| СОДЕРЖАНИЕ |
| СТРУКТУРА |
| АЛГОРИТМ |
| ИСПОЛНИТЕЛЬ |
| ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР |
| ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР |
| МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕДАКТОР |
Редактирование музыкальной информации в школьном курсе общего информатического образованияПредставление информации в звуковой форме знакомо школьникам по примерам, обсуждавшимся на первых уроках информационной линии в курсе раннего обучения информатике. Однако большинство примеров звуковой информации были шумами. Упоминавшиеся тогда папин стук в дверь, неровный рокот морского прибоя, трель милицейского свистка — все это шумы. Приступая к теме музыкального редактирования, учитель приводит другие примеры звуковой информации — марш, вальс, песня («три кита» Д. Б. Кабалевского) — как информации о действии, настроении, впечатлении. Хотя все эти примеры — звуки, но, в отличие от шумов, музыка — это организованная звуковая информация. Именно свойством организованности привлекает музыка специалистов по информации и преподавателей информатики. Это свойство позволяет формально записывать музыкальную информацию точно так же, как до этого школьники научились описывать числовую, текстовую и графическую информацию. Коль скоро появляется возможность записывать музыку в виде символов, становится актуальной проблема ее копирования, переноса, корректировки, запоминания в буфере и восстановления — одним словом, редактирования. Курс раннего обучения информатике использует не совсем привычный аспект знакомства с музыкой — изучение музыкальных понятий с точки зрения информатики. Такая концептуальная позиция потребовала внимательно отобрать среди богатейшего музыкального алфавита и не менее обширного словаря то минимальное подмножество музыкальных понятий, которые сумели бы показать структурные свойства музыкальной информации без профанации упрощенчества. Важно было учесть, что предлагаемыми средствами музыкального языка должен говорить младший школьник и не на занятии в музыкальной школе, даже не на уроке музыки или пения, а на уроке информатики в общеобразовательной школе. Таким образом, важно совместить изучение свойств музыки как информации с изучением начальной музыкальной грамоты. С позиций обсуждаемой темы практически в каждом классе учителю приходится учитывать, что его ученики делятся на две группы, сильно отличающиеся количественно: «обычные» дети, впервые знакомящиеся с нотной грамотой на уроках курса раннего обучения информатике, и «продвинутые» ученики, которые посещают музыкальную школу и потому способны освоить больший круг навыков в ходе изучения музыкального редактора. Поэтому как методическая структура темы, так и возможности обеспечивающих ее программных средств должны быть построены концентрически:
Высота и длительность звука составляют концептуальный запас базового концентра музыкальных понятий, вводимых в курсе раннего обучения информатике. Действительно, младший школьник способен освоить механизмы редактирования музыкальной информации, не выходя за рамки тех учебных примеров мелодий, которые написаны в тональности До мажор — без единого знака альтерации. В этих примерах отсутствуют также паузы и точки, увеличивающие длительность нот. Это не означает, однако, что знаки альтерации — бемоль и диез, так же, как паузы и точки, отсутствуют в музыкальном редакторе Шарманщик. Они отнесены во второй концентр и рассчитаны на продвинутых учеников. Поэтому, записывая мелодии в Шарманщике, можно пользоваться знаками альтерации как у отдельной ноты, так и при ключе. Основанием для проведения весьма условной линии раздела между понятиями, относимыми в первый и второй концентры музыкального редактора, послужили отношения этих понятий с отдельным звуком, а не с их совокупностями. Так, за рамками первого концентра остается размерность. Эта характеристика относится к мелодии в целом. Вместе с тем, отсутствие размерности приводит к отсутствию тактов в нотной записи и, тем самым, к некоторым изменениями музыкальной орфографии. Не имея тактовых черт, бессмысленно говорить об области действия знака альтерации, поэтому он распространяет свое действие в первом концентре только на одну ноту (за исключением, разумеется, ключевых знаков). Точно так же представление мелодии исключительно как совокупности отдельных звуков приводит к тому, что в первом концентре Шарманщик не имеет средств для обозначения группировки нот (объединение штилей под одной чертой) или их связности (лиги). Эти «дополнительные» к базовому концентру понятия и их символика появляются во втором концентре наряду с такими знаками музыкального синтаксиса, как вольта и реприза, используемые для обозначения повторяющихся частей музыкального текста. Это не мешает записывать повторяющиеся фрагменты мелодии и средствами базового концентра: достаточно воспользоваться инвариантными для информационных редакторов приемами копирования информации. Именно так записываются припевы и повторяющиеся куплеты песен. Таким образом, звучание одной и той же мелодии можно воспроизвести как средствами базового, так и среднего концентра, осознавая при этом, что орфографически записи мелодии в базовом концентре выглядят упрощенно, не так, как того требуют строгие правила музыкального синтаксиса. В связи с объективностью существования двух категорий учащихся (да и учителей тоже!) приходится считать оправданным наличие двух версий музыкального редактора Шарманщик в курсе раннего обучения информатике с условными и не вполне отражающими существо вопроса названиями — «старый» и «новый» Шарманщик. Действительно, учащемуся музыкальный школы было бы трудно согласиться с рекомендациями «старого» Шарманщика по записыванию нот: там нет тактовых черт (и, как следствие, размерности), реприз, вольт. Наряду с такими естественными требования музыкальной грамоты в »новом" Шарманщике появились и другие удобства, такие, как, например, использование текста: допускаются не только титульные записи (название и жанр произведения, автор, характеристики темпа, прочие комментирующие текстовые элементы), но и сопровождающие всю мелодию слова песни, соотносимые с каждым тактом.
