Впервые мы увидели эту скромную декоративную и в то же время функциональную деталь женского народного костюма в музее города Вязники среди вещей, собранных антропологической экспедицией 1927 года в деревне Медведеве Вязниковского уезда.

Потом в школе появился карман-«лакомник» из сундука выходцев из Атюрьевского района Мордовии, ранее входившего в Пензенскую губернию. Этот карман был сшит Прасковьей Федоровной Есаковой, 1911 года рождения для ее дочерей в приданое. Взяв его за образец, Лена Акимова сшила «лакомник» для своего народного костюма. А перед этим Лена в экспедициях по бывшему Вязниковскому уезду Владимирской губернии собирала о нем сведения, расспрашивала старожилов. Вот что ей удалось выяснить.

Карман-"лакомник"

Декоративные карманы мы обнаружили и в костюме мордвы-эрзи заволжской группы рубежа XIX—XX веков («Мордовский народный костюм». Саранск, 1990).

В литературе встречались упоминания, что запоздалая христианизация финно-угорского населения часто осуществлялась старообрядческими проповедниками. Поэтому и там можно предположить влияние лоскутного подручника.

Карманы пришивались или подвязывались к поясу, сотканному на дощечках. По воспоминаниям старожилов, карманы шились не только из лоскутов, но были и цельные, украшались вышивкой.

Карман, прикрепленный к женской крестьянской русской одежде, имел родственников за рубежом уже в далекие времена. «Иллюстрированная энциклопедия моды», изданная в Праге в 1989 году, дает такую справку: «Сумочка — антипод мужских карманов... В средние века мелкие предметы и деньги укладывались в карманы на поясе или в кожаные мешочки, прикрепленные к поясу...

Начиная с эпохи рококо и вплоть до XIX века женщины носили богато украшенные, вышитые, вязаные или плетеные сумочки-кисеты (помпадур, редикюль,..).

Наш интерес к этой детали народной одежды получил практическое воплощение: слушатели нашей школы Валентина Горщенина и Наталья Корешкова, работающие в мастерской костюма Муромского дома народного творчества, сшили «лакомнички» (ни один не повторяет другой) для детского ансамбля. Это дополнение, соответствующее возрасту юных исполнителей, украсило их народные костюмы, придав им дополнительную прелесть.

Карман девушка или женщина могла носить поверх сарафана, класть туда платочек, когда шла в другую деревню на праздник, или угощение, полученное от парня. Старушка могла держать в кармане гостинец для внуков. Пожилые из осторожности часто прятали карман под сарафаном, кофтой или юбкой. Если вспомнить, что пояс-шнур, на котором держалась юбка-понька, называется «гашник», то выясняется прямой смысл откладывания денег в «загашник», то есть в карман, спрятанный под одеждой.

Жительница деревни Перово Нина Ивановна Леднева нарисовала Лене, как выглядел карман «из клинышков» ее бабки-старообрядки.

В Суздальском хранилище мы увидели сарафаны с прорезью для карманов, обработанной обтачкой. Самого же кармана нет. Сарафаны эти обычно темные или черные, то есть, скорее всего, старушечьи или так называемые «моленные» у старообрядцев, которых было очень много в Вязниковском уезде еще с XVII века. Вот и родилась у нас гипотеза. На старушечий или «моленный» сарафан не наденешь декоративный карман, и его прятали. Особенно, если идешь в церковь в неблизкую деревню. А чтобы забраться в «загашник», нужна прорезь.

 

Еще одна наша гипотеза: навыки лоскутного шитья карманов-«лакомников» в регионах, густо населенных старообрядцами, могут брать свое начало с шитья так называемых подручников — молитвенных ковриков, используемых старообрядцами для того, чтобы класть на него руки при земных поклонах. Рисунок, по которому сшивались лоскуты, символизирует девять ангельских чинов. Во время экспедиции в деревню Кудрявцеве мы увидели такой подручник.