Из листа кукурузной рубашки

Подготовка к работе

Каждый из нас не один раз держал в руках кукурузный початок — золотой плод, укутанный в листья плетенки. Стебель кукурузы с початками, раскачивающийся на ветру, похож на мать, убаюкивающую своего малыша. Родина этого замечательного растения — Америка. Племена американских индейцев открыли и начали культивировать это растение. Они одухотворяли и обожествляли кукурузу — их кормилицу. Подарила ее людям «Богиня с косами» — богиня неба, земли, плодородия и дождя.

Ее сын — «Толстый младенец» — стал богом кукурузы. В мифах индейцев первые совершенные люди, 4 мужчины и 4 женщины, были созданы Творцом и Созидательницей тоже из кукурузы.

Люди издавна использовали не только плод, но и листья, в которые завернут початок — кукурузную рубашку. Из этого листа плели корзинки, циновки и другие изделия. А мы, в нашей мастерской, творим из него шляпы, сумки, куклы, маски, светильники, ковры и даже костюмы.

Заготавливать лист кукурузной рубашки лучше всего после полного созревания початка, когда зерна собирают, чтобы перерабатывать в муку. Этот лист уже хорошо отбелен солнцем и долго сохраняется. Высушенный лист кукурузной рубашки очень красив: чаще всего цвета топленого молока, но бывает с оттенками от бледно-розового до фиолетового и от золотистого до коричневого. Он обладает всеми положительными свойствами природных материалов. Изделия из него приятны на ощупь, прекрасно пропускают воздух, прочны. Лист кукурузной рубашки с внешней стороны более грубый, чем ближе к плоду — тем мягче, так мудро сотворила природа. И в каждом листе есть внутренняя — более гладкая и внешняя — шероховатая сторона. На это важно обратить внимание, приступая к плетению.

Итак, листья отделяем от початка, просушиваем на солнце и только после этого их можно складывать в мешок и хранить в сухом помещении.

Перед тем, как начать работу с листом, надо обязательно размочить его в воде: просто окунуть, подержать несколько секунд и достать. В мокром состоянии лист не ломается, очень пластичен и прочен.

Подставку будем плести на деревянной доске. Условимся, что по форме она будет квадратной, со стороной равной 12 см. Рисуем на доске квадрат и противоположные стороны делим на 4 части, в каждой по 3 см. По этим засечкам вбиваем гвозди. Они будут опорой для основы (рис. 2).

Листья уже готовы к работе. Начинаем плести веревочку-основу.

Берем 2 срезанных полоски. Накладываем их одна на другую таким образом, чтобы гладкая сторона листа была снаружи и, охватывая ими первый гвоздь, делаем несколько оборотов. Пальцы кистей рук направлены навстречу друг другу, указательный палец правой руки, захватывая лист, делает вращательные движения вокруг веревочки. Не забываем вовремя подставить очередную полоску листа, чтобы наша веревочка не заканчивалась (рис. 3).

Плести кукурузную веревочку стараемся таким образом, чтобы она была одной толщины, ровная и гладкая, тогда изделие будет красивым и качественным. Одновременно последовательно натягиваем основу от 1 до 9 гвоздя. Основа должна быть сплетена и натянута достаточно туго. Теперь начинаем плетение.

В данном изделии будем использовать 2 вида плетений: простое, или полотняное, и косичку. Полотняное плетение самое простое, по принципу которого строятся все более сложные.

На рис. 4 вверху точками обозначены основные веревочки в поперечном разрезе, а линиями — веревочки, которые в шахматном порядке обвивают основные веревочки, поочередно ложась на них то сверху, то снизу.

Простым переплетением проплетаем 3,5 см. Для того, чтобы уточная веревочка не стягивала изделие и боковые стороны были ровными, по боковым линиям чертежа вбиваем гвозди — опору для уточной веревочки.

Среднюю часть подставки, которая займет 5 см, выполняем переплетением косичка. Для этого вниз от полотняного плетения опускаемся на 2,5 см и вбиваем в боковую сторону квадрата гвоздь. Продолжая плести веревочку, цепляем ее за этот гвоздь и начинаем попарно связывать основные веревочки, обхватывая их сверху и снизу таким образом, чтобы из них образовывался ажур. Доходим до противоположной стороны я возвращаемся назад, обвивая те же пары основных веревочек. В результате должна получиться горизонтально расположенная косичка (рис. 5).

Последние 3,5 см заканчиваем опять простым переплетением. Прежде чем сиять изделие, надо дождаться его полного высыхания и только после этого извлечь гвозди и с изнаночной стороны спрятать конец веревочки (рис. 6).

Плетение короны-шляпки

Шляпки из этого простого природного материала хорошо защищают голову от солнечных лучей и в то же время обладают свойством пропускать воздух, создавая комфортное настроение.

Выполняется головной убор в выше описанной технике плетения. Работа начинается с эскиза, с создания образа. Обдумывается конструкция и технология исполнения, где главная задача—гармонично увязать функциональность изделия с образностью, не подавить одно другим.

Затем по эскизу, с учетом конструктивных особенностей, конкретных размеров и пропорций, изготавливается деревянная колодка.

Следующий этап — расчет плотности плетения, которая зависит от толщины самого плетения. Чем толще веревочка, тем основа натягивается с большим расстоянием, в среднем, от 2 до 3,5 см. На этом расстоянии в колодку вбиваются гвозди и натягивается основа. Выбирается техника плетения.

Выше описывались два вида переплетений — простое, или полотняное, и косичка. В головных уборах часто используется диагональное и шахматное переплетения, в основе которых—все то же простое переплетение.

Если в полотняном переплетении уточная веревочка попеременно ложится сверху, то в шахматном - можно перекрывать несколько основ сразу, ритмично чередуя их в шахматном порядке (рис. 1).

На рис. 2 показано диагональное переплетение. Такие переплетения образуются за счет сдвига каждого последующего ряда утков на одну или две основные веревочки вправо или влево. За счет этого образуется диагональный рисунок. Наклон диагонали зависит от того, на сколько основ происходит сдвиг.

В изготовлении головных уборов можно использовать множество вариантов переплетений и их комбинаций. С колодки снимают полностью высушенное плетение.

Головные уборы, плетенные из кукурузной соломки, получаются фактурным и, выразительными и органично вписываются в этническое стилевое направление.