|
Впервые мы увидели эту скромную декоративную и в то же время функциональную деталь женского народного костюма в музее города Вязники среди вещей, собранных антропологической экспедицией 1927 года в деревне Медведеве Вязниковского уезда. Потом в школе появился карман-«лакомник» из сундука выходцев из Атюрьевского района Мордовии, ранее входившего в Пензенскую губернию. Этот карман был сшит Прасковьей Федоровной Есаковой, 1911 года рождения для ее дочерей в приданое. Взяв его за образец, Лена Акимова сшила «лакомник» для своего народного костюма. А перед этим Лена в экспедициях по бывшему Вязниковскому уезду Владимирской губернии собирала о нем сведения, расспрашивала старожилов. Вот что ей удалось выяснить. |


|
Декоративные карманы мы обнаружили и в костюме мордвы-эрзи заволжской группы рубежа XIX—XX веков («Мордовский народный костюм». Саранск, 1990). В литературе встречались упоминания, что запоздалая христианизация финно-угорского населения часто осуществлялась старообрядческими проповедниками. Поэтому и там можно предположить влияние лоскутного подручника. Карманы пришивались или подвязывались к поясу, сотканному на дощечках. По воспоминаниям старожилов, карманы шились не только из лоскутов, но были и цельные, украшались вышивкой. Карман, прикрепленный к женской крестьянской русской одежде, имел родственников за рубежом уже в далекие времена. «Иллюстрированная энциклопедия моды», изданная в Праге в 1989 году, дает такую справку: «Сумочка — антипод мужских карманов... В средние века мелкие предметы и деньги укладывались в карманы на поясе или в кожаные мешочки, прикрепленные к поясу... Начиная с эпохи рококо и вплоть до XIX века женщины носили богато украшенные, вышитые, вязаные или плетеные сумочки-кисеты (помпадур, редикюль,..). Наш интерес к этой детали народной одежды получил практическое воплощение: слушатели нашей школы Валентина Горщенина и Наталья Корешкова, работающие в мастерской костюма Муромского дома народного творчества, сшили «лакомнички» (ни один не повторяет другой) для детского ансамбля. Это дополнение, соответствующее возрасту юных исполнителей, украсило их народные костюмы, придав им дополнительную прелесть. |
|
Карман девушка или женщина могла носить поверх сарафана, класть туда платочек, когда шла в другую деревню на праздник, или угощение, полученное от парня. Старушка могла держать в кармане гостинец для внуков. Пожилые из осторожности часто прятали карман под сарафаном, кофтой или юбкой. Если вспомнить, что пояс-шнур, на котором держалась юбка-понька, называется «гашник», то выясняется прямой смысл откладывания денег в «загашник», то есть в карман, спрятанный под одеждой. Жительница деревни Перово Нина Ивановна Леднева нарисовала Лене, как выглядел карман «из клинышков» ее бабки-старообрядки. |
|
В Суздальском хранилище мы увидели сарафаны с прорезью для карманов, обработанной обтачкой. Самого же кармана нет. Сарафаны эти обычно темные или черные, то есть, скорее всего, старушечьи или так называемые «моленные» у старообрядцев, которых было очень много в Вязниковском уезде еще с XVII века. Вот и родилась у нас гипотеза. На старушечий или «моленный» сарафан не наденешь декоративный карман, и его прятали. Особенно, если идешь в церковь в неблизкую деревню. А чтобы забраться в «загашник», нужна прорезь. Еще одна наша гипотеза: навыки лоскутного шитья карманов-«лакомников» в регионах, густо населенных старообрядцами, могут брать свое начало с шитья так называемых подручников — молитвенных ковриков, используемых старообрядцами для того, чтобы класть на него руки при земных поклонах. Рисунок, по которому сшивались лоскуты, символизирует девять ангельских чинов. Во время экспедиции в деревню Кудрявцеве мы увидели такой подручник. |