Диагностика воспитанности
План:
I.Беседа (дискуссия) по определению понятия  "воспитанность". Определение критериев воспитанности.
1.  Раскройте понятие "воспитанность".
2. Что мы подразумеваем, когда говорим о человеке "воспитаны", либо наоборот?
3. По каким признакам мы определяем воспитанность человека?
4. Что для Вас служит критериями воспитанности? Ранжируйте, пожалуйста.
II. Результат воспитательного процесса.
III. Критерии и диагностика воспитанности.
IV. Практические методы диагностики воспитанности (трудности их использования).

Воспитание - процесс противоречивый и длительный. В нем возникают серьезные трудности, бывают и срывы. Результаты воспитания имеют нередко отдаленный характер, и учитывать их трудно.

Как узнать, достиг ли цели воспитательный процесс в целом или отдельный его этап?
Естественно, для этого нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания.  Под результатом воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, а может и отличаться от него. Выявить степень соответствия помогает диагностика. Нам уже известно, что это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные диагностического изучения сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками воспитанности, разница между начальным и конечным результатом определяет эффективность процесса воспитания.
Как же определяется воспитанность? Это очень сложная и не вполне разрешенная в современной педагогике проблема. Наука лишь приближается к разработке надежных "измерителей" результативности воспитания. Сегодня об уровне воспитанности можно составить лишь весьма приблизительные представления, используя сложные и трудоемкие процедуры выявления и анализа результатов.
Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Оформляются они обычно в виде шкалы наименований.
В нынешних критериях воспитанности выделено немало различных характеристик, определяющих диапазон применения тех или иных показателей. Критерии воспитанности условно можно подразделить на "жесткие" и "мягкие".
"Жесткие критерии в педагогике используются сравнительно мало.  К ним относятся важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи: число совершаемых преступлений, число молодых людей, отбывающих наказание; число разводов и распавшихся семей; число брошенных детей, темпы распространения пьянства, курения, наркомании, проституции среди молодежи, раннее материнство, число больных СПИДом и т.д.
Для характеристики школьного воспитания применяются "мягкие" облегченные критерии. К недостаткам применяемых критериев нужно отнести и то, что они разрабатываются лишь для отдельных - нравственных, трудовых, эстетических качеств.
Разработать критерии, которые охватывали бы все многообразие качеств личности (коллектива) в единстве, еще никому не удавалось. Сегодня школьным воспитателям приходится пользоваться "усеченными" методиками.
Среди множества критериев воспитанности можно выделить две группы: содержательные и оценочные. Первые связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей, а вторые - с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.
Есть еще общие критерии для диагностики конечных результатов - достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива - и частные критерии для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств. Первые отражают требования, зафиксированные в формулировке цели, а вторые - конкретные задачи воспитательного процесса.

По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы:

1)       связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме - суждениях, оценках, поступках, действиях личности;
2)       связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, - мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

Некоторые практические методы диагностики, используемые для оценки проявлений воспитанности.

1) Прямые вопросы типа: "Что такое честность?", "зачем людям нравственность?" и т.п. Ответы на них помогают воспитателю и самому воспитаннику лучше разобраться в различных качествах, осмыслить их.
2) Сочинения на заданную тему: "Мой идеал современника", "Милосердие - как я это понимаю" и т.п. Ценность этих работ в том, что они отражают внутренние позиции выпускников, их сомнения, колебания и раздумья.
3)Имеет диагностическое значение позиция "умолчания", характеризующая стремление части воспитанников  оставаться в тени, уклоняться от прямых ответов.
4)Личные беседы.
5)Метод воспитывающих ситуаций.
  Он решает 2 задачи:
       1) диагностика уровня развития требуемых качеств;
       2) воспитание этих качеств.
Последнее время практика тяготеет к созданию проблемных воспитывающих ситуаций. Искусственно создаются ситуации, когда ребята вынуждены решать поставленные проблемы.

Выделяются такие виды ситуаций:

1) проверочная;
2) воспитывающая;
3) контролирующая;
4) закрепляющая;
5) не предусмотренная воспитателем, но помогающая;
6) не предусмотренная воспитателем, мешающая или вредная.

Регистрация результатов диагностики осуществляется в различных формах. Очень осторожно и корректно могут использоваться цифровые индексы, шкалы, различные условные обозначения.
Следует всегда помнить, что в основу оценки воспитанности должна быть положена общая нравственная направленность личности, а не отдельные ее качества. Последние следует рассматривать в связи с мотивами поведения, поскольку поступок или действие, взятые вне связи с мотивом, их вызвавшим, не могут адекватно характеризовать уровень   воспитанности. Известно, что иногда даже гуманные поступки, якобы свидетельствующие о воспитанности человека, на самом деле бывают обусловлены далеко не лучшими побуждениями. В других условиях, при иных обстоятельствах поведение могло бы измениться.
Разными могут быть мотивы отношения школьника к учению. Даже хорошо успевающие ученики руководствуются далеко не лучшими мотивами.
Учителям и классными руководителям надо сосредоточить внимание на воспитании положительных социальных мотивов - чувства долга, стремления принести пользу, пытливости.