Методика раннего обучения информатике
СОДЕРЖАНИЕ
СТРУКТУРА
АЛГОРИТМ
ИСПОЛНИТЕЛЬ
ТЕКСТОВЫЙ
РЕДАКТОР
ГРАФИЧЕСКИЙ
РЕДАКТОР
МУЗЫКАЛЬНЫЙ
РЕДАКТОР

Музыкальный редактор


Дидактический материал

Редактирование музыкальной информации в школьном курсе общего информатического образования

Представление информации в звуковой форме знакомо школь­никам по примерам, обсуждавшимся на первых уроках инфор­мационной линии в курсе раннего обучения информатике. Однако большинство примеров звуковой информации были шу­мами. Упоминавшиеся тогда папин стук в дверь, неровный ро­кот морского прибоя, трель милицейского свистка — все это шумы.

Приступая к теме музыкального редактирования, учитель приводит другие примеры звуковой информации — марш, вальс, песня («три кита» Д. Б. Кабалевского) — как информации о действии, настроении, впечатлении. Хотя все эти примеры — звуки, но, в отличие от шумов, музыка — это организованная звуковая информация. Именно свойством организованности при­влекает музыка специалистов по информации и преподавателей информатики. Это свойство позволяет формально записывать музыкальную информацию точно так же, как до этого школь­ники научились описывать числовую, текстовую и графиче­скую информацию. Коль скоро появляется возможность записы­вать музыку в виде символов, становится актуальной проблема ее копирования, переноса, корректировки, запоминания в бу­фере и восстановления — одним словом, редактирования.

Курс раннего обучения информатике использует не совсем привычный аспект знакомства с музыкой — изучение музы­кальных понятий с точки зрения информатики. Такая концепту­альная позиция потребовала внимательно отобрать среди бога­тейшего музыкального алфавита и не менее обширного словаря то минимальное подмножество музыкальных понятий, которые сумели бы показать структурные свойства музыкальной инфор­мации без профанации упрощенчества. Важно было учесть, что предлагаемыми средствами музыкального языка должен гово­рить младший школьник и не на занятии в музыкальной шко­ле, даже не на уроке музыки или пения, а на уроке информатики в общеобразовательной школе. Таким образом, важно совместить изучение свойств музыки как информации с изучением началь­ной музыкальной грамоты.

С позиций обсуждаемой темы практически в каждом классе учителю приходится учитывать, что его ученики делятся на две группы, сильно отличающиеся количественно: «обычные» дети, впервые знакомящиеся с нотной грамотой на уроках кур­са раннего обучения информатике, и «продвинутые» ученики, которые посещают музыкальную школу и потому способны освоить больший круг навыков в ходе изучения музыкального редактора. Поэтому как методическая структура темы, так и возможности обеспечивающих ее программных средств должны быть построены концентрически:

  • самый узкий концентр, составляемый из базовых возможно­стей адаптированного музыкального редактора, — для обычных младших школьников;
  • средний концентр, включающий некоторые дополнительные возможности редактора из курса раннего обучения инфор­матике, — для учеников, знакомых с элементами музыкаль­ной грамоты;
  • расширенный концентр — профессиональные музыкальные редакторы для детей не только одаренных, но и увлеченных музыкальными возможностями компьютера.
Понятийный состав каждого концентра определяет содержа­ние обучения и методику преподавания, а потому представляет собой серьезную педагогическую задачу. Ее важнейший этап — первый: формирование набора понятий для базового концентра. Одна из важнейших характеристик музыкального звука, включаемая в такое подмножество музыкальных понятий, — высота; это понятие в такой мере индивидуализирует звук, что позволяет зафиксировать эту индивидуализацию в виде символа — ноты — в определенной позиции на нотном стане. Столь же характерной чертой звука (и столь же наглядно описываемой формальными средствами) служит его длитель­ность. Эти средства в музыке очень конструктивны.

