустили в 1931г.
    • В 1931г. началось строительство Канского завода сгущенного молока, которое было закончено в 1933г. Строительство возглавил Всесоюзный государственный проектный строительно-монтажный трест. Работу завод начал с 1934г.
    • В 1933г. начинается строительство мукомольно-крупяного комбината. В 1937г. он сгорел и восстанавливался в годы Великой Отечественной войны.
    • В 1935г. создан мукомольный завод №2. До восстановления Советской власти в Сибири, функционировала частная мельница Филимонова, которая в 1920г. была передана государству и именовалась государственная мельница №4. В сентябре 1925г. в связи с районированием Сибири и ликвидации Канского уезда государственная мельница №4 была передана в ведение Канского окружного отдела местного хозяйства, на базе этой мельницы был создан мукомольный завод №2 (мельзавод).
    • Канский хлебозавод (1938г.). Строительство претерпевало некоторые трудности. На 10-е декабря 1937г. работа по строительству хлебозавода в следующем состоянии: выполнено: а) приспособление здания – 48,3%; б) хлебопекарские печи – 60,85%; в) железобетонные работы – 35%. Общий процент готовности 50,65%. Намеченный график работ с окончанием строительства на 20-е декабря сорван.
Кроме вышеперечисленных предприятий на территории Канска работали различные промартели, которые играли немаловажную роль.
В 1939г. постановлением СНК было решено провести Всероссийскую перепись промышленности. Итоги данной переписи по Канску и Канскому району.
Таким образом, мы видим, что в городе имеется достаточно разветвленная сеть промышленных предприятий, разной формы организации, промышленно-кооперативные системы (артели и некоторые заводы), и собственно промышленные предприятия. К кооперативной промыш-ленности относятся: Многопромсоюз (артели «Сибиряк», «Октябрь», «Новый путь», «Промобъединение», «Пищепром», «Труд», «Прогресс», артель имени Чкалова, «Утильпром», «Транспортник», чугунолитейный завод). Леспромсоюз (артель «Новый строитель»), Коопинсоюз (артель «Труженик», артель им. Коростелева).
Работу местной промышленности к маю 1940 г. можно оценить как положительную, хотя были и некоторые недочеты. «Отдельные промышленные кооперативные предприятия план по выпуску валовой продукции не выполнили, несмотря на имеющиеся к этому возможности: кирпичный завод (директор Силантьев) – 72%; промкомбинат (директор Полешко) – 74%; артель «Сибиряк» (председатель Эпштейн) – 84%; артель «Труд» (председатель Пуро) – 81%; артель «Ворошилова» – 33%. Промышленно-кооперативные системы, как-то: Многопромсоюз (председатель Загорский), Мельпромсоюз (председатель Воробьев), Коопинсоюз (председатель Бурнашев), Леспромсоюз (Хлопов) – выдали бракованную продукцию».
Необходимо отметить, что в целях повышения производства на предприятиях города, как и в целом по стране были объявлены социалистические соревнования, в результате чего на заводах и комбинатах ежемесячно подводились итоги, и победитель получал переходящее красное знамя. Например, в 1937г. среднесписочный состав Кожзавода №5 составлял 139 рабочих, из которых 70 – стахановцы, вырабатывающие норму от 119% до 165%.
В это время весь мир шел ко II Мировой войне. Развитие народного хозяйства в Красноярском крае в предвоенные годы не имело специально- экономического характера, а было частью общего развития народного хозяйства страны. Поэтому вся промышленность города развивалась в русле группы «Б», т.е. легкой.
Начавшаяся война потребовала перестройки всех сфер жизни страны, прежде всего перестройки экономики на военный лад, на обеспечение фронта вооружением и боеприпасами, кроме того, продуктами питания и одеждой.
В результате боев 1941–1942г. Россия потеряла достаточно большое количество промышленных предприятий, которые находились на оккупированной территории. В сложившихся условиях необходимо было провести срочную эвакуацию предприятий в более безопасные районы. Для организации и планомерной эвакуации производительных сил 24.06.1941г. был создан Совет по эвакуации. Он разработал порядок эвакуации, утвердил список эвакуированных предприятий по регионам страны, положение о порядке эвакуации рабочих, служащих и их семей и др.
Большая часть направляемых в Восточную Сибирь заводов размещалась в Красноярском крае. Несколько предприятий было переправлено в Канск. Эвакуация проходила в очень тяжелых условиях, в спешном порядке и зачастую не успешно. На местах тоже было не мало трудностей, иногда на одной заводской площадке размещалось оборудование нескольких эвакуированных предприятий.
