3. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

 

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль.

С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С. Выготский) и ста­новится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализиру-ются и приобретают произвольный характер.

Мышление ребенка младшего школьного возраста ходится на переломном этапе развития. В этот периоде совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыс­лительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действитель­ностью и непосредственным наблюдением, уже подчиня­ется логическим принципам, однако отвлеченные, фор­мально-логические рассуждения детям еще не доступны.

К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образо­ванием для развития мышления наглядно-образного, со­ ставляющего основу успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у детей этого возраста должны быть элементы логического мышления. Таким образом, на этом возрастном этапе у ребенка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учеб­ ной программой.

Что такое сформированное наглядно-действенное мышление? Ребенок с высоким уровнем развития наглядно-действенного мышления хорошо справляется с любыми видами продуктивной деятельности,гдедлярешения задачи требуется умение работать по нарядному образцу, соотносить размеры и формы предметов (блоков конструктора, деталей механизмов).

Для наглядно-образного мышления характерно умение решать задачу прежде всего в плане представления и лишь затем - на конкретной предметной основе. Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, сравнения, классификации.

Наглядно-действенное мышление формируется в дош­ кольном возрасте в процессе овладения игровой деятель­ ностью, которая должна быть определенным образом организована и протекать под контролем и при специаль­ ном участии взрослого. Только полноценное развитие дошкольника обеспечивает формирование необходимо­го уровня наглядно-действенного мышления.

Дети приходят в школу с разным уровнем общего пси­ хического развития, поэтому у них могут не только отсутствовать зачатки логического и наглядно-образного мышления, но и быть недостаточно развито мышление наглядно-действенное, формирование которого к моментупоступления в школу в норме должно быть завершено.Что же делать, если у ребенка не сформировано наглядно-действенное мышление? Самым эффективным спосо­бом его развития является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельно­ сти конструирования. Поэтому желательно, чтобы в каждой группе, каждом классе был набор самых разных

конструкторов (пластмассовых, металлических, деревян­ ных и др.).

Развитию этого этапа мышления способствуют зада­ ния и упражнения со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них так, что­ бы получить другую фигуру), а также задания с ножница­ ми и бумагой.

Развитию наглядно-образного мышления способству­ ют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, вышеописанная работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструк­ ции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а за­ тем самостоятельно его реализовать.

Неоценимую помощь в развитии логического мышле­ ния окажут такие упражнения:

Выше были приведены упражнения, направленные на развитие различных видов мышления. Однако практика показывает, что такое разделение мышления на отдель­ ные виды является искусственным и используется только в целях специальной диагностики уровня психического развития, поскольку в решении любой задачи участвуют все виды мышления, развести которые зачастую невоз­ можно. Поэтому можно предложить целый ряд развива­ ющих заданий, которые всегда очень хорошо принимав ются детьми и способствуют развитию мышления в целом? в том числе его творческой стороны.

К ним относятся: всевозможные головоломки, различ­ ные виды заданий с палочками или с спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получить другое изображение: соеди­ нить несколько точек одной линией, не отрывая руки). Предлагаем простейшие задания со спичками:

Упражнения со спичками помогут также развитию про­ странственного мышления. С этой же целью кроме пере­численных можно также использовать простейшие зада­ ния с бумагой и ножницами, условно называемые «Одним разрезом»: каждую из нарисованных геометрических фи­ гур можно превратить в квадрат, сделав только один раз­ рез ножницами (по прямой линии).

Наряду с этим можно использовать игры-головолом­ ки, позволяющие всесторонне развить функцию мышле­ ния путем усложнения условий задания, например: от «Змейки Рубика» - к «Кубику Рубика», от «Игры в 5» - к £Игре в 15» и многие другие. Например, следующие.

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Эта игра развивает способность быстро устанавли­ вать разнообразные, иногда совсем неожиданные, связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных эле­ментов.

Берут наугад три слова, не связанные по смыслу, на­ пример, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо соста­ вить как можно больше предложений, которые обязатель­но включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть баналь­ными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя ис­ ходными словами и введением новых объектов («Маль­ чик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, тоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО

Берут любые три слова, например, «собака», «поми­дор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, ис­ ключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше призна­ ков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариан­ тами, которые сразу же напрашиваются (исключить «со­баку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого от­ ветов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавли­ вать неожиданные связи между разрозненными явления­ ми, но легко переходить от одних связей к другим, не за­ цикливаясь на них. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра фор­ мирует установку на то, что возможны совершенно раз-^ ные способы объединения и расчленения некоторой груп% пы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

ПОИСК АНАЛОГОВ

Называются какой-либо предмет или явление, напри­ мер, «вертолет». Необходимо выписать как можно боль­ ше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также сис­ тематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть на­ званы «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор» (важные де­ тали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наи­ большее число групп аналогов.

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообраз­ные свойства и оперировать в отдельности с каждым из- них, формирует способность классифицировать явление по их признакам.

СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше раз­личных способов его применения: книгу можно исполь­зовать как подставку для кинопроектора, можно ею при­ крыть от посторонних глаз бумаги на столе и т.д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварс­ких способов применения предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в са­мые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обыч­ном предмете неожиданные возможности.

Вопросы