Тополиный пух — прекрасный материал для работы над портретами, изображениями животных, пейзажами. Сбор пуха надо начинать с момента его появления на дереве. Можно срезать ветки с почками — коробочками, которые только начали раскрываться, положить их в картонную коробку, прикрыть крышкой и оставить в сухом теплом месте, например на подоконнике. Через некоторое время коробочки лопаются. При помощи пинцета надо осторожно вынуть пух из коробочек, освободить его от зёрен и положить на хранение в картонную коробку не приминая. Правильно собранный и уложенный пух не теряет легкости и воздушности несколько лет. Для работы над изображениями животных лучше подойдет хлопок: он более пушистый и шелковистый, чем тополиный пух. |
На страницах нашего журнала мы рассказывали о том, как сделать картины из ваты. Тополиный пух тоньше и нежнее. Качества тополиного пуха предоставляют художнику больше возможностей, особенно в работе над портретами, когда надо передать нюансы тонов и полутонов, сделать мелкие детали. Этот материал прекрасно подойдёт для работы профессиональным художникам. Вивея Сергеевна Стручкова — более 25 лет член клуба «Природа и творчество» при Всероссийском обществе охраны природы. Она многие годы работает с тополиным пухом, делает из него прекрасные портреты. Её работы не раз были отмечены наградами. |
Техника работы Выбираем рисунок, который хотим воплотить в пухе, переносим основные его контуры на плотную белую бумагу и вырезаем. Если это портрет человека или рисунок животного — прорезаем места для глаз, надрезаем нос, рот, брови, усы и прочее — получился трафарет. Прикладываем полученный трафарет к бархатной бумаге. Очерчиваем белым карандашом по контору и в местах прорезей. После этого берём рисунок, кладём рядом и, захватывая пинцетом небольшое количество пуха, начинаем делать рисунок на бархате. Лучше начать с глаз. Указательным и большим пальцем левой руки берём немного пуха, слегка скручиваем и вытягиваем в жгутик по размеру века. Пинцетом осторожно укладываем на место. Затем заполняем белки глаз. Зрачки остаются тёмными, на них наносятся точки бликов — пух скручивается в маленький шарик. Поскольку бархатная бумага ворсистая, пух легко крепится к ней. Если необходимо что-то исправить, то кусочком поролона в нужном месте пух можно снять. Если на оригинале есть очень светлые пятна, то берём немного пуха и наносим его на эти места несколько раз, плотнее, осторожно прижимая к бумаге. Если места не очень светлые, то пух соответственно наносим тонким слоем и распределяем менее плотно. |
Инструменты и материалы 1. Тополиный пух или хлопок. 2. Бархатная бумага тёмных тонов (лучше чёрная или коричневая). 3. Пинцет с загнутыми концами. 4. Плотная белая бумага. 5. Картон. 6. Чёрная окантовочная бумага. 7. Белый карандаш. 8. Клей ПВА. 9. Кусочек поролона. 10. Стекло. |
Так, глядя на оригинал, постепенно «рисуем» картину. Конечно, чтобы добиться портретного сходства с оригиналом, надо уметь рисовать и изрядно потрудиться. После того как рисунок готов, берём чуть нагретый утюг, осторожно прикладываем его к картине на несколько секунд, чтобы пух примялся и заблестел, По размеру картины вырезаем стекло и картон. Для окантовки нарезаем четыре полоски шириной 2-2,5 см чёрной бумаги (например, такой, в которой хранится плёнка и рентгеновские снимки). Стекло накладываем на картину, с обратной стороны помещаем картон (с заранее проделанной петелькой для гвоздя). Намазываем клеем ПВА края стекла и к ним приклеиваем чёрную окантовочную полоску на расстоянии 0,5 см от края. После того как клей подсохнет, с обратной стороны приклеиваем к картону оставшуюся часть окантовки. Картина готова. |