Высота и длительность звука составляют концептуальный запас базового концентра музыкальных понятий, вводимых в курсе раннего обучения информатике. Действительно, млад­ший школьник способен освоить механизмы редактирования музыкальной информации, не выходя за рамки тех учебных примеров мелодий, которые написаны в тональности До ма­жор — без единого знака альтерации. В этих примерах отсутст­вуют также паузы и точки, увеличивающие длительность нот. Это не означает, однако, что знаки альтерации — бемоль и диез, так же, как паузы и точки, отсутствуют в музыкальном редакторе Шарманщик. Они отнесены во второй концентр и рассчитаны на продвинутых учеников. Поэтому, записывая ме­лодии в Шарманщике, можно пользоваться знаками альтера­ции как у отдельной ноты, так и при ключе.

Основанием для проведения весьма условной линии раздела между понятиями, относимыми в первый и второй концентры музыкального редактора, послужили отношения этих понятий с отдельным звуком, а не с их совокупностями. Так, за рамка­ми первого концентра остается размерность. Эта характеристи­ка относится к мелодии в целом. Вместе с тем, отсутствие раз­мерности приводит к отсутствию тактов в нотной записи и, тем самым, к некоторым изменениями музыкальной орфографии. Не имея тактовых черт, бессмысленно говорить об области дей­ствия знака альтерации, поэтому он распространяет свое дейст­вие в первом концентре только на одну ноту (за исключением, разумеется, ключевых знаков). Точно так же представление мелодии исключительно как со­вокупности отдельных звуков приводит к тому, что в первом концентре Шарманщик не имеет средств для обозначения груп­пировки нот (объединение штилей под одной чертой) или их связности (лиги). Эти «дополнительные» к базовому концентру понятия и их символика появляются во втором концентре на­ряду с такими знаками музыкального синтаксиса, как вольта и реприза, используемые для обозначения повторяющихся час­тей музыкального текста. Это не мешает записывать повторяющиеся фрагменты мелодии и средствами базового концентра: достаточно воспользоваться инвариантными для информацион­ных редакторов приемами копирования информации. Именно так записываются припевы и повторяющиеся куплеты песен.

Таким образом, звучание одной и той же мелодии можно воспроизвести как средствами базового, так и среднего концен­тра, осознавая при этом, что орфографически записи мелодии в базовом концентре выглядят упрощенно, не так, как того тре­буют строгие правила музыкального синтаксиса. В связи с объективностью существования двух категорий учащихся (да и учителей тоже!) приходится считать оправдан­ным наличие двух версий музыкального редактора Шарман­щик в курсе раннего обучения информатике с условными и не вполне отражающими существо вопроса названиями — «ста­рый» и «новый» Шарманщик.

Действительно, учащемуся музыкальный школы было бы трудно согласиться с рекомендациями «старого» Шарманщика по записыванию нот: там нет тактовых черт (и, как следствие, размерности), реприз, вольт. Наряду с такими естественными требования музыкальной грамоты в »новом" Шарманщике по­явились и другие удобства, такие, как, например, использова­ние текста: допускаются не только титульные записи (название и жанр произведения, автор, характеристики темпа, прочие комментирующие текстовые элементы), но и сопровождающие всю мелодию слова песни, соотносимые с каждым тактом.

Рис. 23.1. «Старый» Шарманщик, песенка о двух гусях

Наконец, «новый» Шарманщик учитывает и широкое сегод­няшнее распространение (в том числе, и в школах) средств компьютерного управления музыкой (синтезаторы): версии «нового» Шарманщика позволяют устанавливать по желанию пользователя тембр звучания и даже выбор музыкального инст­румента в качестве начальных настроек исполнения.

Еще при изучении графических редакторов Раскрашка и Художник активно использовался методический прием анало­гий. Сейчас, когда в арсенале школьников появляется еще один, принципиально новый редактор информации, этот прием суще­ственно упрощает работу как учеников, так и преподавателя. Так, операция копирования музыкальной фразы, отличающая­ся, вообще говоря, от работы с текстами и графикой, имеет ту же структуру — она составлена из запоминания в промежуточ­ном буфере и последующего восстановления запомненной ин­формации и даже осуществляется нажатиями тех же клавиш — и +. Редактирование строки (в Шарманщи­ке информация записывается линейно, единой строкой) выпол­няется точно так же, как в текстовом редакторе, и теми же клавишами удаления и вставки .

