|
Изготовление кукол — ремесло и искусство одновременно. Главное в кукле — наряд. Основные способы декорирования костюма — вышивка и золотное шитьё. В сочетании с другими видами отделки эти способы позволяют создавать кукол в строгом соответствии с традициями той или иной эпохи. В 1990г. в СШ №17 был основан историко-культурный центр «Девичье поле». Комнату, в которой разместился этот центр, стали называть «Думной». Старинные вещи из окрестных сёл и интересные книги, собранные в «Думной», так же, как и тёплый огонь свечи, создавали особую атмосферу, в которой легко думается. |
|
В «Думную» мы часто приходили с нашей первой учительницей — Галиной Ильиничной Пышкиной. Именно там мы читали Библию, русские народные сказки, знакомились с народными костюмами, с ремёслами района Девичьего поля. Руководитель школьного краеведческого музея Татьяна Петровна Кузнецова рассказывала нам об истории города, показывала часовенку у Святого источника, водила на Девичье поле, где установлен памятный знак — закладной камень в честь знаменательного исторического событии: сбора войск Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. В «Думной», а затем на уроках «Мир вокруг нас» мы продолжали знакомиться с историей нашей малой Родины. |





|
По завершении курса "Народная культура» девочки нашего класса предложили реализовать задуманный ими творческий проект: самостоятельно изготовить куклу для этнографической экспозиции, что очень помогло нам при изучении традиций народного костюма. Мы узнали, что традиционную одежду русского народа можно разделить на две основные группы: к первой относится костюм населения северной части России, а вторая группа была распространена в основном на территории южнорусских и ряда центральных губерний. При исследовании подлинников архангельского, вологодского, московского и нижегородского костюмов установили обязательное присутствие в одежде этих областей красного сарафана, выполненного как из фабричных (покупных) тканей (шёлковых, кумачовых), так и из домотканых (в том числе, пестряди). |
|
На этих занятиях мы много узнали об исконно русском наряде — сарафане. Сарафанный комплект женской одежды был самым распространённым на Руси. Этот тип костюма включал в себя рубаху, у которой по вороту и рукавам выполнена вышивка, и сарафан — длинную плечевую одежду на проймах без рукавов. Их шили из самых разных тканей в зависимости от на значения и достатка владелицы. Для работы по дому и в поле — из домотканой льняной или конопляной ткани, для праздничных и свадебных сарафанов использовались дорогие материи. Они украшались галуном, кружевом, серебряной или позолоченной тесьмой, пуговицами. Декор нарядно подчёркивал конструктивные особенности — он шёл вдоль разреза (посередине переда), по проймам и подолу. |
|
Южнорусский комплект — панёвный — включал в себя рубаху, передник, который был самой красивой, затейливо украшенной частью костюма, и надетый поверх навершник или панёву (её носили исключительно замужние женщины). На голову надевали головной убор — кичку или сороку. Основной одеждой в обоих комплектах была рубаха. Ей придавалось огромное значение в русской бытовой культуре. Самые красивые рубахи предназначались для сенокоса, жатвы и свадебных обрядов. |
|
Знаки и символы русской вышивки Человек, постоянно живший среди природы, уже в глубокой Древности начал создавать несложные узоры, условные знаки-символы, которыми он выражал свое отношение к непонятным явлениям природы, свое восприятие окружающего мира. Смысл каждого знака, каждой линии были понятны ему, служили одним из средств общения. Многие знаки-символы (узоры) не только украшали одежду, жилища и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье. Поэтому их называли оберегами и наносили на видные места предметов быта и построек, по краям и швам одежды. Со временем первоначальные представления древних охотников, рыболовов и землепашцев о фигурах символах были утрачены, и эти элементы превратились в декоративные мотивы украшений. Цвет по-прежнему оставался неким знаком-символом будничной, праздничной и траурной одежды. Например, у русских белый цвет символизировал чистоту, милосердие и печаль, чёрный считался символом земли, покоя, отрешения и траура, красный — символом огня, крови, солнца, долголетия, плодородия, силы и власти. В народе верили, что красный цвет обладает чудодейственными свойствами, его связывали с плодородием. Орнамент — от латинского огпаге (украшать) — повторение, чередование, варьирование одних и тех же конструктивных элементов. Возникал он из обычных рисунков, в которых исключалось всё ненужное, суть рисунка упрощалась, в характерные его черты преувеличивались, почти гиперболизировались. Для народной орнаменталистики характерна обобщённость образов, повторяемость одного мотива, природный ритм и симметрия. Орнамент русского народного костюма (тканый, вышитый) может изображать растения, животных, птиц, людей и геометрические фигуры. В русском народном костюме удачно реализовывались все виды характерных, наиболее часто используемых орнаментов. Академик Б. А. Рыбаков отмечал, что крестьянка в праздничном национальном костюме южных великорусских земель — символ (модель) Вселенной, Нижний, земной ярус её одежды выполнен символами земли — семян и растений — в чёрном цвете. |
|
Верх одежды украшали изображениями птиц и символами дождя (височные цепи, изображение символических птиц на оплечьях). Завершал убранство празднично костюма головной убор с изображениями солнечных коней и звезд. Для костюма характерна разработанность растительных и геометрических мотивов: косые кресты, крючкообразные фигуры, розетки, восьмиугольные звезды, ромбы с загнутыми отростками, солярные знаки. |
|
Учитель музыки Владимир Фёдорович Бушанов основал ансамбль русской песни "Калина», который всегда занимал призовые места на смотрах и фестивалях искусств. В нём мы занимались с 1-го класса. В 4-6 классах Светлана Николаевна Чекарева — учитель народной культуры — проводила с нами беседы, организовывала игры и праздники, знакомила с народными семейно-бытовыми традициями, обычаями и обрядами, с простейшей символикой старинных узоров и рисунков. Для исполнения некоторых номеров нашего фольклорного ансамбля потребовались передники и девичий головной убор — венец (коруна). Эти предметы русского народного костюма мы изготовили на уроках технологии вместе с нашим учителем — Лидией Серафимовной Замаховской. |
|
Как видим, мотивов в вышивке немного. Но древние орнаменты и мотивы вышивки со временем постоянно разрабатывались и приобретали декоративный, поэтико-сказочный смысл. |