Сравнение
Диагностика умения сравнивать
Учащимся предъявляются или называются какие-либо два предмета или понятия.Каждый ученик на листе бумаги должен написать слева черты сходства, а справа – отличительные черты названных предметов или понятий. На выполнение задания по одной паре слов дается 4 минуты. Затем листки собираются. Обработка результатов: составляется общий список черт сходства и отличительных признаков названных предметов, затем устанавливается, какую часть этого списка сумел написать ученик. Доля названных учеником черт сходства и различия из общего числа черт в процентах – это уровень развития умения сравнивать.
Например: Книга – тетрадь; Лошадь-корова; Линейка-треугольник; Озеро-река; Солнце-луна; Сани-телега; Дождь-снег; Ручка-карандаш; Куст-дерево; Вишня-слива; Озеро-пруд; Море-река; Автобус-троллейбус; Трамвай-троллейбус.
Практическая работа
Тест 1:
1. Чем схожи числа:
10 и 34; 2 и 17;
2. Чем похожи выражения
70 + 30= 20 + 10= 60 + 40=
3. Чем схожи выражения
(40+2)-20=
(50+4)-30=
(30+10)-20=
4. Чем отличаются примеры
(30+5)+2=30+(5+2)=30+7=37
35+2=(30+5)+2=30+(5+2)=30+7=37
5. Чем отличаются примеры
(40+4)+2=40+(4+2)=40+6=46
70+(10+5)=(70+10)+5=80+5=85
6. Решите примеры, распишите решение подробно.
Чем отличаются первые три примера от последнего?
90-4=
80-5=
70-6=
90-10=
7. У Маши было 21 метр ткани. Отрезали 5 метров. Сколько
метров ткани у неё осталось?
8. У Даши было 27 метров ткани. Отрезали 5 метров. Сколько
метров ткани у неё осталось?
Решите задачи и найдите сходства вычисления.
9. Сравните, чем похожи решения этих примеров. Решите их.
20+15=
25+3=
Тест 2:
1. Чем отличаются фигуры?
(количеством углов, (количеством углов, размером)
сторон, формой)
2. Найдите одинаковые домики.
3. Какой человек убежал?
4. Чем схожи числа 27 и 28?
(они двузначные в каждом числе есть по два десятка)
Чем схожи числа 15 и 51?
(двузначные, нечетные, в каждом есть цифра 5)
Тест 3:
1. Чем схожи числа:
7 и 71; 31 и38;
77 и 17; 24 и 624;
2. Найти общие признаки чисел:
8 и 18; 20 и 10;
5 и 50; 17 и 170;
6 и 60; 42 и 420;
3. Сравнить геометрические фигуры:
Чем отличается четырехугольник от треугольника?
Чем отличается треугольник от шестиугольника?
4. Найти общие признаки чисел:
21 и 201; 13 и 31;
13; 17; 31; 21;
5. Даны числа. Чем они похожи и чем отличаются?
5; 15; 563; 25;
12 и 21; 5 и 15;