Рис. 23.2. «Новый» Шарманщик, песня «Ах, Самара-городок»

Замечательное качество Шарманщика, обеспечивающее ему место в общеобразовательной школе, — экранирование детей от технических трудностей исполнения. Действительно, освоению технике игры на том или ином музыкальном инструменте школьники отдают несколько лет обучения в детской музыкаль­ной школе. Новичок, осваивающий редактор Шарманщик, практически одинаковыми усилиями набирает и «исполняет» простейшую доступную первоклассникам народную мелодию про живущих у бабуси гусей и рондо в турецком стиле («Турец­кий марш») Моцарта, исполнение которого в музыкальной школе доверяют, как правило, только старшеклассникам.

Если школьники обычно не испытывают комплексов, обща­ясь с музыкальным редактором на уроках информатики, этого нельзя сказать об основной массе учителей. Многие из них обычно придумывают любые поводы сократить тему Шарман­щика и уж, во всяком случае, уйти от собственного исполнения песен на уроках. Между тем, с уверенностью можно сказать, что для проявления, а тем более для демонстрации такого ком­плекса «немузыкальности» у учителей нет никаких оснований: мелодии, рекомендованные в курсе раннего обучения информа­тике, могут быть исполнены даже при полном отсутствии му­зыкального образования; большинство из них хорошо известны не только учителям, но и детям. И все же практика работы с учителями показывает, сколь мало внимания сегодня уделяет­ся в педагогических вузах и училищах изучению и освоению элементов музыкальной культуры.

Оставляя в стороне некоторые вопросы методики обсуждае­мой темы и даже такой вопрос, как индивидуализация подхода к учащимся в зависимости от уровня их априорной музыкаль­ной подготовленности (эти вопросы частично рассмотрены в ме­тодической документации, сопровождающей поставочные па­кеты программно-методических систем Роботландия и Хиты Роботландии, частично в публикациях), представляется важ­ным остановиться на роли заключительного занятия по теме музыкального редактирования — концерта. Концерт по форме своей представляет собою совокупность, главным образом, во­кальных номеров: каждый ученик исполняет записанную им песню в сопровождении компьютера. В зависимости от музы­кальной подготовленности учеников (и учителя тоже) концерт­ные номера могут иметь разную форму и сложность: на концер­те могут звучать всевозможные ансамбли — унисоны, дуэты и трио, даже каноны. Однако независимо от возможности варьи­ровать формы и сложность произведений концерт должен стать обязательным компонентом темы. В методических рекоменда­циях по Роботландии подготовке к концерту отводится один урок. Фактически же учитель должен (возможно, путем эконо­мии времени на любом другом учебном материале) посвятить этой работе ровно столько времени, сколько потребуется для уверенной подготовки первого в жизни учеников концерта компьютерной музыки (а для некоторых из них, возможно, и первого концерта вообще).

Концерт в школьном кабинете информатики — это тот мо­мент курса, в котором воспитательный фактор превалирует над образовательным. Компьютер предстает перед учениками не устройством для выполнения тренировочных упражнений, а носителем и формирователем новой культурной обстановки. Го­товя концерт, учителю предстоит подобрать для каждого из учеников произведение, соответствующее музыкальным способ­ностям, вокальным данным и основным свойствам характера peбeнкa. Впрочем, при назначении концертных номеров учи­тель только в отдельных случаях может предлагать ученику свою установку. Лучше, если ученики самостоятельно или с доброй консультацией учителя сделают выбор из (достаточно широкого) набора мелодий. Продвинутым ученикам можно по­рекомендовать принести на концерт ноты их любимого (или ис­полняемого ими на музыкальном инструменте) произведения. Разумеется, высший приоритет и похвалу учителя должны по­лучить оригинальные музыкальные сочинения детей (если та­кое случится). Можно не скрывать от детей, что композиторский дар более редок, чем, например, способности стихосложения или рисования.

Сложности индивидуальной подготовки ученических кон­цертных номеров накладываются на проблему репертуара — проблему, глубоко погруженную в сферу воспитания детей. Ре­пертуар полностью подчинен музыкальным вкусам учителя. И все же даже здесь трудно удержаться от рекомендации воспиты­вать у детей музыкальный вкус на проверенном столетиями мате­риале —- фольклорной и классической музыке. Волей-неволей учитель выразит программой концерта не только свое понима­ние музыки, свое мироощущение, но и систему своих полити­ческих взглядов. Так, даже беглый взгляд на предложенный в методических рекомендациях к Шарманщику нотный материал для концерта дает основание предположить, что разработчи­ки этих рекомендаций высоко оценивают роль интернациональ­ного воспитания — предлагается фольклорный музыкальный материал разных народов. В условиях, когда столь моден наци­онализм, такие рекомендации могут стать предметом критиче­ского обсуждения или осуждения.

