У коми-пермяков бытовали пояса, созданные разнообразными способами: тканые на ниту, на дощечках и бердышках, на ткацком станке, вязаные крючком, спицами. По­яса изготавливались главным образом из шерстяной крученой пряжи, которая составляла основу, чередуясь с льняными или хлопчатобумажными нитями черного или белого цветов. Утком служили льняные нити, по цвету соответствующие льняным нитям основы. Именно они составляли фон, на котором рельефно выделялся выбранный из разноцветных шерстяных нитей основы узор. Широкие мужские пояса ткали на ткацком станке, а узкие — покромки — ткали на швейках, привязывая готовый конец к собственному поясу. Для тканья покромок создавали временные ниченки; бердом служила деревянная бральница.

Узорный пояс

Пояс у коми-пермяков, как и у славянских народов, считался одним из важнейших элементов костюма. На нем закреплялись необходимые человеку предметы: топор, нож в ножнах, огниво в специально сшитых мешочках, расческа. Без пояса, хотя бы тоненького гасника, люди не выходили из дому. Идущий в лес, в поле, обычно туго перетягивался. Иначе он, якобы, мог подвергнуться непредвиденным опасностям: заблудиться в лесу, встретиться с лешим и т.п. Был такой обычай у народов: отправляясь на охоту, охотник, чтобы задобрить лешего, в дар ему оставлял в лесу пояс с соответствующим заклинанием.

Наверное, поэтому с давних времен на поясах носили различные обереги, амулеты, роль которых выполняли бронзовые подвески и накладки. Впоследствии это могло получить отражение в орнаментации ткани поясов. Некоторые ученые-орнаментологи считают, что орнамент состоит из знаков рода (пасов), которыми в давние времена отмечали все предметы семейной собственности. Знаки эти переходили в наследство от отца к сыну. Предки народов коми были язычниками и считали, что каждый такой знак служил дополнительным оберегом, их защитой.

В прошлом ткать пояса должна была уметь каждая женщина. Пояса считались непременной принадлежностью приданого невесты и предназначались для подарков жениху и его родне. Потому-то девушка с ранней юности готовила их вместе с другими частями приданого. Количество и качество вытканных невестой поясов определяло ее способности и трудолюбие.

Рисунок 1

Ознакомимся с наиболее простым способом ткачества поясов.

1.  Выбираем узор для пояса, составляем рабочую схему (рисунок1).

 

2. Готовим цветные нити (берем несколько сложений и скручиваем). Нити должны быть одинаковыми по фактуре и по толщине. Для данного пояса длиной примерно 2 метра берем 10 м цветной нити темного цвета, примерно 23 м красного цвета и примерно 70 м х/б ниток исунок 2).

3.Используя вбитые на расстоянии 2,5 м в стену гвозди 1,2,3 (рисунок 2), начинаем изготовление основы. Для этого берем вместе две х/б нити белого или черного цвета и одну цветную скрученную нить. Работаем в следующем порядке:

1—2 ряд — 2 х/б нити и 1 цветная темная нить;

3—11 ряд — 2 х/б нити и 1 нить красного цвета;

12—13 ряд 2 х/б нити и 1 цвет­ная темная нить;

14 ряд — 2 х/б нити.

4. Закрепляем крестовину (вместо 1 и 2 гвоздя протягиваем веревку) и снимаем основу, заплетая с противоположной от крестовины стороны цепочкой, вытягивая петельки.

 

5.Оставляем свободной примерно 0,5 основы и закрепляем последнюю петельку косички на неподвижный предмет (швейка, гвоздь в стене и т.п.). Второй конец закрепляется к поясу ткачихи.

6. Для крестовины берем гладкую палочку длиной 10—15 см, диаметром 10—12 мм. Просовываем указательный палец левой руки рядом с веревочкой, отодвигаем примерно на 10 см и начинаем переводить крестовину. Для этого берем палочку в правую руку и, ориентируясь на крестовину, ниточки с указательного пальца переводим на палочку в следующем порядке: 2 х/б нитки; 1 цветная; 2 х/б нитки; 1 цветная и т.д. При этом все четные ниточки прокручиваем вокруг палочки снизу вверх (рисунок 3), а нечетные — сверху вниз. Так мы получили первый зев (рисунок 3, рисунок 4).

Бральницей по порядку поднимаем ниточки нижнего ряда, чередуя с нитями верхнего ряда. Слева направо протягиваем х/б нить с катушки, а затем крючком поднимаем петельки примерно на 4—5 см, захватывая каждую ниточку отдельно. Собираем все петельки вместе, завязываем в узелок. Переворачиваем основу, поднимаем бральницей вторую половину ниток и делаем вторую ниченку. Получили второй зев (рисунок 5).

7. Начинаем ткать пояс. 4—5 см проткали простым переплетением, предварительно оставив примерно 10 см основы для кисточек.

1ряд. Бральницу просовываем к палочке с рабочей стороны, ставим на ребро, открываем первый зев, пропускаем ниточку утка.

2ряд. Ниченками открываем второй зев, пропускаем нитку утка.

3ряд — аналогично 1 ряду.

4ряд — аналогично 2 ряду и т.д.

 

Рисунок 2

 

Рисунок 3

Рисунок 4

 

Рисунок 5

 

1ряд. Поднимаем 1, 5, 9 нити; остальные цветные нити остаются под бральницей.

2ряд. Поднимаем 3, 4 нити.

3ряд. -»- 4, 6 нити.

4ряд. -»- 1, 5, 9 нити.

5ряд. -»- 4, 6 нити.

6ряд. -»- 3, 7 нити.

7ряд. Поднимаем 2, 8 нити.

8ряд. аналогично 1 ряду.

8. Проткали 4—5 см, затем начинаем выбирать узор. Для этого поочередно открываем I и 2 зев, при этом бральницей выбираем цветные нити по схеме. Одна клеточка в схеме соответствует 1 цветной нити основы. Темные цветные нити и х/б не выбираем, работаем с 9 основными красными нитями:

 

Получился полный узор. Таким образом проткали примерно 190 см. Завершаем ткачество простым переплетением и кисточками. Вот и все: пояс готов.

Поясам уделено важное место в фольклоре. Ими, как лентами и полотенцами, украшали свадебные праздничные (масленичные) поезда, наряжали обрядовые березки в Троицын день. Не удивительно, что у коми-пермяков сохранилось так много поясов: до недавнего времени их можно было увидеть в каждом доме. И хотя в настоящее время производство поясов почти прекратилось, они представлены сотнями экземпляров в музеях, хранятся у населения в качестве семейных реликвий, в частных коллекциях.