Введение
  Сопровождение теоретического курса
  Сопровождение практического курса
  Самостоятельная работа студентов
  Психологический словарь терминов
  Портреты психологов
  Электронная библиотека
  Об авторах

ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ

Раздел I.  Социальная психология как наука

Лекция 1.   Предмет, история, методы социальной психологии.

Содержание:

  1. Понятие социальной психологии: его многозначность и трактовка.
  2. Предмет и задачи социальной психологии.
  3. Место социальной психологии в системе научного знания.
  4. Структура социальной психологии.
  5. Основные разделы социальной психологии.
  6. Методы социальной психологии.

Тема 1.2. Становление и развитие социальной психологии.

  1. Основные исторические вехи развития социальной психологии.
  2.  Зарождение психологического направления в социологии. Начало экспериментальных исследований.
  3. Этапы становления социальной психологии: философский, феноменологический, эмпирическая описательная психология, научный.
  4. Влияние основных направлений психологии начала XX века на становление и развитие социальной психологии.
  5. Вклад отечественных психологов в развитие социальной психологии (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др.)
  6. Основные направления социальной психологии.

Литература:

  • Андреева Г..М. Социальная психология. – М., 2003
  • Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.,2000
  • Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 2004
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.,1999.
  • Ждан А.Н. История психологии.  – М., 1990.
  • Парыгин Б. Социальная психология. – С-П., 1999.
  • Руденский Е.В.   Социальная психология. – М., 1997
  • Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Ч.1.- М., 1995.

 

Раздел II.  Типология и социально-психологические
характеристики личности

Тема 2.1.   Феноменология, структура личности.

Содержание:

  1. Понятие личности.
  2. Многообразие психологических подходов к описанию и пониманию личности.
  3. Проявления личности. Социально-психологические качества личности.
  4. Составляющие личности: индивид, персона, индивидуальность.
  5. Системообразующие признаки: эмоциональность, активность, саморегуляция и побуждение.
  6. Сравнительные характеристики личности в социологии, общей психологии, социальной психологии.
  7. Личность в социальной психологии

Тема 2.2.   Социализация и развитие личности.

Содержание:

  1. Понятие социализации.
  2. Ведущие феномены социализации.
  3. Факторы, основные институты социализации.
  4. Социально – психологические механизмы социализации:
    • идентификация,
    • подражание,
    • внушение,
    • социальная фасилитация,
    • конформность.
  5. Механизм перцептивной защиты.
  6. Основные направления социализации.
  7. Феноменология развития личности.
  8. Социальная установка и реальное поведение личности.
  9. Традиции и этапы изучения социальных установок.
  10. Структура социальной установки.

Тема 2.3.   Межличностные отношения.

Содержание:

  1. Общественные отношения. Индивидуальность. Социальная роль.
  2. Межличностные отношения.
  3. Место межличностных отношений:
    1. экономические,
    2. социальные,
    3. политические,
    4. идеологические.
  4. Межличностные отношения – эмоциональные проявления:
    1. аффекты,
    2. эмоции,
    3. чувства.
  5. Чувства – конъюктивные, дизъюктивные.
  6. Общение в системе общественных и межличностных отношений. Их реализация в общении.

Основная литература:

  • Андреева Г..М. Социальная психология. – М., 2003
  • Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.,2000
  • Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 2004
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.,1999.
  • Ждан А.Н. История психологии.  – М., 1990.
  • Парыгин Б. Социальная психология. – С-П., 1999.
  • Руденский Е.В.   Социальная психология. – М., 1997
  • Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Ч.1.- М., 1995.

 

Раздел III.  Психология общения

Тема 3.1.   Психологическое общение, его содержание, цели и средства.

Содержание:

  1. Категория общения в социальной психологии.
  2. Основные характеристики общения: содержание, функции, манера, стиль.
  3. Средства общения.  
  4. Стратегии общения.  
  5. Структура общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная).
  6. Общение как обмен информацией:
  7. Речь как средство коммуникации.
  8. Процесс передачи информации: интенция – смысл – кодирование – текст – декодирование.
  9. Модель коммуникативного процесса по Лассуэлу.
  10. Невербальная коммуникация.
  11. Функции невербальной коммуникации.
  12. Средства невербальной коммуникации: оптико-кинес.ическая система, пара- и экстралингвистическая система, пространство и время, визуальное общение.
  13. Общение как взаимодействие. Структура взаимодействия в общении.
  14. Механизмы взаимопонимания в общении:
    1. идентификация,
    2. эмпатия,
    3. рефлексия.
    4. Теория Дж.Холмса.
  15. Роль общения в психическом развитии  человека.
  16.  Общение как процесс психического регулирования социальной жизни личности

Тема 3.2.  Техника и приемы организации коммуникаций.

