Сопровождение теоретического курса |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сопровождение практического курса |
|
|
|
|
Самостоятельная работа студентов |
|
|
|
|
|
|
|
|
Психологический словарь терминов |
|
|
Портреты психологов |
|
|
Электронная библиотека |
|
|
 |
ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ
Раздел I. Социальная психология как наука
Лекция 1. Предмет, история, методы социальной психологии.
Содержание:
- Понятие социальной психологии: его многозначность и трактовка.
- Предмет и задачи социальной психологии.
- Место социальной психологии в системе научного знания.
- Структура социальной психологии.
- Основные разделы социальной психологии.
- Методы социальной психологии.
Тема 1.2. Становление и развитие социальной психологии.
- Основные исторические вехи развития социальной психологии.
- Зарождение психологического направления в социологии. Начало экспериментальных исследований.
- Этапы становления социальной психологии: философский, феноменологический, эмпирическая описательная психология, научный.
- Влияние основных направлений психологии начала XX века на становление и развитие социальной психологии.
- Вклад отечественных психологов в развитие социальной психологии (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др.)
- Основные направления социальной психологии.
Литература:
- Андреева Г..М. Социальная психология. – М., 2003
- Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.,2000
- Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 2004
- Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.,1999.
- Ждан А.Н. История психологии. – М., 1990.
- Парыгин Б. Социальная психология. – С-П., 1999.
- Руденский Е.В. Социальная психология. – М., 1997
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Ч.1.- М., 1995.
Раздел II. Типология и социально-психологические
характеристики личности
Тема 2.1. Феноменология, структура личности.
Содержание:
- Понятие личности.
- Многообразие психологических подходов к описанию и пониманию личности.
- Проявления личности. Социально-психологические качества личности.
- Составляющие личности: индивид, персона, индивидуальность.
- Системообразующие признаки: эмоциональность, активность, саморегуляция и побуждение.
- Сравнительные характеристики личности в социологии, общей психологии, социальной психологии.
- Личность в социальной психологии
Тема 2.2. Социализация и развитие личности.
Содержание:
- Понятие социализации.
- Ведущие феномены социализации.
- Факторы, основные институты социализации.
- Социально – психологические механизмы социализации:
- идентификация,
- подражание,
- внушение,
- социальная фасилитация,
- конформность.
- Механизм перцептивной защиты.
- Основные направления социализации.
- Феноменология развития личности.
- Социальная установка и реальное поведение личности.
- Традиции и этапы изучения социальных установок.
- Структура социальной установки.
Тема 2.3. Межличностные отношения.
Содержание:
- Общественные отношения. Индивидуальность. Социальная роль.
- Межличностные отношения.
- Место межличностных отношений:
- экономические,
- социальные,
- политические,
- идеологические.
- Межличностные отношения – эмоциональные проявления:
- аффекты,
- эмоции,
- чувства.
- Чувства – конъюктивные, дизъюктивные.
- Общение в системе общественных и межличностных отношений. Их реализация в общении.
Основная литература:
- Андреева Г..М. Социальная психология. – М., 2003
- Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.,2000
- Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 2004
- Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.,1999.
- Ждан А.Н. История психологии. – М., 1990.
- Парыгин Б. Социальная психология. – С-П., 1999.
- Руденский Е.В. Социальная психология. – М., 1997
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Ч.1.- М., 1995.
Раздел III. Психология общения
Тема 3.1. Психологическое общение, его содержание, цели и средства.
Содержание:
- Категория общения в социальной психологии.
- Основные характеристики общения: содержание, функции, манера, стиль.
- Средства общения.
- Стратегии общения.
- Структура общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная).
- Общение как обмен информацией:
- Речь как средство коммуникации.
- Процесс передачи информации: интенция – смысл – кодирование – текст – декодирование.
- Модель коммуникативного процесса по Лассуэлу.
- Невербальная коммуникация.
- Функции невербальной коммуникации.
- Средства невербальной коммуникации: оптико-кинес.ическая система, пара- и экстралингвистическая система, пространство и время, визуальное общение.
- Общение как взаимодействие. Структура взаимодействия в общении.
- Механизмы взаимопонимания в общении:
- идентификация,
- эмпатия,
- рефлексия.
- Теория Дж.Холмса.
- Роль общения в психическом развитии человека.
- Общение как процесс психического регулирования социальной жизни личности
Тема 3.2. Техника и приемы организации коммуникаций.
Содержание:
- Понятие техники и приемов общения.
- Этапы установления контакта, создания доброжелательной атмосферы.
- Коммуникативные барьеры общения.
- Искусство слушать собеседника:
- правила общения;
- типы слушателей;
- правила нерефлексивного слушания;
- выяснение,
- перефразирование,
- резюмирование.
- Установки, затрудняющие процесс общения.
- Эмоциональные переживания, осложняющие процесс общения.
- Поведение, затрудняющее общение с другими людьми.
Основная литература:
- Андреева Г..М. Социальная психология. – М., 2003
- Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.,2000
- Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 2004
- Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.,1999.
- Ждан А.Н. История психологии. – М., 1990.
- Парыгин Б. Социальная психология. – С-П., 1999.
- Руденский Е.В. Социальная психология. – М., 1997
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Ч.1.- М., 1995.
Дополнительная литература:
- Вайкуновский А.Я. Я говорю, мы говорим: очерки о человеческом общении. – М., 1990
- Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации М.,1980.
- Кузин Ф.А Культура делового общения М., 1996.
- Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. – Мн.. 1996
- Обозов Н.Н. Психология делового общения. – Спб., 1995
- Обозов Н.Н. Психологическая культура отношений. – Спб., 1995
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989
- Пиз А. Язык телодвижений. – Нижний Новгород, 1992
- Соснин В.А., Лунев П.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг М., 1993.
- Узнадзе Д.Н. Теория установки. – М., 1997
- Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. – Казань, 1991
- Ясвин В. Гроссмейстер общения. – М., 1996
Раздел IV. Группа как социально-психологический феномен
Тема 4.1. Понятие, виды, структура группы.
Содержание:
- Малая группа как социально-психологический феномен.
- Понятие малой группы, большой, их характерные черты.
- Виды малых групп:
- условные,
- реальные,
- естественные,
- референтные и др.
- Процесс группового функционирования.
- Методология исследования групп.
- Коллектив как малая группа.
- Стадии развития коллектива.
- Структура межличностных процессов в малой группе.
Тема 4.2. Групповая динамика и лидерство в группе.
Содержание:
- Структура малой группы.
- Позиция, статус. Внутренняя установка и роль.
- Типы внутригрупповых структур коммуникации:
- централизованная,
- децентрализованная.
- Нравственные ценностные ориентации и нормы.
- Динамика развития групповых отношений.
- Основные стадии развития группы как коллектива:
- диффузия,
- ассоциация,
- кооперация,
- коллектив.
- Руководство и лидерство в группе.
- Стили лидерства: авторитарный, демократический и либеральный.
Тема 4.3. Проблема эффективности групповой деятельности.
Содержание:
- Виды взаимоотношений:
- официальные,
- неофициальные;
- отношения лидерства, руководства и подчинения;
- деловые, личные;
- рациональные, эмоциональные.
- Проблема групповой сплоченности.
- Эффективность групповой деятельности.
- Основные критерии эффективности деятельности педагогического и ученического коллективов.
- Пути повышения эффективности групповой деятельности.
Литература:
- Андреева Г..М. Социальная психология. – М., 2003.
- Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.,2000.
- Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 2004.
- Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.,1999.
- Ждан А.Н. История психологии. – М., 1990.
- Парыгин Б. Социальная психология. – С-П., 1999.
- Руденский Е.В. Социальная психология. – М., 1997.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Ч.1.- М., 1995.
Дополнительная литература:
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Спб, 1996.
- Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х частях: Ч.2. – М., 1992.
- Дубовская Е М., Кричевский Р.Л. Психология малой группы М., 1991.
- Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы М., 1988.
- Рудестали К. Групповая психотерапия. – М., 1990.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.
Раздел V. Конфликт и способы его разрешения
Тема 5.1. Конфликт и способы его разрешения.
Содержание:
- Конфликт как составляющая общения, его характеристика.
- Элементы конфликта. Причины конфликтa.
- Виды или типы конфликта.
- Стороны конфликта.
- Условия протекания и образы конфликтной ситуации. Структура и динамика конфликта. Поведение в конфликте.
- Механизмы психологической защиты.
- Исходы конфликтных ситуаций. Закон «бумеранга» в конфликте.
- Правила в конфликте.
- Пять основных подходов к конфликту.
- Специфика педагогических конфликтов.
- Направления или схемы разрешения конфликта.
- Профилактика конфликтов в педагогической деятельности.
Основная литература:
- Андреева Г..М. Социальная психология. – М., 2003.
- Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.,2000.
- Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 2004.
- Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.,1999.
- Ждан А.Н. История психологии. – М., 1990.
- Парыгин Б. Социальная психология. – С-П., 1999.
- Руденский Е.В. Социальная психология. – М., 1997.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Ч.1.- М., 1995.
Дополнительная литература:
1. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: Конфликт! – Новосибирск, 1989.
2. Браун Л. Имидж – путь к успеху. – Спб, 1996.
3. Джини Г., Скотт. Способы разрешения конфликтов. – Киев, 1991.
4. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. – Мн.. 1996.
5. Милибруда Е.Я. Я – Ты – Мы. Психологические возможности улучшения общения.- М., 1986.
6. Основы конфликтологии / А.В. Дмитриев и др. – М., 1997.
7. Соснин В.А., Лунев П.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг М., 1993.
8. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. – Казань, 1991.
Раздел VI. Человек и труд
Тема 6.1. Человек как субъект труда.
Содержание:
- Субъект труда как главный компонент эргатической системы.
- Субъект труда как «многопризнаковая» разноуровневая система.
- Уровни изучения субъекта труда.
- Показатели профессиональной деятельности субъекта труда:
- мотивационные и эмоционально-волевые;
- когнитивные;
- операторные и результативные.
- Человек как субъект труда.
- Разделение труда как повышение эффективности труда.
- Экономическая, техническая и психологическая эффективность эргатической системы.
- Возрастное развитие человека как субъекта труда.
- Основные варианты и фазы развития профессионала:
- стадии оптант,
- адепт,
- адаптант,
- интернал,
- мастер,
- авторитет,
- наставник.
- Жизненный путь профессионала; виды межсобытийных связей:
- потенциальные,
- реализованные,
- актуальные,
- сверхсильные.
Основная литература:
- Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.,2000
- Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтуфьев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л., 1979.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.
- Практикум по инженерной психологии и эргономике /Под ред.
Ю.К.Стрелкова. – М., 2003.
- Психология труда. М., 1979.
- Психология труда /Под ред. Карпова А.В.. – М., 2003.
Дополнительная литература:
- Анастази А. Психологическое тестирование. СПб., 2003.
- Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2003
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2004
- Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004
- Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996
- Леонова А.Б. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., 1981
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара, 2003
- Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиораммы. СПб., 2004
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность СПб., 2003
- Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001.
|