Украшения женского сарафана — тесьма, шнур, позумент, пуговицы - применялись в зависимости от назначения одежды и возраста женщины. Обязательный элемент женской одежды - пояс ручного ткачества. Считалось, что пояс придает силу, оберегает человека от злых чар. Если сарафан не имел пояса, значит обязательно подпоясывалась рубаха. Орнаментальные пояса представляли собой настоящие шедевры рукоделия. Они ткались на дощечках и бёрдышках (браное ткачество - перебор цветных нитей в определенном порядке).

Особую, завершающую роль в костюме имел головной убор. В разных районах Тверской губернии бытовали: сороки, кокошники, повязки, повойники, ряски, кики, сборники, платки. Тверские сороки - уникальное явление в народном искусстве. Стиль, орнаментальный язык (символы солнца в виде креста, квадрата, круга, а также образы ладьи, женской фигуры, олицетворяющей богиню земли - Мать-Берегиню), архаичность сюжетов вышивки - все это свидетельствует о древнем происхождении традиции изготовления сорок.

Тверские мотивы

Выпускница Московского художественного училища им. Калинина Ольга Ковалёва с 1977г. колесит по стране в экспедициях, работает в хранилищах музеев, зарисовывая образцы традиционной одежды и орнаментов (фото 1,2) и составляя таблицы крон народного костюма. В середине 90-х годов, когда стали упраздняться государственные учреждения народного творчества и текстильные предприятия, Ольга создала клуб «Лучинушка», куда пришли трудиться безработные мастерицы. Тут-то и пригодился её постоянно обогащающийся архив.

Ковалёва демонстрировала уникальные экспонаты: хорошо сохранившийся 130-летний сарафан на кокетке из Ржевского уезда и женскую крестьянскую рубаху «Стануха» с характерным для рубах северных карелов резцом на спинке (фото 3); вышитые заготовки для сорок потомков карельских переселенцев из Олонецкой и Архангельской губерний с северными мотивами в орнаментах (фото 4).

Сейчас клуб, по словам его руководителя, одевает все народные коллективы тверского края. Помимо этого мастерицы постоянно разрабатывают традиции народного костюма в современной одежде. Примеры такого авторского подхода можно было увидеть на выставке, в том числе костюм О.Ковалёвой «Раздолье» из натурального льна с кофточкой, отделанной мережкой (фото 5).

Обилие посетителей на выставке, записей и заказов на костюмы в книге отзывов красноречиво свидетельствовали о том, что интерес к этническому костюму значительно вырос и работа мастериц «Лучинушки» высоко оценивается специалистами.

Ольга Анатольевна прекрасно знает свое дело. В ноябре 2003г. она проводила экскурсии по выставке исторического и современного тверского костюма в Московском выставочном зале Российского Фонда художественных промыслов, где было представлено более ста экспонатов - сарафаны, рубахи, тканые пояса, сороки... Большая часть этой экспозиции - костюмы Музея тверского быта и Клуба-мастерской «Лучинушка».