Содержание:

  1. Понятие техники и приемов общения.
  2. Этапы установления контакта, создания доброжелательной атмосферы.
  3. Коммуникативные барьеры  общения.
  4. Искусство слушать собеседника:
    1. правила общения;
    2. типы слушателей;
    3. правила нерефлексивного слушания;
    4. выяснение,
    5. перефразирование,
    6. резюмирование.
  5. Установки, затрудняющие процесс общения.
  6. Эмоциональные переживания, осложняющие процесс общения.
  7. Поведение, затрудняющее общение с другими людьми.

Основная литература:

  1. Андреева Г..М. Социальная психология. – М., 2003
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.,2000
  3. Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 2004
  4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.,1999.
  5. Ждан А.Н. История психологии.  – М., 1990.
  6. Парыгин Б. Социальная психология. – С-П., 1999.
  7. Руденский Е.В.   Социальная психология. – М., 1997
  8. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Ч.1.- М., 1995.

Дополнительная литература:

  1. Вайкуновский А.Я.  Я говорю, мы говорим: очерки о человеческом общении. – М., 1990
  2. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации М.,1980.
  3. Кузин Ф.А Культура делового общения М., 1996.
  4. Лупьян Я.А.   Барьеры общения, конфликты, стресс. – Мн.. 1996
  5. Обозов Н.Н.  Психология делового общения. – Спб., 1995
  6. Обозов Н.Н.  Психологическая культура отношений. – Спб., 1995
  7. Петровская Л.А.  Компетентность в общении. – М., 1989
  8. Пиз А.  Язык телодвижений. – Нижний Новгород, 1992
  9. Соснин В.А., Лунев П.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг М., 1993.
  10. Узнадзе Д.Н.  Теория установки. – М., 1997
  11. Юсупов И.М.  Психология взаимопонимания. – Казань, 1991
  12. Ясвин В.   Гроссмейстер общения. – М., 1996

 

Раздел IV.  Группа как социально-психологический  феномен

Тема 4.1.   Понятие, виды, структура группы.

Содержание:

  1. Малая группа как социально-психологический феномен.
  2. Понятие малой группы, большой, их характерные черты.
  3. Виды малых групп:
    1. условные,
    2. реальные,
    3. естественные,
    4. референтные и др.
  4. Процесс группового функционирования.
  5. Методология исследования групп.
  6. Коллектив как малая группа.
  7. Стадии развития коллектива.
  8. Структура межличностных процессов в малой группе.

Тема 4.2.   Групповая динамика и лидерство в группе.

Содержание:

  1. Структура малой группы.
  2. Позиция, статус. Внутренняя установка и роль.
  3. Типы внутригрупповых структур коммуникации:
    1. централизованная,
    2. децентрализованная.
  4. Нравственные ценностные ориентации и нормы. 
  5. Динамика развития групповых отношений.
  6. Основные стадии развития группы как коллектива:
    1. диффузия,
    2. ассоциация,
    3. кооперация,
    4. коллектив.
  7. Руководство и лидерство в группе.
  8. Стили лидерства: авторитарный, демократический и либеральный.

Тема 4.3.   Проблема эффективности групповой деятельности.
Содержание:

  1. Виды взаимоотношений:
    1. официальные,
    2. неофициальные;
    3. отношения лидерства, руководства и подчинения;
    4. деловые, личные;
    5. рациональные, эмоциональные.
  2. Проблема групповой сплоченности.
  3. Эффективность групповой деятельности.
  4. Основные критерии эффективности деятельности педагогического и ученического коллективов.
  5. Пути повышения эффективности групповой деятельности.