Наконец, «новый» Шарманщик учитывает и широкое сегодняшнее распространение (в том числе, и в школах) средств компьютерного управления музыкой (синтезаторы): версии «нового» Шарманщика позволяют устанавливать по желанию пользователя тембр звучания и даже выбор музыкального инструмента в качестве начальных настроек исполнения.
Еще при изучении графических редакторов Раскрашка и Художник активно использовался методический прием аналогий. Сейчас, когда в арсенале школьников появляется еще один, принципиально новый редактор информации, этот прием существенно упрощает работу как учеников, так и преподавателя. Так, операция копирования музыкальной фразы, отличающаяся, вообще говоря, от работы с текстами и графикой, имеет ту же структуру — она составлена из запоминания в промежуточном буфере и последующего восстановления запомненной информации и даже осуществляется нажатиями тех же клавиш —
Замечательное качество Шарманщика, обеспечивающее ему место в общеобразовательной школе, — экранирование детей от технических трудностей исполнения. Действительно, освоению технике игры на том или ином музыкальном инструменте школьники отдают несколько лет обучения в детской музыкальной школе. Новичок, осваивающий редактор Шарманщик, практически одинаковыми усилиями набирает и «исполняет» простейшую доступную первоклассникам народную мелодию про живущих у бабуси гусей и рондо в турецком стиле («Турецкий марш») Моцарта, исполнение которого в музыкальной школе доверяют, как правило, только старшеклассникам. Если школьники обычно не испытывают комплексов, общаясь с музыкальным редактором на уроках информатики, этого нельзя сказать об основной массе учителей. Многие из них обычно придумывают любые поводы сократить тему Шарманщика и уж, во всяком случае, уйти от собственного исполнения песен на уроках. Между тем, с уверенностью можно сказать, что для проявления, а тем более для демонстрации такого комплекса «немузыкальности» у учителей нет никаких оснований: мелодии, рекомендованные в курсе раннего обучения информатике, могут быть исполнены даже при полном отсутствии музыкального образования; большинство из них хорошо известны не только учителям, но и детям. И все же практика работы с учителями показывает, сколь мало внимания сегодня уделяется в педагогических вузах и училищах изучению и освоению элементов музыкальной культуры. Оставляя в стороне некоторые вопросы методики обсуждаемой темы и даже такой вопрос, как индивидуализация подхода к учащимся в зависимости от уровня их априорной музыкальной подготовленности (эти вопросы частично рассмотрены в методической документации, сопровождающей поставочные пакеты программно-методических систем Роботландия и Хиты Роботландии, частично в публикациях), представляется важным остановиться на роли заключительного занятия по теме музыкального редактирования — концерта. Концерт по форме своей представляет собою совокупность, главным образом, вокальных номеров: каждый ученик исполняет записанную им песню в сопровождении компьютера. В зависимости от музыкальной подготовленности учеников (и учителя тоже) концертные номера могут иметь разную форму и сложность: на концерте могут звучать всевозможные ансамбли — унисоны, дуэты и трио, даже каноны. Однако независимо от возможности варьировать формы и сложность произведений концерт должен стать обязательным компонентом темы. В методических рекомендациях по Роботландии подготовке к концерту отводится один урок. Фактически же учитель должен (возможно, путем экономии времени на любом другом учебном материале) посвятить этой работе ровно столько времени, сколько потребуется для уверенной подготовки первого в жизни учеников концерта компьютерной музыки (а для некоторых из них, возможно, и первого концерта вообще). Концерт в школьном кабинете информатики — это тот момент курса, в котором воспитательный фактор превалирует над образовательным. Компьютер предстает перед учениками не устройством для выполнения тренировочных упражнений, а носителем и формирователем новой культурной обстановки. Готовя концерт, учителю предстоит подобрать для каждого из учеников произведение, соответствующее музыкальным способностям, вокальным данным и основным свойствам характера peбeнкa. Впрочем, при назначении концертных номеров учитель только в отдельных случаях может предлагать ученику свою установку. Лучше, если ученики самостоятельно или с доброй консультацией учителя сделают выбор из (достаточно широкого) набора мелодий. Продвинутым ученикам можно порекомендовать принести на концерт ноты их любимого (или исполняемого ими на музыкальном инструменте) произведения. Разумеется, высший приоритет и похвалу учителя должны получить оригинальные музыкальные сочинения детей (если такое случится). Можно не скрывать от детей, что композиторский дар более редок, чем, например, способности стихосложения или рисования. Сложности индивидуальной подготовки ученических концертных номеров