Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль.
С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализиру-ются и приобретают произвольный характер.
Мышление ребенка младшего школьного возраста ходится на переломном этапе развития. В этот периоде совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.
К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно-образного, со ставляющего основу успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у детей этого возраста должны быть элементы логического мышления. Таким образом, на этом возрастном этапе у ребенка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учеб ной программой.
Что такое сформированное наглядно-действенное мышление? Ребенок с высоким уровнем развития наглядно-действенного мышления хорошо справляется с любыми видами продуктивной деятельности,гдедлярешения задачи требуется умение работать по нарядному образцу, соотносить размеры и формы предметов (блоков конструктора, деталей механизмов).
Для наглядно-образного мышления характерно умение решать задачу прежде всего в плане представления и лишь затем - на конкретной предметной основе. Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, сравнения, классификации.
Наглядно-действенное мышление формируется в дош кольном возрасте в процессе овладения игровой деятель ностью, которая должна быть определенным образом организована и протекать под контролем и при специаль ном участии взрослого. Только полноценное развитие дошкольника обеспечивает формирование необходимого уровня наглядно-действенного мышления.
Дети приходят в школу с разным уровнем общего пси хического развития, поэтому у них могут не только отсутствовать зачатки логического и наглядно-образного мышления, но и быть недостаточно развито мышление наглядно-действенное, формирование которого к моментупоступления в школу в норме должно быть завершено.Что же делать, если у ребенка не сформировано наглядно-действенное мышление? Самым эффективным способом его развития является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельно сти конструирования. Поэтому желательно, чтобы в каждой группе, каждом классе был набор самых разных
конструкторов (пластмассовых, металлических, деревян ных и др.).
Развитию этого этапа мышления способствуют зада ния и упражнения со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них так, что бы получить другую фигуру), а также задания с ножница ми и бумагой.
Развитию наглядно-образного мышления способству ют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, вышеописанная работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструк ции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а за тем самостоятельно его реализовать.
Неоценимую помощь в развитии логического мышле ния окажут такие упражнения:
- «Четвертый лишний»: задание предполагает исклкъ. чение одного предмета, не имеющего некоторого призн£*з ка, общего для остальных трех (для этого упражнения удобно использовать карточки лото);
- придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Наряду с развитием логического мышления со ставление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию;
- загадки и логические задачи," головоломки, многочисленные примеры которых вы сможете найти в разно образных методических пособиях.
Выше были приведены упражнения, направленные на развитие различных видов мышления. Однако практика показывает, что такое разделение мышления на отдель ные виды является искусственным и используется только в целях специальной диагностики уровня психического развития, поскольку в решении любой задачи участвуют все виды мышления, развести которые зачастую невоз можно. Поэтому можно предложить целый ряд развива ющих заданий, которые всегда очень хорошо принимав ются детьми и способствуют развитию мышления в целом? в том числе его творческой стороны.
К ним относятся: всевозможные головоломки, различ ные виды заданий с палочками или с спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получить другое изображение: соеди нить несколько точек одной линией, не отрывая руки). Предлагаем простейшие задания со спичками:
- Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
- Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
- Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
Упражнения со спичками помогут также развитию про странственного мышления. С этой же целью кроме перечисленных можно также использовать простейшие зада ния с бумагой и ножницами, условно называемые «Одним разрезом»: каждую из нарисованных геометрических фи гур можно превратить в квадрат, сделав только один раз рез ножницами (по прямой линии).
Наряду с этим можно использовать игры-головолом ки, позволяющие всесторонне развить функцию мышле ния путем усложнения условий задания, например: от «Змейки Рубика» - к «Кубику Рубика», от «Игры в 5» - к £Игре в 15» и многие другие. Например, следующие.
СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Эта игра развивает способность быстро устанавли вать разнообразные, иногда совсем неожиданные, связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.
Берут наугад три слова, не связанные по смыслу, на пример, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо соста вить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя ис ходными словами и введением новых объектов («Маль чик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, тоял возле озера, которое ревело, как медведь»).
ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО
Берут любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, ис ключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше призна ков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариан тами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого от ветов больше.
Эта игра развивает способность не только устанавли вать неожиданные связи между разрозненными явления ми, но легко переходить от одних связей к другим, не за цикливаясь на них. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра фор мирует установку на то, что возможны совершенно раз-^ ные способы объединения и расчленения некоторой груп% пы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.
ПОИСК АНАЛОГОВ
Называются какой-либо предмет или явление, напри мер, «вертолет». Необходимо выписать как можно боль ше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также сис тематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть на званы «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор» (важные де тали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наи большее число групп аналогов.
Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из- них, формирует способность классифицировать явление по их признакам.
СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею при крыть от посторонних глаз бумаги на столе и т.д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.
Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.
Вопросы
- В чем заключается своеобразие мышления ребенка млад шего школьного возраста?
- Каким образом школьное обучение влияет на развитие Мышления младшего школьника?