    29.10.1941г. СНК СССР вынес постановление «О графике восстановления заводов, эвакуированных на Волгу, Урал, в Сибирь, среднюю Азию и Казахстан», в котором предписывалось не позднее 1 ноября 1941г. представить в СНК СССР график восстановления заводов, которые были эвакуированы. Таким образом, за годы войны промышленный потенциал города значительно увеличился, благодаря ряду эвакуированных заводов, а также за счет создания новых и расширения старых предприятий. К таковым относятся следующие:
    • В 1940г. началось строительство гидролизного завода. С октября 1942г. строительство оживилось, а в августе 1943г. завод выдал первую продукцию.
    • В 1940г. началось строительство и пивоваренного завода. «В порядке проверки решения исполкома Горсовета о ходе строительства пивзавода было принято к сведению заявление дир. пивзавода тов. Мишина в том, что строительство завода будет закончено к 1 апреля 1941г. недостающее количество строительных материалов, как-то: огнеупорного кирпича будет приобретено в срок. В остальном все материалы имеются, и работа идет полным ходом». В 1941г. завод начал функционировать.
    • В 1940г. в г. Канске появилась трикотажная фабрика. Из решения Исполнительного комитета Канского районного Совета депутатов трудящихся «Об организации трикотажной фабрики в г.Канске» следует:
       1. Передать два каменных помещения, расположенные на площади им. Коростелева на условиях досрочной аренды Крайлегпрому для организации трикотажной фабрики.
       2. Просить Исполком Крайсовета:
       а) Переместить политпросвет школу из Канска в Ачинск с целью использования занимаемого помещения политпросвет школой в Канске под трикотажную фабрику.
    • 12 февраля 1941г. образовалась Канская кондитерская фабрика.
    • В 1940г. в Канск было эвакуировано оборудование металлорежущего завода из Краснодарского края. 6.09.1941г. издан указ «О размещении ремонтного завода», по которому предприятие размещалось в Кан-перевозе. В декабре 1941г. новый завод выдал запчасти к тракторам и комбайнам.
    • С осени 1941г. на станцию стали пребывать эшелоны с оборудованием эвакуированных предприятий - Высоковской прядильно-ткацкой фабрики, Озерсково хлопчато-бумажного комбината из Подмосковья, Ленинградской фабрики «Красная нить». Приказом Главнохлоппрома нарком текстили СССР от 25.04.1942г. предложено приступить к строительству в Канске хлопчато-бумажной и прядильно-ткацкой фабрики на базе эвакуированных заводов. Строительство фабрики решено было передать Краслагу в городе Канске, где имелась мощная стройорганизация. Клуб ЦЭС использовали для установки 45 ткацких станков и шлихтов, машин, Красторг должен был обеспечить рабочих питанием, ЦЭС предоставляла столовую. 1 мая 1942г. завод был запущен.
    • С началом войны поступило оборудование эвакуированной Одесской махорочной фабрики. И уже в 1942г. была выпущена первая продукция.
Вновь созданные предприятия сразу же включились в работу и на протяжении военных лет обеспечивали продукцией не только жителей города и района, но и отправлялись на фронт. По данным исполкома, выпуск валовой продукции в неизменных ценах предприятиями города увеличивался на несколько процентов с каждым годом. Например, в 1944г. производство увеличилось в среднем на 10%. Примерно половина предприятий давала сверхплановую продукцию, в их числе: мясокомбинат, ликеро-водочный завод, табачная фабрика, хлебозавод, ХБК и др.
Вместе с эвакуированными заводами и фабриками прибывали и трудовые кадры со своими семьями, тем самым рос не только промышленный потенциал нашего города, но и увеличивалась численность населения, что требовало от руководства обеспечения жильем и создания благоприятных условий для жизни. Из указа «О размещении ремонтного завода» от 6 сентября 1941г. следует:
По разным данным к 1946 году на территории Канска находилось около 28 предприятий, которые предоставляли разнообразную продукцию. Всего товаров производилось на 43,5 мил. руб. На всех предприятиях и в учреждениях было занято 15,3 тыс. человек из общего числа жителей – 58,3 тыс.
Большую роль в промышленном развитии г. Канска сыграло строительство электростанции. В 1926 году был разработан проект (инженер Н. Михайлов) новой Канской электростанции для снабжения электричеством города и близлежащих селений. Строительство началось в 1927 году и уже в 1933 г. были запущены первые котел и турбогенератор.
Таким образом, подводя итоги, следует сказать, что почти за 3 десятилетия г. Канск из сугубо аграрного города превратился в промышленный, индустриальный. Многие предприятия, созданные в этот период на долгие годы стали опорой для развития города и успешной деятельности его жителей.
Вперед      Назад