 Литература:

  1. Андреева Г..М. Социальная психология. – М., 2003.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.,2000.
  3. Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 2004.
  4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.,1999.
  5. Ждан А.Н. История психологии.  – М., 1990.
  6. Парыгин Б. Социальная психология. – С-П., 1999.
  7. Руденский Е.В.   Социальная психология. – М., 1997.
  8. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Ч.1.- М., 1995.

Дополнительная литература:

 

 

  1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
  2. Берн Э.  Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Спб,  1996.
  3. Годфруа Ж.  Что такое психология. В 2-х частях: Ч.2. – М., 1992.
  4. Дубовская Е М., Кричевский Р.Л. Психология малой группы М., 1991.
  5. Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы М., 1988.
  6. Рудестали К.  Групповая психотерапия. – М., 1990.
  7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И.   Психология человека. – М., 1995.


 

Раздел V.  Конфликт и способы его разрешения

Тема 5.1  Конфликт и способы его разрешения.

Содержание:

  1. Конфликт как составляющая общения, его характеристика.
  2. Элементы конфликта. Причины конфликтa.
  3. Виды или типы конфликта.
  4. Стороны конфликта.
  5. Условия протекания и образы конфликтной ситуации. Структура и динамика конфликта. Поведение в конфликте.
  6. Механизмы психологической защиты.
  7. Исходы конфликтных ситуаций. Закон «бумеранга» в конфликте.
  8. Правила в конфликте.
  9. Пять основных подходов к конфликту.
  10. Специфика педагогических конфликтов.
  11. Направления или схемы разрешения конфликта.
  12. Профилактика конфликтов в педагогической деятельности.

Основная литература:

  1. Андреева Г..М. Социальная психология. – М., 2003.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.,2000.
  3. Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 2004.
  4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.,1999.
  5. Ждан А.Н. История психологии.  – М., 1990.
  6. Парыгин Б. Социальная психология. – С-П., 1999.
  7. Руденский Е.В.   Социальная психология. – М., 1997.
  8. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Ч.1.- М., 1995.

Дополнительная литература:

 

 

1. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М.  Внимание: Конфликт! – Новосибирск, 1989.
2. Браун Л.  Имидж – путь к успеху. – Спб, 1996.
3. Джини Г., Скотт.   Способы разрешения конфликтов. – Киев, 1991.
4. Лупьян Я.А.   Барьеры общения, конфликты, стресс. – Мн.. 1996.
5. Милибруда Е.Я.  Я – Ты – Мы. Психологические возможности улучшения общения.- М., 1986. 
6. Основы конфликтологии / А.В. Дмитриев и др. – М., 1997.
7. Соснин В.А., Лунев П.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг М., 1993.
8. Юсупов И.М.  Психология взаимопонимания. – Казань, 1991.


 

Раздел VI.  Человек и труд

Тема 6.1.  Человек как субъект труда.

Содержание:

  1. Субъект труда как главный компонент эргатической системы.
  2. Субъект труда как «многопризнаковая» разноуровневая система.
  3. Уровни изучения субъекта труда.
  4. Показатели профессиональной деятельности субъекта труда:
  5. мотивационные и эмоционально-волевые;
  6. когнитивные;
  7. операторные и результативные.
  8. Человек как субъект труда.
  9. Разделение труда как повышение эффективности труда.
  10. Экономическая, техническая и психологическая эффективность эргатической системы.
  11. Возрастное развитие человека как субъекта труда.
  12. Основные варианты и фазы развития профессионала:
    1. стадии оптант,
    2. адепт,
    3. адаптант,
    4. интернал,
    5. мастер,
    6. авторитет,
    7. наставник.
  13. Жизненный путь профессионала; виды межсобытийных связей:
    1. потенциальные,
    2. реализованные,
    3. актуальные,
    4. сверхсильные.

Основная литература:

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.,2000
  2. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтуфьев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л., 1979.
  3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.
  4. Практикум по инженерной психологии и эргономике /Под ред. Ю.К.Стрелкова. – М., 2003.
  5. Психология труда. М., 1979.
  6. Психология труда /Под ред. Карпова А.В.. – М., 2003.

Дополнительная литература:

 

 

  • Анастази А. Психологическое тестирование. СПб., 2003.
  • Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2003
  • Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2004
  • Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004
  • Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996
  • Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996
  • Леонова А.Б. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., 1981
  • Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара, 2003
  • Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиораммы. СПб., 2004
  • Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность СПб., 2003
  • Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001.