

|
Башкирский костюм и его аксессуары отличались большим многообразием форм. Нижний слой составляла нательная одежда - рубаха и штаны. Рубахи украшались вышивкой или тканым узором. Прямой крой обуславливал лаконичное композиционное решение. Штаны являлись необходимой частью любого костюма. Оки шились очень широкими и часто делались из узорных материалов. Наиболее распространённым цветом был красный. Женские платья изготавливались отрезными по талии. Декор располагался в определённых местах - на вороте, манжетах, особо тщательно прорабатывался подол. Несколько рядов оборок создавали пластический объём низа одежды, придавая ему подчёркнутую декоративность. Платья органично сочетались с камзолами, халатами и фартуками. Фартуки украшались тамбурной вышивкой. |
|
Важная роль в создании цельного облика костюма отводилась разнообразным видам верхней одежды. Одним из самых характерных являлись халаты, наиболее яркими были женские халаты-еляны. Их оформление представляло собой целую систему взаимосвязанных элементов. По всей длине позументом и цветной тесьмой обрамлялись края и низ рукавов. Особо подчёркивалась талия и плечи. На плечи помещали эполеты, линию талии сзади обозначали кусочки ткани или позумента, иногда здесь прикреплялись серебряные пластинки. Солярные мотивы, присутствующие в композициях, выполнялись вышивкой цветными нитками и бусинками. Дополняли картину серебряные монеты, пластинки и бисер. По своеобразию художественного решения к елянам близок камзол, который носили и мужчины и женщины. Женские камзолы на груди застегивались узорной пряжкой, а края обрамлялись позументом и серебряными монетами. Одежда дополнялась различными аксессуарами: нагрудниками селтэр, яга, hакал (cакал), муйынса, алмизеу, ювелирными украшениями и декоративными поясами. Головные уборы, также входившие а состав костюма, были очень разнообразными. У мужчин это различные шапки круглой и остроконечной формы, колпачки и куполообразные головные уборы кашмау, кэлэпуш, такыя, сплошь украшавшиеся монетами и кораллами и имевшие дополнения в виде декоративных хвостов и подвесок, у женщин — покрывала красного цвета кушьяулык и разнообразные платки. Традиционная башкирская обувь — сарык и ката — имели кожаный низ и войлочное или суконное голенище большого объёма. Поверхность голенища украшалась узором (обычно это была аппликация) на задней части. Объёмный аппликативный узор красного цвета подчёркивал рыхлую фактуру войлока голенищ. Украшенная узором обувь придавала одежде особый праздничный вид. К сожалению, в первоначальном виде башкирский костюм не дошёл до наших дней. Процесс исчезновения различных его элементов происходил постепенно. Как свидетельствуют этнографы, ещё до начала XX в. перестали изготавливать части костюма, украшенные строчеными и счётными вышивками, головные покрывала, пояса и другие предметы, а также ювелирные украшения. Однако народный костюм до середины XX в. частично сохранял своё значение. Так, в 1930-40-е годы традиционную одежду — неподпоясанные рубахи, штаны с широким шагом, просторную верхнюю одежду, головные уборы — носили люди пожилого возраста. Вплоть до 1950-60-х во многих семьях имелись старинные вещи, которые женщины надевали на праздники. Отдельные части костюма можно встретить в башкирских деревнях и сегодня. У кого-то остались обувь — узорные ичиги (мягкие кожаные сапоги), кто-то сберегает нагрудник, украшенный царскими монетами, или старинный камзол с серебряной пряжкой и подвесками, пожилые женщины хранят узорные браслеты. Иногда можно найти даже головные уборы кашмау. В связи с тем, что в последние годы остаётся все меньше старинных изделий, башкирки испытывают подсознательную потребность возместить утрату привычных вещей изготовлением новых. Они шьют фартуки и украшают их тамбурной вышивкой, делают головные уборы — колпачки и покрывала — и нагрудные украшения, которые декорируют уже современными монетами, как, например, Г. М. Гибадуллина из деревни Таишево. Получается очень праздничный, нарядный костюм, близкий по техникам исполнения и колориту к традиционному. Надевает она эти вещи по праздникам для выступлений фольклорного коллектива, организованного в их районе. В этой же деревне Г. С. Рахимова украшает вышивкой занавески, но лучше всего вышивка получается у неё на фартуках. Она делает их нарядными и почти точно воспроизводит старинные узоры. Р. Ю. Биккулова из деревни Старый Сибай шьёт платья на манер старинных с оборками и отделкой из разноцветной тесьмы, изготавливает нагрудники и головные уборы из бисера, имитирующего коралловые нити. Создавать одежду она стала недавно и поэтому не придерживается строго старинных техник и цветовых сочетаний. Здесь всё яркое, контрастное: насыщенный красный в сочетании с белым, акцентированный голубыми полосками, множество оборок, блестящая ткань, всего очень много и как бы через край. С другой стороны, передача радостного ощущения жизни через рукотворные формы покоряет своей непосредственностью. |
|
И много таких мастеров, которые пытаются сохранить и насколько возможно возродить старинные ремёсла, хотя бы частично вновь возвратиться к выверенной веками гармонии пространства деревенского дома, в котором всё уживается органично: и посуда, и текстильные изделия, и народный костюм. |
|
Народный костюм в наиболее концентрированном виде воплощает особый уклад жизни народа, особенности его мировосприятия и художественный строй рукотворного мира. Традиционный башкирский костюм представлял собой систему взаимосвязанных между собой компонентов, образующих в конечном итоге цельный художественный ансамбль. |