В связи с этим учителя следует предупредить: неустанно думая о воспитании человека и гражданина, старайтесь избе­гать политических крайностей. Третьеклассникам нет необхо­димости петь в классе хором «Интернационал», точно так же, как неуместен любимый ныне многими монархический гимн «Боже, царя храни» или церковные псалмы во имя Иисуса Христа. В глазах детей концерт приобретает особое значение, если он организован не только для учащихся, но и для их родите­лей, бабушек и дедушек. Потратив определенные усилия на формирование такой благожелательной аудитории, учитель сторицей окупит эти усилия той признательностью, которую он несомненно прочитает в глазах исполнителей концерта и гостей-слушателей.

Темой редактирования музыкальной информации не завер­шаются встречи школьников с адаптированным учебным музы­кальным редактором Шарманщик. Центральные классы сред­ней школы, как правило, наполнены сейчас многочисленными программами для школьных предметных уроков, которые при­званы совершенствовать частные предметные методики и кон­структивно демонстрировать эффективные межпредметные свя­зи информатики со всеми другими школьными дисциплинами. Характерными примерами такого взаимопроникновения пред­метов могут служить прикладные программы из состава про­граммно-методической системы Хиты Роботландии, где ак­тивно используются такие интегрированные системы учебного назначения, как Конструктор Сказок, Волшебные и Веселые Картинки и др. В этих системах музыкальный редактор рабо­тает как средство создания иллюстрирующего музыкального фона. Все эти системы — открытые, что дает возможность учи­телю и учащимся пополнять арсенал поурочных заданий, вы­полняемых с помощью таких учебных интегрированных сис­тем. Школьные пользователи — учителя и дети — легко и с удовольствием справляются с этой работой, которая часто вы­полняется по заказу учителя-предметника или по собственной инициативе. Результаты этой деятельности легко наблюдать, когда ученик записывает в качестве музыкальной иллюстра­ции к физическим или математическим задачам на скорость мелодию М. И. Глинки «Паровоз», а в качестве музыкального сопровождения к сообщению об ошибке записывает фрагмент бетховенской темы судьбы.

Велико значение Шарманщика и во внешкольных формах учебной деятельности школьников. В ряде конкурсов по компь­ютерному конструированию на курсе универси­тета оценка за музыкальное иллюстрирование входит в состав общей, интегральной оценки представляемого проекта. Показа­телен тот факт, что практически ни одна из команд-участниц не ушла от музыкального иллюстрирования проекта, имея воз­можность обосновать это объявленной факультативностью му­зыкального сопровождения. Все мелодии либо были умело по­добраны по тематике самими учащимися, либо, более того, представлены оригинальные композиции. Как исключение (но от этого только более впечатляющее) звучит в учительском пись­ме, сопровождающем один из пакетов ученических работ, та­кая фраза: «Мама Максима Михайлова, учительница музыки детской музыкальной школы, воодушевленная успешными вы­ступлениями своего сына в предыдущих двух конкурсах, по­могла третьеклассникам подобрать подходящую по содержа­нию заданий музыку».

Шарманщик — это фрагмент пропедевтического курса ин­форматики. С темой редактирования музыкальной информа­ции ученики еще встретятся позднее. При изучении темы «Коди­рование информации» в старших классах алфавит музыкальной азбуки может стать отличным дидактическим материалом на уроке. Для тех школьников, кто увлечен музыкой всерьез, не­избежно обращение к современным информационным техно­логиям, которые оперируют многообразными форматами му­зыкальной информации. Таким школьникам можно предложить школьный кружок музыкальной информатики (если учитель достаточно подготовлен к роли руководителя кружка не только как специалист по технологиям, но и как музыкант) или реко­мендовать занятия в музыкальных учебных заведениях, при которых пропедевтика компьютерной обработки музыкальной информатики, намеченная в рамках первого знакомства с Шар­манщиком, несомненно окажется полезной.