Куединский район, пожалуй, самый многонациональный в Пермской области. Переходя от деревни к деревне, можно познакомиться чуть ли не со всеми народами, населяющими Прикамье и Поволжье: башкирами, татарами, удмуртами, марийцами, коми-пермяками, русскими (православными и старообрядцами), чувашами. Длительное соседство повлияло на традиционную культуру всех народов. На примере народного костюма удмуртов, проживающих в Куединском районе, попытаемся раскрыть те сложные процессы взаимовлияния культур, которые происходили в крае. Старинных удмуртских деревень девять: Малый, Большой, Верхний Гондырь, Киргд, Кипчак. Барабан, Гожан, Удмурт-Шагирт. Первое письменное упоминание о некоторых из них относится к 1673 г. С этого же времени на территории района формируется этническая группа куединских (бунских) удмуртов. В традиционном народном костюме куединския удмуртов выделяется три комплекта: буднично-вечеречная, молельно-погребальная и праздничная одежда. Женский будничный костюм состоял из холщовой пестрядиной рубахи-платья (дэрем), фартука (ашшет, азькышет», штанов и чулок (холщовых или шерстяных). Для работы на улице надевался специальный распашной кафтан (зыбын) Мужской будничный костюм включал рубаху, штаны, верхнюю одежду (шортдэрем), фартук и валяную шляпу. На ногах мужчины и женщины носили лапти. Зимой для работы на улице надевали суконный зипун (дукес), суконные портянки, лапти, а для работы в лесу — суконные чулки. В дорогу надевали длинный овчинный тулуп. Вечером, когда молодежь собиралась на гулянья, парни и девки щеголяли в костюмах, состоявших из тех же элементов, что и будничные, но более нарядных. |
Очень сложным был и праздничный головкой убор. Вот как он выглядел в конце XIX в. «Головные уборы девушек и женщин различны. У девушек — манлай, укочачак и колпак. Первым надевается манлай (род чепчика), сверху укочачак, из-под которого выставляется ряд серебряных монет, пришитых к краю манлая. Женщины носят чалму, и под нею анлай. Чалмою зовется полотенце, свернутое вдвое и обернутое вокруг головы так, что концы его падают на спину» В начале XX в. стали носить башкирский головной убор кырпу», а чалма постепенно заменялась платком. Девушки и женщины носили сережки из серебряных монет — пель изы. В волосы вплетался шнурок с серебряными монетами чылбыр или быдэс танка, а поверх косы красовалась зырсикузя, полоса материала, украшенная позументом и двумя рядами монет. Руки украшали кольца и браслеты, к которым также прикреплялось несколько серебряных монет. За время праздничного дня женщина успевала сменить два-три платья, показаться в разных нарядах. Зимой поверх всего надевали шубу, также обшитую по краям позументом. Во время коллективизации жителей удмуртских деревень заставляли сдавать серебряные украшения в колхоз (для покупки трактора). Поэтому полного набора украшений теперь нет ни в одной семье. На ноги в праздник надевали галоши, а кто побогаче — хромовые сапожки сетык, а уже на них галоши. Зимой только по праздникам надевали валенки. На ярмарках богатые крестьяне покупали узорные кукморские валенки. В прошлом веке среди буйских удмуртов распространился распашной кафтан бешмет, заимствованный у башкир. «Бешмет» шили из покупной ткани обычно черного цвета, праздничные же бешметы украшали позументом. |
Женский праздничный костюм продолжает бытовать, сохраняясь почти в каждой семье. Его надевают только по праздникам. Похожим на праздничный был и костюм невесты. В начале XX в. он отличался только головным убором. Невесте повязывали платок по-башкирски, то есть не сворачивая. А впереди на бахрому платка прикрепляли монеты. Существовало поверье, что невеста должна ходить в таком наряде до тех пор, пока его кто-нибудь не украдет. Одежду невесты выкрадывали, как правило, в бане. Вымывшись, невеста не находила своей одежды, и с этого дня ей разрешалось носить будничное платье. Парни, укравшие невестины наряды, возвращали их через несколько дней. Жениха на свадьбе также отличал головной убор — тюбетейка, с пришитыми по краям монетами. Особая одежда существовала для молений. Она была полностью белой: рубаха, фартук у женщин, рубаха и штаны у мужчин. Поверх надевался особый молельный халат шортдэрем, белый с черными полосками. Допускалось ношение не белой одежды, но наличие шортдэрема было обязательным. Женщины надевали на моления все серебряные украшения. Молящийся подпоясывался полотенцем и надевал белую шляпу. Молельную одежду хранили всю жизнь, именно в ней старались хоронить умерших. Эта традиция сохраняется и до наших дней. В костюме куединских удмуртов много элементов, заимствованных у башкир. Под влиянием соседей изменился покрой рубах, распашных кафтанов, расцветка тканей. В праздничной одежде также можно встретить типичные элементы башкирского костюма, головные уборы (колпак и тюбетей), распашной кафтан бешмет. Украшения (сырга, чылбыр, зырсикузя) встречаются не только у башкир, но и у прибельских марийцев. Часть украшений покупали на ярмарках, куда основной поток товаров поступал из башкирских и татарских районов. Товары были ориентированы на эти народы, но охотно покупались и удмуртами. Новый период в развитии костюма связан с распространением фабричных тканей, появлением в одежде общесоветских элементов. В довоенный период преобладала одежда домашнего изготовления, но исчезали сложные головные уборы, часть украшений. Большим изменениям подверглась мужская одежда, которая уже в этот период заменяется фабричной. В послевоенное время мужская традиционная одежда окончательно выходит из употребления. Женская одежда изменяет свой покрой, рубахи шьются по фабричному образцу, исчезает верхняя одежда. В наше время народный костюм бережно хранится и передается от поколения к поколению. На каждом празднике, будь то свадьба или сабантуй, вы обязательно увидите женщин или девушек в национальной одежде. И этому можно порадоваться. |