Введение
  Сопровождение теоретического курса
  Сопровождение практического курса
  Самостоятельная работа студентов
  Психологический словарь терминов
  Портреты психологов
  Электронная библиотека
  Об авторах

Тема 3.3. Общение как коммуникативный  процесс

 

1. Содержание и структура коммуникативного процесса.

2.   Особенности вербальной и невербальной информации.

Социально-психологические исследования общения как информацион­но-коммуникативного процесса.
Социально-психологическая структура процесса коммуникации: обмен информацией, взаимовоздействие, взаимопонимание.

Специфика коммуникативного процесса между людьми: развитие и обогащение информации в ходе ее «движения», активная позиция партнеров в коммуникативном процессе, индивидуальные различия при уяснении ин­формации и т.д.

Основные барьеры на пути движения информации (социальные, политические, идеологические, физические, смысловые, эмоциональные, речевые, когнитивные, организационно-психологические). Проблема фильтрации и фасцинации в коммуникативном процессе.  Общая методологическая проблема кода и декодификации как важнейшее условие понимания друг друга партне­рами по коммуникации. Типы информации: побудительная, констатирующая. Проблема эффекта сообщения (Ю.М.Забродин). 

 

Причины плохой коммуникации (стереотипы, предвзятые представления, плохие отношения, отключение внимания, пренебрежение фактами, физическое состояние, неадекватный выбор стратегии). 
Средства коммуникативного процесса: вербальные и невербальные, их соотношение.

Вербальные средства коммуникации: речь, околоречевые (паралингвистическая и экстралингвистическая системы). Структура речевого общения: значение и смысл слов. Околоречевые средства (паралингвистическая система): темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм речи, тембр речи, интонация, дикция. Экстралингвистическая система (речевые звуковые явления).

Невербальная коммуникация. Исследования места и роли невербальной коммуникации в общении (Е.А.Петрова. Знаки общения). Оптико-кинетическая коммуникация, ее особенности (Исследования М.Аргайла). Пространственно-временная организация коммуникации. Проксемика о роли пространственно-временной организации коммуникативного процесса. Роль предметно-контактных, тактильных действий для коммуникации. Роль ольфакторных средств в коммуникативном процессе.

Проблема эффективности коммуникативного процесса: умение владения словом, силой убеждения, грамотной речью; способность предвидеть и преодолевать коммуникативные барьеры; овладение способностью использования невербальных средств; стремление к взаимопониманию.  

Основные категории: коммуникация, содержание коммуникативного процесса, коммуникативные барьеры, фильтрация и фасцинация в коммуникации, вербальные и невербальные средства коммуникативного процесса, эффективность коммуникативного процесса.

 

Контрольные вопросы:

  1. Содержание и структура коммуникативного процесса?
  2. Коммуникативные барьеры?
  3. Фильтрация и фасцинация в коммуникативном процессе?
  4. Причины плохой коммуникации?
  5. Средства коммуникативного процесса?
  6. Роль вербальных средств в коммуникации?
  7. роль невербальных средств в коммуникативном процессе?
  8. Основные направления оптимизации коммуникативного процесса?                

                                          
Литература:
Обязательная:

  1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
  2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1981.
  3. Психология влияния: Хрестоматия. СПб., 2000.

Дополнительная:

  • Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1991.
  • Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.
  • Куликов В.Н. Психология внушения. Иваново. 1978.
  • Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.
  • Панасюк А.Ю. Как победить в споре, или искусство убеждать. М., 1998.
  • Петрова Е.А. Знаки общения. М., 2001.
  • Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.
  • Шиллер Г. Манипулирование сознанием. М., 1990.