1 лист Исчезновение кыргызского государства
Народы края перед присоединением к русскому государству

§ 5. Приенисейская Сибирь в XIII—XVIвв.


Исчезновение кыргызского государства


В X—XII вв. Кыргызский каганат оставался самой влиятельной силой на северной окраине евразийских степей. Но в начале XIII в. в степях Центральной Азии возникло сильное государство, объединившее воинственные кочевые монгольские племена. В 1207 г. огромная армия под предводительством Чингисхана вторглась в пределы Кыргызского каганата. Его властители, ослабленные междоусобной борьбой, не смогли организовать сопротивление завоевателям и без борьбы признали власть Чингисхана. Вторжение татаро-монголов было первым в серии многочисленных походов самого крупного в истории человечества завоевателя. Он считал делом чести в первую очередь завладеть территорией Кыргызского каганата, которая была его прародиной. От своего предка Бодончара Тэмучен-Чингисхан унаследовал высокий рост и рыжие волосы, так как отец Бодончара был одним из тех енисейских кыргызов, которые смешались с тагарцами (динлинами). После вторжения северные территории каганата (населенные данниками енисейских кыргызов — самодийскими, кетскими и тунгусскими народами) также стали владением монголов. С 1218 по 1293 г. енисейские кыргызы трижды поднимали восстание, заслужив у монголов славу «злого народа». Но силы были неравны, и в конце XIII в. кыргызское государство перестало существовать. Покоренные народы платили монгольским завоевателям дань — ясак. Кочевые племена вносили ее скотом, лесные — пушниной. Уже в середине XIII в. держава монголов фактически распалась, и с XV в. сибирские земли находились под властью западно-монгольских феодалов. В начале XVII в. выделяется объединение народов, получившее название Джунгарского ханства.

В начало


Народы края перед присоединением к русскому государству


Минусинскую котловину заселяли многочисленные тюркоязычные группы, находившиеся под главенством малочисленных енисейских кыргызов. Основной ареал их обитания находился в месте слияния рек Черного и Белого Июса, образующих крупный приток Оби — реку Чулым. В подчинении у кыргызов находились данники («киштымы»), большая часть которых также говорила на тюркских языках. Именно среди них обнаруживаются этнические компоненты, из которых сформировалась впоследствии хакасская народность — сагайцы, бельтиры, качинцы, кызыльцы. Кроме того, в XVI—XVII вв. на этой территории обитали еще племена, говорившие на самодийских (тубинцы, камасинцы, маторы, койбалы, конные качинцы) и кетских языках (котты, асаны, арины, кайдынцы, байкотовцы). Однако они были подвергнуты тюркской языковой и этнической ассимиляции и влились впоследствии в состав хакасского этноса. Часть самодийских племен мигрировала в конце I тыс. н. э. в северном направлении, заселив бассейн среднего Енисея до территории нынешнего Норильска. Они стали предками современных ненцев, селькупов и нганасанов. Глиняные Кыргызские вазы Основным занятием племен самодийской группы была охота и разведение оленей. Общественные отношения к моменту прихода русских находились на стадии разложения родового строя. Родовые вожди — «князцы» держали в подчинении рядовых сородичей и обращенных в рабство иноплеменников. Обширную территорию по среднему Енисею от Казачинского порога до нынешнего села Нижне-Имбатское занимали племена кетов (в ранних русских документах называвшихся «енисейскими остяками». Язык кетоязычных народов являлся изолированным и принадлежал к наиболее древней в Сибири языковой основе. Прародиной их, очевидно, были значительно более южные территории, а начало миграции в северном направлении имело место в начале нашей эры. К XVII в. кеты начали продвигаться на север в район Нижней Тунгуски. В глубокой древности на карте Приенисейского края появились племена тунгусов — предков современных эвенков. Территория их обитания простиралась от берегов Енисея до Охотского моря. Именно они дали основу современного названия Енисея (по-тунгусски река называлась «Ензя»). Основными занятиями эвенков были охота, разведение оленей и рыболовство. Они вели бродячий образ жизни, проживая в простых для сооружения чумах. Домашние занятия делились на мужские (изготовление орудий из дерева, кости и металла) и женские (выделка шкур, шитье одежды и др.). К моменту прихода русских у эвенков уже выделилась парная семья, но сохранялись пережитки полигамии. Родовые отношения сохраняли свою прочность: обязанностью каждого родовича была взаимопомощь между членами рода и семьями родственников. В то же время у них уже начинает формироваться родо-племенная верхушка — князцы, шаманы, знатные охотники. Эвенки вели частые войны с соседними племенами, захваченные в плен иноплеменники становились рабами.

В начало


ИТОГИ МОДУЛЯ


Вопросы и задания к модулю I


Вперед      Назад