Введение
  Сопровождение теоретического курса
  Сопровождение практического курса
  Самостоятельная работа студентов
  Психологический словарь терминов
  Портреты психологов
  Электронная библиотека
  Об авторах

Тема 6.3. Межличностные отношения в группах.

 

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ КАК КОЛЛЕКТИВА

1 СТАДИЯ

1. Диффузная группа
Для диффузной группы характерно отсутствие психологического единства по главным направлениям деятельности, хотя возможно достижение психологического единства на второстепенной, случайной, временной (а не деловой) основе. Как правило, это разобщенные общности, состоящие из изолированных (а иногда и конкурирующих) группировок.
Наряду с лидерами-организаторами действуют и лидеры-дезорганизаторы. Многие вопросы организации совместной деятельности решаются импульсивно, самоуправление развито слабо, организационное ядро группы авторитетом не пользуется.
Управлять такими группами трудно, потому что они вялы, пассивны. При получении новых заданий оказывают большое сопротивление: не хотят нововведений, ссылаются на свою «немощность», пытаются оттянуть задание под видом любых, часто нелепых, отговорок. Воздействие классного руководителя группы этого типа пытаются приспособить к своим узкогрупповым интересам. Личность в диффузных группах недостаточно включена в совместную деятельность, психологически слабо защищена

«Песчаная россыпь»
Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильнее - и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там каждый, как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей.
Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.
Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

 

2 СТАДИЯ

      2. Группа-ассоциацияК этой категории относятся такие классные коллективы, в которых плохо выполняется основная групповая деятельность. Эти классы не имеют своего общественно ценного лица. Актив в таких классах недостаточно действен. Учащиеся взаимно внушаемы и конформны в поведении. Общий тон - пассивная созерцательность. Стиль самоуправления в таких группах - импульсивный. В противовес официальным лидерам-организаторам в них выступают 2-3 ярко выраженных дезорганизатора, а чаще всего проявляется пассивное поведение учащихся.
Управлять такими группами трудно, потому что они вялы, пассивны, часто не реализуют общих целей и задач. При получении новых заданий оказывают известное сопротивление, пытаются оттянуть задание под видом любых отговорок или переложить его на другие коллективы. Личность в таких коллективах проявляет себя слабо. Особенно в неблагоприятном положении оказываются в них яркие и самобытные личности. По уровню своего развития, эти коллективы находятся на начальных этапах формирования.

«Мягкая глина»
Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир, организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.
В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки. Не все получается у организатора, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера хорошего организатора пока нет или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.

 

3 СТАДИЯ
3. Группа-кооперация
Это достаточно организованные и сплоченные группы, но проявляют активность прежде всего в собст­венных интересах, проявляют групповой эгоизм, противопостав­ляют "себя другим группам, строят межгрупповые отношения на ос­нове конкуренции, соперничества. Общественно значимые цели вышестоящей организации такие группы стремятся приспособить к своим узкогрупповым интересам.

 

«Мерцающий маяк»
В штормовом море маяк и опытно­му, и начинающему мореходу при­носит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». За­метьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь»
Формирующийся коллектив озабо­чен, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом кол­лективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товари­щеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не оди­ночных, пусть даже частых вспы­шек. В группе есть на кого опе­реться.
Авторитетны «смотри­тели» маяка, те, кто не дает погас­нуть огню, - организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуаль­ностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, най­ти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда у некоторых членов группы хватает сил подчи­ниться коллективным требовани­ям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносят­ся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в том, более значительном коллек­тиве, в который он, как часть, вхо­дит. Мы видим проявление актив-ности всплесками, да и то не у всех.

 

4 СТАДИЯ

4. Коллектив. Такие группы успешно выполняют учебную и общественно значимую деятельность, ответственно относят­ся к поручениям вышестоящих организаций, проявляют высокую принципиальность и моральную чистоту в разнообразных формах поведения. Полученные группой задачи решаются не шаблонно, есть попытки найти наилучший варинат их выполнения. Группа психологически сплочена, спло­ченность базируется на социально ценных мотивах и целях. Психологи­ческое единство вырабатывается в ходе активного обсуждения различ­ных сторон деятельности класса, в обсуждении принимают участие все школьники. Между группировками и между лидерами группировок сло­жились хорошие деловые и личные отношения. В общении между чле­нами коллектива наблюдается ува­жительное отношение друг к другу.
Личность в такой группе психологи­чески защищена; в деловых отноше­ниях - высокая требовательность к каждому школьнику и неприми­римость к нарушителям групповых норм и ценностей. Распоряжения вышестоящих организаций воспри­нимаются без сопротивления, ого­ворок и жалоб, но допускается ра­зумная критика в их оценке. В на­строении группы преобладает ма­жор, переживание чувства собствен­ного достоинства, базирующегося напредставлении ценности своего класса и гордости за него.

 

«Горящий факел»
Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива. Но это не все.
Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука.
Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.