накладываются на проблему репертуара — проблему, глубоко погруженную в сферу воспитания детей. Репертуар полностью подчинен музыкальным вкусам учителя. И все же даже здесь трудно удержаться от рекомендации воспитывать у детей музыкальный вкус на проверенном столетиями материале —- фольклорной и классической музыке. Волей-неволей учитель выразит программой концерта не только свое понимание музыки, свое мироощущение, но и систему своих политических взглядов. Так, даже беглый взгляд на предложенный в методических рекомендациях к Шарманщику нотный материал для концерта дает основание предположить, что разработчики этих рекомендаций высоко оценивают роль интернационального воспитания — предлагается фольклорный музыкальный материал разных народов. В условиях, когда столь моден национализм, такие рекомендации могут стать предметом критического обсуждения или осуждения. В связи с этим учителя следует предупредить: неустанно думая о воспитании человека и гражданина, старайтесь избегать политических крайностей. Третьеклассникам нет необходимости петь в классе хором «Интернационал», точно так же, как неуместен любимый ныне многими монархический гимн «Боже, царя храни» или церковные псалмы во имя Иисуса Христа. В глазах детей концерт приобретает особое значение, если он организован не только для учащихся, но и для их родителей, бабушек и дедушек. Потратив определенные усилия на формирование такой благожелательной аудитории, учитель сторицей окупит эти усилия той признательностью, которую он несомненно прочитает в глазах исполнителей концерта и гостей-слушателей. Темой редактирования музыкальной информации не завершаются встречи школьников с адаптированным учебным музыкальным редактором Шарманщик. Центральные классы средней школы, как правило, наполнены сейчас многочисленными программами для школьных предметных уроков, которые призваны совершенствовать частные предметные методики и конструктивно демонстрировать эффективные межпредметные связи информатики со всеми другими школьными дисциплинами. Характерными примерами такого взаимопроникновения предметов могут служить прикладные программы из состава программно-методической системы Хиты Роботландии, где активно используются такие интегрированные системы учебного назначения, как Конструктор Сказок, Волшебные и Веселые Картинки и др. В этих системах музыкальный редактор работает как средство создания иллюстрирующего музыкального фона. Все эти системы — открытые, что дает возможность учителю и учащимся пополнять арсенал поурочных заданий, выполняемых с помощью таких учебных интегрированных систем. Школьные пользователи — учителя и дети — легко и с удовольствием справляются с этой работой, которая часто выполняется по заказу учителя-предметника или по собственной инициативе. Результаты этой деятельности легко наблюдать, когда ученик записывает в качестве музыкальной иллюстрации к физическим или математическим задачам на скорость мелодию М. И. Глинки «Паровоз», а в качестве музыкального сопровождения к сообщению об ошибке записывает фрагмент бетховенской темы судьбы. Велико значение Шарманщика и во внешкольных формах учебной деятельности школьников. В ряде конкурсов по компьютерному конструированию на курсе университета оценка за музыкальное иллюстрирование входит в состав общей, интегральной оценки представляемого проекта. Показателен тот факт, что практически ни одна из команд-участниц не ушла от музыкального иллюстрирования проекта, имея возможность обосновать это объявленной факультативностью музыкального сопровождения. Все мелодии либо были умело подобраны по тематике самими учащимися, либо, более того, представлены оригинальные композиции. Как исключение (но от этого только более впечатляющее) звучит в учительском письме, сопровождающем один из пакетов ученических работ, такая фраза: «Мама Максима Михайлова, учительница музыки детской музыкальной школы, воодушевленная успешными выступлениями своего сына в предыдущих двух конкурсах, помогла третьеклассникам подобрать подходящую по содержанию заданий музыку». Шарманщик — это фрагмент пропедевтического курса информатики. С темой редактирования музыкальной информации ученики еще встретятся позднее. При изучении темы «Кодирование информации» в старших классах алфавит музыкальной азбуки может стать отличным дидактическим материалом на уроке. Для тех школьников, кто увлечен музыкой всерьез, неизбежно обращение к современным информационным технологиям, которые оперируют многообразными форматами музыкальной информации. Таким школьникам можно предложить школьный кружок музыкальной информатики (если учитель достаточно подготовлен к роли руководителя кружка не только как специалист по технологиям, но и как музыкант) или рекомендовать занятия в музыкальных учебных заведениях, при которых пропедевтика компьютерной обработки музыкальной информатики, намеченная в рамках первого знакомства с Шарманщиком, несомненно окажется полезной. |